Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движение декабристов
В первые десятилетия XIX в. часть представителей дворянского сословия начинает осознавать губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих дворянских революционеров способствовало следующее: российская действительность с ее бесчеловечным крепостничеством, бесправием основной массы населения, отсутствием представительной власти из числа выборных от сословий и конституции с не ограниченной ничем властью императора; патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., и участие русской армии в заграничных походах 1813–1814 гг… Русский солдат-рекрут победил сильнейшую армию Европы, но от этого его жизнь и благосостояние всей страны не улучшились. А контраст между российской и европейской действительностью был настолько разителен и тягостен, что не мог не заставить задуматься часть русского офицерства о судьбах России; влияние гуманистических идей и взглядов французских просветителей (Вольтера, Руссо, Ш. Монтескье), воспринятых значительной частью будущих декабристов; нежелание правительства Александра I последовательно приступить к реформированию основ российского общества. Вместе с тем необходимо отметить, что мировоззрение тех, кого принято называть декабристами, не было единым и между ними существовали острые разногласия. Среди декабристов были как сторонники революционно-насильственного переустройства общества, так и приверженцы эволюционно-умеренных преобразований в стране. Но все они были настроены против самодержавно-крепостнического режима в России и стремились участвовать в его изменении. Организации будущих декабристов возникли в среде множества различных тайных обществ, коими была богата политико-светская жизнь России первых десятилетий ХIХ в. К таким обществам относились, прежде всего, некоторые масонские ложи, [7] в которые входили Н. Муравьев, М. Лунин, С. Муравьев-Апостол, П. Пестель и другие будущие оппозиционеры. Были также офицерские артели в гвардейских полках, действовавшие в 1814–1816 гг. В 1816 г. в Петербурге образовалась первая тайная организация декабристов «Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов Отечества». В эту организацию входило около 30 человек, в основном офицеры. Своей главной целью они считали введение конституционного правления и уничтожение крепостничества, но средства ее достижения были еще неясны, отсутствовала также программа политических преобразований. Разногласия между членами «Союза спасения» привели к его распаду и образованию нового в январе 1818 г. «Союза благоденствия». Эта организация состояла из 200 членов и сыграла важную роль в разработке организационных и программных принципов декабризма, изложенных в уставе «Союза», который именовался «Зеленой книгой». Основными целями организации были: формирование в стране передового общественного мнения, благоприятного в будущем для реализации преобразовательных планов декабристов; введение конституции и законно-свободного представительства, уничтожение рабства, равенство граждан перед законом, ликвидация военных поселений. «Союз благоденствия» имел несколько тайных управ, которые находились в Москве, Петербурге, Полтаве, Тульчине (на Украине). Но обострение противоречий между радикальными и умеренными членами общества привело «Союз благоденствия» к кризису. В январе 1821 г. в Москве было принято решение об его самороспуске. В марте 1821 г. было создано Южное общество (Украина, Тульчин) во главе которого стояли П. Пестель, С. Волконский, С. Муравьев-Апостол, М.Л. Бестужев-Рюмин, А.П. Юшневский. В 1822 г. в Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева и Н.И. Тургенева было организовано Северное общество. Основу деятельности Южного и Северного обществ составляла разработка программных конституционных проектов будущего переустройства России. В 1821–1825 гг. такие проекты были созданы: в Южном обществе «Русская правда» П.И. Пестеля, в Северном обществе – «Конституция» Н.М. Муравьева. Проект Н.М. Муравьева был более умеренным. Проект П.И. Пестеля был радикальным. Оба документа предполагали ликвидацию самодержавия и отмену крепостного права. «Конституция» Н.М. Муравьева рассматривала будущую Россию как конституционную монархию с федеративным устройством, предусматривала сохранение помещичьего землевладения, наделение крестьян небольшими участками земли. Принять «Конституцию» должно было Учредительное собрание. По «Русской правде» П.И. Пестеля Россия должна была стать республикой с унитарным государственным устройством; землю предлагалось разделить на две части: общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной земли. Несмотря на ряд программных и личностно-субъективных разногласий, члены Южного и Северного обществ были тесно связаны между собой. Оба общества утвердили дату выступления – лето 1826 г. во время общеармейских учений. Но обстоятельства распорядились иначе. 19 ноября 1825 г. неожиданно в Таганроге скончался император Александр I. Детей у него не было, и в соответствии с законом о престолонаследии царем должен был стать его брат Константин. Но он отказался от престола. Наступило некое междуцарствие. Присяга вступающему на престол Николаю – младшему брату Александра I – была назначена на 14 декабря 1825 г. Этим и решили воспользоваться декабристы для совершения государственного переворота. Утром 14 декабря на Сенатскую площадь Петербурга было выведено несколько воинских частей. Всего на площади собралось около 3 тысяч солдат и матросов и 30 офицеров. К восставшим подъехал на коне герой Отечественной войны 1812 г. петербургский генерал-губернатор М.А. Милорадович и стал уговаривать солдат разойтись. Он был популярен в армии и умел разговаривать с солдатами. Тогда декабрист П.Г. Каховский выстрелом смертельно ранил генерала. Но план восстания, выработанный накануне, рушился, избранный диктатором (руководителем) восстания С.П. Трубецкой на площадь не явился. Сенат присягнул новому императору рано утром, его члены уже разъехались и поэтому принимать «Манифест к русскому народу» было попросту некому, не реализовались также планы по захвату Зимнего дворца и Николая I. К 15 часам декабристы новым руководителем восстания избрали Е.П. Оболенского, но время было упущено, царь стянул к площади крупные силы, и к 16 часам восставшие были расстреляны из пушек. Затем начались аресты. Через две недели произошло восстание на юге страны (выступление Черниговского полка), которое также закончилось неудачей. Царь жестоко расправился с декабристами, была создана специальная следственная комиссия для выявления причин и обстоятельств антиправительственного выступления. Верховному уголовному суду было предано 121 человек, из них пятерых человек приговорили к смертной казни (П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, К.Ф. Рылеева, П.Г. Каховского). Многие были осуждены на различные сроки каторжных работ, ссылку и поселения в Сибири. Солдаты, участвовавшие в восстании, подверглись телесным наказаниям и были сосланы на Кавказ в действующую армию. Выступление декабристов было первой открытой попыткой изменить систему правления в России, ликвидировать крепостное право и получить свободу. И в этом их неоценимое значение. Именно декабристы открыто заявили о главных негативных явлениях российской действительности, что позволило последующим поколениям на основе их идей добиться реформ в России. Велик вклад декабристов в развитие русской культуры. Их облик и идеи оказали огромное воздействие на творчество писателей, художников, ученых. А сами они оказали значительное влияние на распространение просвещения и культуры в Сибири. Декабристы занимают достойное место в истории Отечества и служат примером бескорыстного служения Родине и готовности нести любые лишения ради благополучия страны и ее народа.
|