Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология и теория исторической науки.






Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, на основе своих способностей, данных ему Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми.

Для большинства отечественных историков дореволюционной поры более был характерен идеалистический подход. С распространением марксизма в России некоторые историки стали придерживаться диалектико-материалистического метода, который стал определяющим научным принципом в советский период.

Современная историческая наука не отстранилась от диалектико-материалистического метода, рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, лидеров. Следует отметить, что в развитие современной исторической отечественной науки весомый вклад вносят представители идеалистической методологии, учёные теологи Русской Православной Церкви. Так в исторических трудах покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна “Русь соборная (очерки христианской государственности)”, “Одоление смуты” глубоко раскрываются духовные основы нашего Отечества.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Следует особо остановиться на особенностях формационного и цивилизационного концептуальных подходов, сложившихся в мировой и отечественной историографии. В соответствии с учением К. Маркса всемирно-исторический процесс было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой прежде всего по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Всемирный исторический процесс определялся как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм, к новому бесклассовому – коммунизму. Утверждалось, что смена общественно- экономических формаций осуществляется преимущественно путём революций и составляет всеобщий, объективный закон исторического развития. Считалось, что все страны и народы пройдут по ступеням формационного пути. Одни – впереди, другие – догоняют их.

В современных условиях в мировой и отечественной историографии выдвинулся так называемый цивилизационный подход к истории, претендующий на универсальность. Главной типологической единицей истории считается цивилизация. Это сообщество людей, объединённое основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. В центре исторического процесса – человек с особенностями его менталитета (понятие ментальности - наличие у людей того или иного общества совокупных, устойчивых мировоззренческих представлений, способ группового политического мышления). Цивилизационный подход носит сравнительный (компаративный) характер. История любой страны рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран и народов, цивилизаций. Такой подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории и культуре. Однако некоторые сторонники цивилизационного подхода субъективно делят цивилизации на прогрессивные (западные) и непрогрессивные (все остальные), что далеко от объективности.

Поэтому научная методология требует учитывать различные стороны как формационного, так и цивилизационного концептуальных подходов в изучении исторического процесса, и умело использовать их в конкретном анализе событий прошлого и современной действительности.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.

Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, а с XX в. – Новейшего времени.

Для Восточной Европы V-VI вв. характеризуются началом формирования славянских племен, общинно-коллективистских форм самоуправления и становления древнерусской государственности.

Древний мир оставил великое наследие античной цивилизации, получившей наивысшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме (VIII в. до н.э. - Vв.). Античная цивилизация в условиях рабовладельческого строя выдвинула различные формы государственного устройства. Она показала образцы народовластия и демократии для свободных граждан, испытала республиканскую, олигархическую, имперскую формы правления. Римское право – образец системы норм, регулирующих имущественные, частнособственнические отношения. Латынь стала общим языком западно-христианского богослужения.

В древнюю эпоху сложился и восточный тип цивилизации (Индия, Китай, Вавилон, Финикия, Ассирия), для которого характерны общие черты, формировавшиеся под воздействием сходных форм жизнеобеспечения, необходимости сооружения централизованных мощных систем ирригационного оросительного земледелия. Их отличала глубокая религиозная духовность и фатальная вера в сверхъестественные силы. Характерно почитание мудрости старших. Личность подчинена общим интересам: общине, касте, государству. Верховным собственником выступает государство, власть. Существовала строгая иерархия по вертикали: власть (правитель), бюрократия, община (она тяготеет к замкнутости). Везде отмечалась колоссальная роль государства в управлении, распоряжении собственностью. При ослаблении государства такое общество распадалось.

В IV-VII вв. в Европе происходило так называемое Великое переселение народов. Оно началось с того, что на культурно развитые античные страны нагрянули массы варваров – восточногерманские племена готов, вандалов, бургундов. Переселенцы проходили огромные расстояния. Так, готы с берегов Балтийского моря перешли сначала в Черноморские степи, на берега Днепра и Дуная. Вандалы из области Прикарпатья дошли до Испании.

Толчок к великому переселению народов был дан с востока появлением в IV в. в Европе монгольского племени гуннов. Они напали на сарматский народ аланов, занимавший низовье Волги, затем перешли Дон и обрушились на готов. Под ударами варваров античная Римская империя, увлекая их в движении на запад, раскололась в 339г. на две половины: западную и восточную. Западная империя просуществовала всего 80 лет. Восточно-Римская империя (Византия) просуществовала свыше 1000 лет (395-1453гг.) На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы восточного типа цивилизаций.

.

Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами.

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.
Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского государства. История России не может не быть одновременно и русской историей или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилизации, главной фигурой российской жизни и истории.
4). Основные тенденции развития в период первобытно общинного и рабовладельческого строя.

Эволюция первобытнообщинного и рабовладельческого способов производства

Основные черты и периодизация первобытнообщинного хозяйства

Все народы мира прошли через первобытнообщинный строй.

Исходя из материалов, служивших для изготовления орудий труда, историю человечества принято делить на каменный, бронзовый и железный века. Первобытный способ производства в основном хронологически совпадает с каменным веком. В нем можно выделить три периода: 1) древний каменный век, или палеолит, - 2, 5 млн - 12 тыс. лет назад; 2) средний каменный век, или мезолит, - XII - VIII тыс. до н.э.; 3) новый каменный век, или неолит, - VIII- III тыс. до н.э.

Если в основу периодизации положить такой критерий, как тип хозяйства, то можно выделить господство 1) присваивающего хозяйства 2) производящего хозяйства.

С каменным веком в принципе совпадает этап присваивающего хозяйства, но в неолите совершился переход к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству, хотя их зачатки возникли у некоторых народов еще в палеолите и мезолите.

Этот переход имел поистине всемирно-историческое значение, и вслед за английским археологом В. Г. Чайлдом его стали называть " неолитической революцией".

Основой производственных отношений первобытнообщинного строя была коллективная, общинная собственность на орудия и средства производства, обусловленная крайне низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил.

Распределение материальных благ было уравнительным.

Самыми древними сферами хозяйственной деятельности человека были охота и собирательство. Если материальные свидетельства собирательства получить трудно, то по многочисленным костным останкам, найденным археологами на стоянках древнейших людей в различных регионах, можно судить о приемах и объектах охоты. Сначала охота была главным образом загонная. Нередко существовала узкая специализация племен, охотившихся почти исключительно на мамонтов, северных оленей или диких слонов, так как в том или ином регионе преобладал один из видов животных.

Одним из переломных моментов явилось овладение огнем.

Самые древние следы использования огня находятся в пещере Чжоукоудянь близ Пекина. Ее обитатели жили здесь примерно 400-500 тыс. лет назад. Но появилась и новая версия, по которой человек начал использовать огонь на 1 млн лет раньше, чем считалось до сих пор. При изучении стоянки Чесованья в Кении, обитатели которой жили 1, 4 млн лет назад, обнаружены комочки обожженной глины; полагают, что в данном случае речь может идти об остатках обычного костра.

Овладение огнем отделило человека от мира животных.

Человек научился также изготавливать орудия труда. Хотя и медленно, но они совершенствовались. Уже в раннем палеолите, по данным некоторых археологов, набор орудий соответствовал 30-40 функциям, большая часть из них была связана с охотничьей деятельностью. Сделаны они в основном в технике оббивки. В конце верхнего палеолита уменьшение размеров животных потребовало совершенствования охотничьего оружия: изобретается лук (германский археолог А. Руст полагает, что лук был изобретен 15 тыс. лет назад), совершенствуется копьеметалка. Появились новые приемы охоты - индивидуальная охота на средних и мелких животных.

В мезолите хозяйство и орудия труда стали более разнообразными. Характерная черта мезолита - уменьшение размеров орудий, появление микролитов - орудий, сделанных из мелких пластин или отщепов и имеющих геометрическую форму.

Они служили наконечниками стрел, дротиков, но могли использоваться и в качестве деталей составных орудий.

Росло значение индивидуальной охоты на мелких животных, причем ее эффективность обусловила одомашнивание и начало использования на охоте собаки. Сохранилась тенденция к увеличению роли рыболовства, в некоторых регионах возник морской зверобойный промысел. Рыбу били из луков, острогой, ловили на крючок.

В большем объеме, чем раньше, использовалась растительная пища. Получили распространение специальные орудия - зернотерки, ступы, песты. Общины, насчитывавшие от 30 до 100 человек, становились более подвижными. Стремясь полнее использовать пищевые ресурсы, они начали мигрировать, посещая в конкретные периоды года постоянные места, где к этому времени созревали определенные плоды или появлялся какой-либо вид животных. Складывался сезонно-оседлый образ жизни, хотя оставались и бродячие общины.

В период неолита совершенствовались старые и вырабатывались новые технические приемы. Появившиеся ранее шлифовка и сверление приобрели особое значение в связи с необходимостью рубки и обработки дерева. Потребность в каменных орудиях вызвала разработку подземных отложений кремня, появились шахты. Началось широкое использование обсидиана - твердого вулканического стекла с очень острым режущим краем, причем орудия из него находят за много сотен километров от месторождения. Стали применяться полое сверло, шлифованные топоры и тесла, жатвенные ножи, лодки-долбленки, лыжи, сани, посуда и разные изделия из обожженной глины.

Древнейший гончарный круг медленного вращения появился в Месопотамии и Иране в конце VI - первой половине V тыс. до н.э., Юго-Западной Европе - во второй половине V - первой половине IV тыс. до н.э. Именно в неолите впервые появились настоящие серпы и мотыги. Плетение корзин, начавшееся еще в верхнем палеолите, послужило предпосылкой таких усовершенствований, как сети, верши, ловушки, капканы; на той же основе возникло ткачество, о чем свидетельствуют находки древнейших веретен и каменных пряслиц. В позднем неолите - бронзовом веке, в отдельных областях появились ткацкие станки - горизонтальные (Египет) и вертикальные (Передняя Азия, Европа).

Древнейшая кузнечная обработка меди зафиксирована в ряде поселков Передней Азии с VIII тыс. до н.э., а в V-IV тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и в Иране возникло древнейшее бронзолитейное производство.

Главным завоеванием неолита стал переход к производящему хозяйству, предоставившему человеку новое могущественное средство производства - землю. " Неолитическая революция" не отменила охоту и собирательство, которые долго оставались главными поставщиками пищи, С развитием земледелия появилась довольно ощутимая гарантированная прибавка к обычному рациону. Она и определила экономическую, выгоду первоначального земледелия, тем более что его продукцию нетрудно хранить долгое время Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Ясно, что здесь в комплексе действовали экономические, экологические, социальные, духовные факторы, важнейшими из которых, на наш взгляд, были следующие.

1. Истощение запасов дичи и полезных растений, что вызвало настоятельную потребность в восполнении потерь.

2. Рост населения. Некоторые ученые говорят даже о " демографическом стрессе", хотя производство пищи могло быть причиной и следствием демографического сдвига.

3. Достаточно высокий технический уровень орудий труда, зачатки знаний.

4. Наличие благоприятных природных условий, развитие земледелия и животноводства. Человек разводил такие растения, как пшеница, ячмень, горох, чечевица горькая, вика, маис, финиковая пальма, банановое и хлебное дерево и др., домашних животных - овцу, козу, корову, свинью, собаку, лошадь.

Где впервые произошел переход к производящему хозяйству? Некоторые исследователи искали один-единственный очаг возникновения земледелия, однако общепризнанной является концепция полицентризма " неолитической революции".

Выделено несколько очагов возникновения земледелия. В обобщенном виде их можно представить так: 10-6 тыс. лет до н.э. - Северо-Западный Таиланд; 8-6 тыс. -- Передняя Азия и Восточное Средиземноморье; 7-6 тыс. -- Индокитай; 6-5 тыс. Иран и Средняя Азия; 5-4 тыс. - долина Нила; 5-3 тыс. Индия; 4-1 тыс. - Индонезия, Китай, Центральная Америка, Перу.

Переход к земледелию и скотоводству был очень длительным процессом. Например, если первые свидетельства производящего хозяйства на юго-востоке Европы относятся к рубежу VII - VI тыс. до н.э., то на севере - к середине IV тыс. до н.э. Понадобилось почти три тысячелетия, чтобы производящее хозяйство пересекло Европу с юга на север. Для Европы вычисляют даже скорость продвижения земледельческих племен - примерно 5, 5 км в год, или за одно поколение от 100 до 150 км.

Переход к новому типу хозяйства решил проблему пищи. У людей появились невиданные ресурсы времени, в исторической перспективе он открывал возможность для образования частной собственности и возникновения государства. Причем кочевое скотоводство как разновидность производящего хозяйства не позволяло обществу подняться выше раннеклассовых отношений, только земледелие или комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство помогло человеку перешагнуть рубеж классообразования.

Развитие земледелия и скотоводства создавало предпосылки для зарождения ремесла (человек нуждался в одежде, жилище, орудиях труда и т.д.). Первоначально ремесленники сочетали свой труд с земледелием, но по мере освоения металлов, особенно железа (II тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, начало I тыс. до н.э. в Европе), производство орудий труда усложнялось и было под силу лишь специалистам.

Появление устойчивого избыточного продукта позволило освободить этих людей от сельскохозяйственной деятельности.

Так постепенно ремесло отделялось от земледелия.

Довольно длительный период обмен осуществлялся без каких-либо специальных торговцев, но и они постепенно выделялись в особую прослойку. Например, в начале III тыс. до н.э. в некоторых поселках Ирана и Северной Сирии обитали целые общины месопотамских торговцев. Так вызревало следующее крупное разделение труда.

определенный момент развития стали выделяться старейшины родов, племенные вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны, которые стали преследовать цель захвата земли. В их руках накапливались материальные ценности. Возраставшая производительность труда вызывала все большую его индивидуализацию, что открывало возможность частного присвоения всего произведенного продукта первоначально какой-то группой внутри коллектива, обычно семьей, затем отдельными лицами.

Возникновение частной собственности привело к разложению первобытного строя, распаду родовой общины. Как известно, община в доклассовом обществе прошла три стадии развития: 1) родовая, или кровнородственная, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственниками; 2) земледельческая, в которой собственность на территорию сочеталась с разделом пахотных участков большими семьями; 3) соседская, или община-марка, в которой преобладала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на других угодьях.

Переход к земледелию, разложение общины, расширение рамок частной собственности вызвали имущественное и социальное неравенство, обусловили образование государства.

Процесс складывания классовых обществ не был синхронным.

Одни народы создали свои государства в IV-III тыс. до н.э., другие - после распада Римской империи в начале нашей эры, третьи - в XVIII-XIX вв. н.э. Причем ранее всего они возникли в тех областях, где продуктивность земледелия была особенно значительна. Как правило, такой интенсивной системой было ирригационное земледелие.

Особенности экономического развития древневосточных обществ.

Древний Восток стал колыбелью цивилизации. Примерно в середине IV тыс. до н.э. здесь возникли первые государственные образования - сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китае. Раннему развитию земледелия в этих регионах благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы, возможность ежегодного ее орошения.

В Месопотамии существовали древние шумерские государства (XXVIII-XXIV вв. до н.э.), Аккадское царство (XXIV-XXIII вв. до н.э.), государство с центром в Уре (конец XXII - начало XX вв. до н.э.), Древний Вавилон (XIX-XVI вв. до н.э.). Особое место в истории занимает Древний Египет (вторая половина IV. тыс. - VI в. до н.э.).

В Древнем Шумере основной отраслью хозяйства было земледелие: выращивались ячмень, полба, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, овощи, финиковая пальма, виноград, яблони. Развивались ремесла, выделилось гончарное, камнерезное, ювелирное дело. Оживился внутренний и внешний обмен. Поселения увеличивались в размерах, становились прообразами будущих городов. Их центрами были храмы, иногда возникали целые храмовые комплексы, в которых работали ремесленники.

Экономический подъем III тыс. до н.э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем раньше, использованием металла. Высокого уровня достигло ремесленное производство, металлургия.

Шумеры активно применяли медь, овладели методами литья, клепки, паяния.

Земля делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям. Эта земля могла продаваться и покупаться. Другая составляла фонд храмовой земли и делилась на три категории: собственно храмовая; земля, раздаваемая храмовому персоналу в ненаследственное пользование за выполнение обязанностей; земля, сдаваемая в аренду с уплатой доли урожая. Существовало также царское землевладение. В сохранившихся надписях того периода упоминаются рабы, но в производстве они были мало заняты.

Основными производителями были мелкие земледельцы.

В середине III тыс. до н.э. было образовано Аккадское царство, объединившее города-государства Двуречья, где была создана ирригационная система. В нем храмовые хозяйства перешли в руки царей. Царский земельный фонд расширился за счет скупки общинных земель, конфискаций в пользу царя, что заложило основы системы царских хозяйств. Знать также имела большие владения.

В конце III тыс. до н.э. произошло возвышение Ура, объединившего под своей властью все Двуречье. Основная масса земли была царской, она вобрала в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий.

Одна часть земель была собственно царской, и она обрабатывалась частично разорившимися общинниками, зависимыми работниками, получавшими натуральное довольствие, частично рабами из числа военнопленных. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, третья административному и храмовому персоналу, воинам. Сохранялись частные и общинные земли.

В первой половине II тыс. до н.э. образовалось Вавилонское царство, достигшее наибольшего расцвета при царе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Успехи в сельском хозяйстве были достигнуты за счет расширения и улучшения оросительной системы. В отличие от прежних государств хозяйство было децентрализованным. Поощрялся общинно-частный сектор, царская земля, мастерские, торговые учреждения раздавались чиновникам и воинам в условное держание за службу, остальным - в виде аренды. За аренду пашни взималась плата 1/3 урожая, за садовые земли - 2/3. Активно развивалась внутренняя и внешняя торговля: вывозили зерно, финики, шерсть, ремесленные изделия, ввозили лес, камень, металлы. В Вавилоне существовало долговое рабство, ростовщичество, причем законы Хаммурапи ограничивали норму дохода: 20 % за взятое в долг серебро, 33 % - за зерновую ссуду. Долговое рабство не превышало трех лет. Рабство было патриархальным, рабы могли иметь имущество, вступать в брак со свободными.

Рабами были и иноземцы. В целом же значительных размеров рабство не приняло.

Древний Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет. В самой стране было много полезных ископаемых, металл добывали в прилегающих областях. Первые государственные образования - номы - возникли здесь во второй половине IV тыс. до н.э., а на рубеже IV-III тыс.

враждовавшие Верхне- и Нижнеегипетское царства после победы последнего объединились в единое государство. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний - ското-, садоводства и виноградарства.

В эпоху Раннего царства (XXX - XXVIII вв. до н.э.) организовалась совершенная оросительная система в Нильской долине. Ей характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло, египтяне начали изготавливать папирус, предназначенный для письма.

В период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) дальнейшее развитие получило животноводство и садоводство, огородничество, виноградарство. Египтяне открыли пчеловодство. Главным богатством было зерно - ячмень и пшеница-двузернянка. Существовало царское, храмовое и вельможное хозяйство, причем последнее лучше всего известно по источникам. Очевидно, здесь была занята основная часть общинников. Вельможное хозяйство состояло из двух частей: одна была платой за должность и считалась условным владением, другая находилась в собственности- Однако это не была еще полная частная собственность, так как верховное право на землю принадлежало фараону, являвшемуся организатором и распределителем ирригационной системы. Земли обрабатывались так называемыми " рабочими отрядами", получавшими из хозяйства семена, тягловый скот, одежду.

Собранный урожай принадлежал хозяину.

Для Египта была характерна высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Чиновники скрупулезно учитывали урожай и количество скота. Те общинники, кто работал на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ. Примерно также организовывалось ремесленное производство. В частном хозяйстве довольно широко использовался труд рабов, бывших полной собственностью своих хозяев, в государственном производстве он не применялся.

В период Среднего царства (XXII - XVIII вв. до н.э.) совершенствовались орудия труда: наряду с каменными и медными все чаще применялись орудия из бронзы. Возникло производство стекла. Значительный прогресс наблюдался в земледелии, чему способствовало создание большого водохранилища, соединенного каналом с Нилом, и разветвленной сети оросительных систем в Фаюмском оазисе.

Особенностью египетской экономики этого периода было падение роли громадных царских хозяйств и укрепление среднего и мелкого землевладения. Мелкие землевладельцы обозначались термином " царские хемуу". Они трудились в царском, храмовом и вельможном хозяйствах. С юного возраста они учитывались, распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, торговцы, воины и т.д.) и направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно. Рабы " баку" составляли часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы. И все же большую часть населения составляли свободные общинники, которые облагались государственными повинностями.

В период Нового царства (1580 - 1085 гг. до н.э.) владения Египта были расширены, что стимулировало экономическое развитие. В страну хлынул поток сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

Широко применялись орудия из бронзы, но из-за дороговизны меди продолжали использоваться каменные орудия. От этой эпохи сохранились некоторые железные изделия, но сначала они считались едва ли не драгоценностью. Лишь в VII-VI вв. до н.э. повсеместно начали изготовлять орудия труда из железа.

Египтяне усовершенствовали соху, в металлургии стали применять ножные меха, вертикальный ткацкий станок.

Развилось не известное прежде коневодство, интенсифицировалось производство стекла. Искусство мумификации достигло совершенства именно в этот период.

Активизировалась внутренняя торговля, внешняя же приобрела некоторое значение только во второй половине Нового царства, поскольку до этого все необходимое Египет получал в виде дани или добычи.

Достаточно широко применялся труд рабов, но основным производителем материальных благ оставались мелкие земледельцы и ремесленники. Развивались арендные отношения.

В период Позднего царства (X - VI вв. до н.э.) Египет находился под властью ливийцев, затем эфиопов, позже ассирийцев, персов. В 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским.

Таким образом, достаточно высокий для своего времени уровень экономического развития был достигнут странами Древнего Востока на основе ирригационного земледелия. Здесь наметился значительный культурный и социальный прогресс, активную роль в организации хозяйства играли государственные структуры. Вместе с тем очевидно, что хозяйственное развитие древневосточных цивилизаций имеет общие черты. Среди них можно назвать такие, как: 1) сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу; 2) устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных каналов, что было под силу только значительной группе людей; 3) устойчивость государства, взявшего на себя функции распоряжения ирригационными работами, монополизировавшего право организации всех общественных работ; 4) наличие храмового или царского хозяйства, являвшегося центром экономической жизни; 5) слабое развитие частной собственности на землю; 6) появление больших городских поселений и городов, социальная дифференциация и ремесленная специализация населения; 7) использование рабского труда, но рабство было патриархальным. Для него характерны сохранение связи между непосредственным производителем и его участком земли (если таковая у него была), некоторая доля хозяйственной самостоятельности и гарантии против изменения правового статуса, сравнительно небольшая норма эксплуатации. Производство было направлено на создание не товаров, а средств существования рабов и рабовладельцев; 8) увеличение роли обмена и торговли, сосредоточение функций управления ею в руках государства.

Основные этапы экономического развития Древней Греции и Древнего Рима

На рубеже III - II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах возникла древнегреческая цивилизация. Раннему экономическому подъему способствовали удобное географическое положение (торговые пути соединяли этот регион с Малой Азией, Сирией, Северной Африкой), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, затем бронзы). Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа - так называемая " средиземноморская триада", ориентированное на одновременное выращивание трех культур злаковых, главным образом ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался в ремесленной деятельности - около 2200 г. до н.э. стал известен гончарный крут, развивался обмен.

Сказалось соседство древних цивилизаций Переднего Востока.

Можно выделить следующие периоды экономического развития Древней Греции: крито-микенский (XXX - XII вв до н.э.), гомеровский (XI - IX), архаический (VIII - VI), классический (V -IV вв. до н.э.).

Основой хозяйственной жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство. Оно было близко аналогичным структурам стран Востока. Дворцы возникали на рубеже III II тыс., одновременно в разных районах О. Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца. Все поступления скота, масла, зерна, вина фиксировались на глиняных табличках и сдавались в дворцовые кладовые, где скапливались огромные запасы. Они служили, вероятно, резервным фондом на случай голода, за их счет обеспечивались ремесленники, работавшие на государство.

Излишки шли на продажу.

Дворец, таким образом, выполнял поистине универсальные функции. Он был одновременно административным и религиозным центром, главной житницей, мастерской и торговой факторией.

В более развитых обществах примерно такую же роль играли города.

Наивысшего расцвета государство на О. Крит достигло в XVI - первой половине XV в. до н.э. Были отстроены великолепные критские дворцы, созданы шедевры художественного искусства и ремесла. По всему острову были проложены дороги, существовала единая система мер. Высокая результативность земледельческого труда, наличие избыточного продукта привели к имущественной дифференциации, обогащению знати- В середине XV в. произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее критскую цивилизацию, и лидерство среди всех греческих племен перешло к ахеянам.

Ахейское общество достигло наивысшего расцвета в XV XIII вв. до н.э. Ведущую роль играли Микены. Раннеклассовые государства сформировались и в других центрах - Фивах, Иолке, Афинах, Тиринфе, Пилосе. Их экономическое развитие характеризовалось дальнейшим подъемом сельского хозяйства и ремесла. ЗеМля делилась на государственную (земля дворца) и общинную (отдельных территориальных общин). Государственная земля распределялась на правах условного держания. Знать могла сдавать ее в аренду небольшими участками. Почти также использовали землю территориальные общины, основная часть их земли делилась на наделы с примерно одинаковой доходностью.

Земли были и в руках отдельных держателей телестов.

Основными центрами оставались дворцы, включавшие большие ремесленные мастерские - по переработке сельхозпродукции, прядильные, швейные, металлургические.

Причем государство держало под контролем все виды сырья, прежде всего металла.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне и ремесленники (в надписях из Пилосского дворца упоминаются каменщики, горшечники, оружейники, даже парфюмеры и врачи). Господствующий слой включал развитый бюрократический аппарат. В источниках значительное место занимают сведения о рабах, главным образом женщинах, их было немного и все они принадлежали дворцу. Упоминаются и так называемые " божьи рабы и рабыни", арендовавшие участки земли у частных лиц или у общины, т.е. в полном смысле слова рабами они не были, хотя не были и членами общины.

Примерно в конце XII в. крито-микенская дворцовая цивилизация сошла с исторической арены при загадочных, до конца еще не выясненных обстоятельствах (некоторые исследователи говорят о дорийском завоевании). Во второй раз классовое общество и государство зародилось почти через три столетия, но уже в совершенно иной форме.

Хозяйство гомеровского периода (XI-IX вв. до н.э.) было довольно отсталым, греческое общество было отброшено на стадию первобытнообщинного строя. Характерна удручающая бедность материальной культуры. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег гомеровское общество не знало.

Однако в этот период произошли важные изменения.

Во-первых, в Х - IX вв. до н.э. в греческую экономику широко внедрилось железо, оно использовалось для изготовления всех рубящих, колющих, режущих орудий труда. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями. Право распоряжения землей простиралось вплоть до дробления при передаче по наследству и, возможно, отчуждения.

Налицо имущественное расслоение, однако жизнь даже самых высших слоев общества поражает простотой, нет и речи о комфорте микенской дворцовой элиты. Рабство не получило широкого распространения. В аристократических хозяйствах использовался труд нанятых на время поденщиков фетов.

Политическим и экономическим центром стало поселение, называемое полис. С городом его сближали компактная застройка, наличие укреплений. Однако основная масса населения - не ремесленники и торговцы, а крестьяне-земледельцы и скотоводы. Можно говорить об экономической изоляции Греции в XI - IX вв. до н.э.: общины вели совершенно обособленное существование.

Ремеслом и торговлей греки почти не занимались, нужные им чужеземные вещи добывали силой.

Таким образом, к концу этого периода Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была резко выделена.

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая.

Ремесло сосредоточилось в городах, четко оформились его отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение.

Гончарное производство носило массовый серийный характер.

Ведущей отраслью стала торговля, о ее масштабах говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам). Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.

В VIII - VI вв. осуществилась Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.

Выделяют три основных направления колонизации. Первое западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией.

Второе -северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев.

Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.

В VIII VI вв. шло формирование античных полисов городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности), выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии); 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.). Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта), позднее - в Аттике (Афины).

В Спарте все наиболее плодородные земли были разделены в соответствии с числом полноправных граждан на 9000 наделов и розданы спартиатам во временное владение. Их нельзя было дарить, дробить, завещать, после смерти спартиата они возвращались государству. Для Спарты характерны стремление к полному равенству, презрение к роскоши, суровая система воспитания, запрещение гражданам заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром, ограничение контактов с внешним миром. Все это было зафиксировано в законах Ликурга (IX в. до н.э.). Спартиаты коллективно эксплуатировали порабощенное население илотов.

На каждый надел земли приходилось несколько семей илотов, которые были обязаны раз в год платить натуральный оброк, равный примерно 1/6 - 1/7 урожая.

Афины в экономическом отношении были более развиты, здесь быстрее разлагались родовые отношения. Законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. Самой важной из реформ Солона (594 г. до н.э.) была так называемая сисахфия Сстряхивание бремени) - все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, крестьяне восстановили статус собственников, было запрещено обращение афинян в рабство за долги, ограничен ссудный процент. Был разрешен вывоз оливкового масла с целью наживы, а зерна - запрещен.

Ремесленная деятельность поощрялась. Был введен земельный максимум для ограничения концентрации земельной собственности.

Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати: все афинские граждане были разделены на четыре разряда по величине земельного дохода.

Теперь размер частной собственности определял значимость человека. А законодательство Клисфена (509г. до н.э.) завершило ликвидацию родового строя - все граждане, независимо от имущественного положения, наделялись равными правами.

Таким образом, в VIII - VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному.

В классический период (V - IV вв. до н.э.) основной чертой социально-экономического развития стало господство полисов и распространение в торгово-ремесленных полисах рабства классического типа, хотя сохранялась зависимость типа илотии.

Большинство современных ученых называют эпоху середины I тыс. до н.э. - середины I тыс. н.э. (вплоть до падения Римской империи) временем существования рабовладельческого способа производства. Этот способ производства не был господствующим в современном ему мире, распространился только в Древней Греции и Древнем Риме, но именно он определил характер той эпохи. Мы уже неоднократно упоминали о существовании рабства у разных народов, но это рабство было патриархальное. Очевидно, оно являлось универсальной ступенькой становления классовых обществ. При классическом рабстве раб лишался не только собственности на орудия и средства производства, но и представлял собой " говорящее орудие", полностью принадлежал своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось.

Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости. Источники рабства были различными: 1) продажа военнопленных и части лиц, захваченных во время военных действий; 2) долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; 3) внутреннее воспроизводство рабов; 4) пиратство; 5) самопродажа, продажа в рабство своих детей, воров и других преступников.

В этот период рабский труд проник во все сферы жизни и производства. По приблизительным подсчетам в Афинах общее количеств.
5). Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в 6-8 вв.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал