![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение уровня сформированности операций классификации у старших дошкольников.
Исследование проходилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №40 «Снегурочка», Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Сургут, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 6-А. В эксперименте принимали участие дети группы старшего дошкольного возраста (6-7) лет «Лесовичок». Группа состоящая из 20 детей, из которых 12 девочек, и 8 мальчиков. Мы разделили группу на подгруппы «А» и «Б», в каждой подгруппе было по 10 детей. Целью констатирующего эксперимента являлось: изучение сформированности операции классификации у детей старшего дошкольного возраста. При этом мы опирались на показатели и критерии уровня сформированности операции классификации у детей старшего дошкольного возраста, выделенные нами на основе исследования Л.Ф. Тихомировой[52, с. 167]. Констатирующий эксперимент включая в себя одну серию. Цель исследования которой является: выявление уровня сформированности приема классификации наглядно представленных объектов. Оборудование: набор из 18 карточек с изображением геометрических фигур (квадратов) трех цветов (красный, желтый, синий) двух величин (большие, маленькие) и разным количеством изображенных фигур (по 3, по 4, по 5) Методика проведения: Воспитатель дает ребенку стопку карточек и говорит: «Разложи карточки так, чтобы они подходили друг другу. Раскладывай и объясняй, почему ты так делаешь». Необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия по мере раскладывания. Затем взрослый спрашивает: «Каким словом можно назвать все карточки в каждой группе и почему». О карточках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, спрашивают: «Почему ты эти карточки никуда не положил?» После того как ребенок выложит карточки по одному признаку, назовет каждую группу обобщающим словом, воспитатель смешивает все карточки и спрашивает ребенка: «Подумай, а как можно еще по-другому разложить карточки». Побуждают ребенка, чтобы он произвел классификацию по всем трем признакам.
Выполнение старшими дошкольниками данного диагностического задания оценивается от 0 до 3 баллов на основе таких показателей как: 1.Взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации; 2.Выполнение классификации на онове всех трех признаков; 3.Самостоятельность выполнения задания; 4.Присутствие речи – рассуждения. Уровни сформированности операции классификации: -Высокий уровень. Дети с высоким уровнем сформированности логических операций классификации, самостоятельно осуществляют классификацию по всем 3 свойствам, обнаруживают логические связи (взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации) и отражают их в речи. Выполняют задание самостоятельно, активно, в речи присутствует рассуждение. -Средний уровень. Старшие дошкольники со средним уровнем сформированности логических операций классификации, осуществляют классификацию по 2-3 свойствам, самостоятельно выделяют признак, по которому можно классифицировать. С помощью взрослого выражают в речи логические связи. Выполняют задание с некоторой помощью взрослого, не объясняют свои действия. -Низкий уровень. Дети с низким уровнем сформированности логических операций классификации, осуществляют по 102 свойствам (форма и цвет), только с помощью взрослого выделяют основание для классификации, затрудняются в речевых формулировках, касающихся взаимосвязи обобщающего слова и правильности классификации. Самостоятельности в выполнении задания не проявляют, не объясняют свои действия. Результаты проверки уровня сформированности операций классификации у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице (таблица 1и диаграмме 1), так же в приложении (приложение таблица 1).
Таблица 1.
|