Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод гражданского права. Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения
Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы такое воздействие было эффективным, т. е. достигало результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Метод правового отраслевого регулирования, во-первых, указывает на степень категоричности и вариантности правил поведения, во-вторых, указывает на соотношение и характер прав и обязанностей участников регулируемых отношений, в-третьих, метод определяет вид и меру юридической ответственности и способы её реализации. В целом метод отраслевого регулирования – это совокупность способов и средств правового воздействия на поведение участников регулируемых отношений. В ГП применяется д испозитивный метод (метод общего дозволения). Диспозитивность проявляется в наличии у субъектов регулируемых отношений известной степени свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей относительно своего поведения в пределах, установленных императивными нормами. Специфика диспозитивного метода в ГП: 1. Юридическое формальное равенство – это означает, что субъекты гражданских правоотношений не находятся в каком-либо властном подчинении относительно друг друга, даже в тех случаях, когда одним из участников правоотношений выступает, например, гражданин или юридическое лицо, а другим участником выступает публично-правовое образование в лице соответствующего органа; формальное юридическое равенство сохраняется постольку, поскольку участие публично-правового образования в данном отношении не связано с реализацией властных полномочий, что участники. Равенство не означает, что участники конкретного правоотношения наделены равным объёмом субъективных прав и обязанностей, напротив, в некоторых правоотношениях один из участников является только обязанным лицом, а другой – только управомоченным лицом, но это не исключает принципа формального равенства. Таким образом, под формальным равенством понимается отсутствие организационно-властной зависимости. 2. Автономия воли участников регулируемых отношений – это означает возможность самостоятельно и свободно проявлять и формировать свою волю. Большинство гражданских правоотношений возникаю, изменяются и прекращаются исключительно по воле самих участников. 3. Имущественная самостоятельность участников регулируемых отношений – это означает, что субъекты этих отношений выступают собственниками своего имущества, при этом имущество одного их участников юридически обособленно от имущества другого участника, что предполагает уже несение самостоятельной имущественной ответственности. 4. Реализация мер юридической ответственности (гражданско-правовой): 1) в ГП санкции (меры ответственности) выражены в общем виде; 2) объём и размер этих санкций, как правило, определяется самими участниками; 3) большинство гражданско-правовых санкций применяются по требованию или заявлению участников.
|