Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод корректирующих показателей.






Данный метод заключается в сопоставлении экономических показателей с факторами внешней среды, в которой функционирует данное предприятие.

В качестве примера можно привести сопоставление динамики объема продаж какого-либо товара конкретным предприятием и изменением конъюнктуры рынка данного товара. Требует выяснения, например, существенный рост реализации в условиях снижающегося спроса.

Данный метод может быть использован при сравнении цен, тарифов, по которым реализуются товары со среднерыночными.

Рассмотренные специальные экономико-правовые методы являются необходимым, но недостаточным элементом системы методов выявления криминальной экономической деятельности. Нельзя недооценить значение специальных традиционных методов выявления и расследования преступлений, изучение которых осуществляется в рамках специальных юридических дисциплин (криминологии, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, юридической психологии и т.д.).

 

8.3. Методы измерения теневой экономики, используемые в Госкомстат России [66]

 

В основе методов измерения теневой экономики, используемых в Государственном комитете Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), лежат следующие предпосылки и ограничения.

1. Методы измерения теневой экономики, используемые в Госкомстат России, основаны на использовании информации, определяемой действующей Системой национальных счетов. Вследствие этого Госкомстат России исследует только часть теневой экономики и не измеряет объемы противоправных операций, фактически перераспределяющих уже созданное национальное богатство.

Последняя версия Системы национальных счетов (СНС-2008) совершенно определенно рекомендует включать оценки незаконной деятельности, такие, как производство и распространение наркотиков, в границы производства и учитывать их при составлении оценок ВВП и других макроэкономических показателей. Между тем среди профессиональных статистиков и пользователей статистической информации имеются определенные сомнения по поводу рекомендованного подхода: рост незаконной деятельности объективно ведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолкован как рост благосостояния страны.

В обоснование данной точки зрения можно привести следующие рассуждения:

· в ходе противоправных действий, как правило, не создаются новые продукты или услуги (между тем производительной в экономическом смысле является деятельность, связанная с производством и распространением наркотиков, незаконные перевозки в виде контрабанды и такие услуги, как проституция; однако любая деятельность в конечном итоге должна увеличивать благосостояние нации, что нельзя сказать о вышеприведенной деятельности – она увеличивает благосостояние отдельных малочисленных слоев населения), а происходит только известное перераспределение экономических активов;

· подобные действия, как правило, не являются результатом свободной договоренности между контрагентами, а, наоборот, основаны на внеэкономическом принуждении либо на слабостях (например, общеизвестно, что наркоманы – это больные люди, неадекватно воспринимающие действительность);

· данная деятельность наносит серьезный вред моральному и физическому здоровью населения страны и совершенно определенно не ведет к росту благосостояния нации.

Однако оценка размеров взяточничества, воровства, мошенничества и иных противоправных операций, несомненно, представляет интерес для правительства и правоохранительных органов и также должна исследоваться.

В связи с этим необходимо выработать единое определение теневой экономики, осуществить разделение явлений по определенным классификационным признакам и закрепить за каждым ведомством обязанность давать количественную оценку тех или иных явлений. В результате этого, на наш взгляд, прекратятся многочисленные споры о размерах теневой экономики, основанные на неодинаковом содержании одного и того же термина (в основном они ведутся между МВД России и Госкомстатом России).

2. В методах измерения теневой экономики, используемых в Госкомстат России, не оцениваются отдельные отрасли национальной экономики (например, легкая промышленность, черная металлургия и т. д.) по уровню их «теневизации» и не оценивается масштабность отдельных теневых явлений (например, масштаб «теневизации» бартерных операций).

3. В методах измерения теневой экономики, используемых в Госкомстат России, досчитываются показатели результатов функционирования национальной экономики с учетом неформальной экономики, но практически нигде не выделяет доля этой неформальной экономики, а по ряду показателей не проводится даже региональный срез функционирования национальной экономики с учетом неформальной экономики по субъектам Федерации (оценивается только федеральный уровень).

4. Почти во всех методиках измерения теневой экономики, используемых в Госкомстат России, ключевым моментом является экспертная оценка масштабов теневой экономики, формируемая для национальной экономики в целом как сумма экспертных оценок по субъектам Федерации. Однако качество экспертизы в силу различных причин разнится по регионам.

5. При определении неучтенных доходов домашних хозяйств Госкомстат России применяет методику, основанную на балансовом подходе и сопоставлении с расходами на потребление и сбережениями. Однако разделить неучтенные доходы домашних хозяйств на доходы от неформальной деятельности и на скрытые доходы типа заработной платы или смешанного дохода представляется крайне затруднительным. Очевидно, что в такую оценку, полученную балансовым путем, попадают также доходы от преступной деятельности, однако выделить их отдельно пока также не представляется возможным. Между тем, как уже было отмечено, подобное неразделение искажает реальную картину роста благосостояния страны.

Расходы на конечное потребление сознательно занижаются в случае, когда производящие их домашние хозяйства стремятся скрыть доходы (поскольку налоги платятся с доходов). Исходным положением в методике Госкомстата России по определению неучтенных доходов домашних хозяйств является то, что если расходы домашних хозяйств оцениваются путем опросов анонимно, то такие оценки, как правило, они не занижаются. Данный тезис, также представляется спорным, особенно в свете принятия закона о контроле над крупными расходами. Кроме того, существует также следующая проблема: домашние хозяйства, имеющие высокие доходы и осуществляющие значительные расходы на конечное потребление, как правило, не участвуют в опросах. Выборка, таким образом, является не случайной, а сдвинутой, что часто не позволяет использовать полученные данные для распространения их на генеральную совокупность домашних хозяйств.

6. Методы измерения теневой экономики, используемые в Госкомстат России, основаны на использовании информации, за достоверность которой никто не несет реальной ответственности. Кроме того, информация, предоставляемая в Госкомстат России, является изначально неполной для расчета по используемым в Госкомстат России методикам. Поэтому получаемые результаты постоянно досчитываются по соответствующим данным, получены ранее на основе расчетов в предшествующих годах, что является недвусмысленным признанием неотработанности используемых в Госкомстат России методов.

Обычно, для получения более объективных оценок масштабов теневой финансово-хозяйственной деятельности в условиях неразработанности общей теории теневой экономики используются и другие методы, в совокупности обеспечивающие системность и комплексность таких измерений.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал