Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культурыСтр 1 из 38Следующая ⇒
Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности. Люди обычно не задумываются о действительности, в которой они живут. Для них она просто данный факт. Наука же требует осмысления этого факта, что оказывается не простым делом. Особенный характер науки сформировался в процессе разделения труда и сочетает и объединяет индивидуальное и коллективное творчество. Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. В науке принято выделять 3 следующие составляющие: · наука, как деятельность · система научных знаний · социальный институт Вторая составляющая сегодня выглядит следующим образом: наука, как особая форма культуры. Оправдание такой переформулировки: Ø выросло значение науки как элемента культуры Ø научные знания являются наиважнейшей компонентой культуры В научной деятельности принято выделять субъект, объект и саму активность, выражающуюся в способах овладения субъектом объекта познания. Субъектом научной деятельности являются не только ученые одиночки, но и группы ученых, научные сообщества, даже общество в целом. Научная деятельность – это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке ученый – научные приборы и интсрументы. Наука – это когнитивная (мыслительная) познавательная деятельность, она предполагает целенаправленную, познавательную, процессуальную и структурированную активность. Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Наука ориентирована на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект. Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного: 1) установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний; 2) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение его объектов независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический уровень и теоретический уровень. Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания является: - многократные проверки наблюдениями и экспериментами, - обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые осуществляются учеными независимо друг от друга. Постоянное стремление обосновать научное знание, открытость его для компетентной критики делает науку образцом рациональности. Три основные модели изображения процессов научного познания: Эмпиризм, Теоретизм, Позитивизм. Эмпиризм (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. Теоретизм – противоположная эмпиризму концепция в теории научного познания, состоящая в завышении, а в пределе – в абсолютизации роли и ценности теоретического знания. Всякое научное знание (в том числе полученное из опыта) рассматривается как теория в той или иной ее форме. Позитивизм полагал, что в бытии можно увидеть те связи и закономерности, которые могут быть выявлены лишь наукой и выражены в системе языка посредством знаково-символических средств с использованием формализации знания. Основатель школы «позитивизма» – Огюст Конт (1798-1857) известнейший французский философ.
Знание – кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной, определяющей научную деятельность целью является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но здесь получение знаний не является главной целью. Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Но поскольку знания приобретаются не только в науке, они бывают научные и ненаучные. Существует совокупность критериев научности, используя которые профессионалы легко отличают научную работу от ненаучной. Элементами научного знания являются факты, закономерности, теории, научные картины мира. Ненаучное знание – это обыденное знание, искусство, религия, философия (в значительной своей части), интуитивно-мистический опыт, экзистенциальные переживания и т.д. Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования. Многочисленные экспериментальные установки, методики измерения, сбора, обработки, хранения и передачи информации оказываются широко применимыми не только в самой науке, но и за ее пределами, и прежде всего в производстве. К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности. И наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей. Соблюдение этих свойств должно гарантировать объективную истинность научного знания, поэтому часто «научное знание» отождествляют с «объективно-истинным знанием».
Наука – социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля. Сегодня наука представляет собой сложную мощную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих 5-ти миллионную армию международного научного сообщества. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.
Наука как социальный институт включает в себя: n совокупность знаний и их носителей; n специфические познавательные цели и задачи; n определенные функции; n специфические средства познания и учреждения; n формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений; n определенные санкции. Первой формой институциональной организации науки явились университеты (12 век), но там господствовали религиозные парадигмы мировоззрения и только в 16 в. в университеты проникает светское влияние. Современная система высшего образования сохранила многие черты устройства и порядка аттестации университетов позднего средневековья. Другой распространенной формой научного сообщества являются научные институты. Научное сообщество (это понятие ввел Майкл Полани) может выступать как: n сообщество всех ученых; n национальное научное сообщество; n сообщество специалистов той или иной области знания; n группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.
Современное научное сообщество – это не единая, а «гранулированная среда», где научное знание происходит внутри «гранулы» - научной группы, которая по итогам своей работы самоидентифицируется и утверждается в научном сообществе.
|