Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И. Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Дополнением к таблице И. Г. Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду). К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников. Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
72. Определение и основные проблемы гигиены детей и подростков как науки. Определение гигиены детей и подростков, ее особенности, перечислить основные проблемы гигиены детей и подростков, этапы развития детского организма, основные закономерности роста и развития детей (определение «рост», «развитие», перечислить основные закономерности роста и развития), анатомо-физиологические особенности детей в различном возрасте и гигиенические мероприятия их обеспечения. Ф.Ф.Эрисман – основоположник школьной гигиены. Это медицинская наука изучающая природу и социальные факторы, влияющие на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разработок гигиенических нормативов, требований на укрепление здоровья, совершенствования возможностей и гармоничное развитие детей и подростков. Особенности гигиены детей и подростков: Возрастная (учитывается морфология, функциональные и психологические особенности растущего организма на различных этапах развития). Для каждого организма периода характерны свои анатомо-физиологические особенности. Нормы детского организма не постоянны, меняются морфологически, биохимически и функционально. Все гигиенические мероприятия направлены не только на сохранение здоровья, но и на гармоничное развитие детей и подростков.
Объекты изучения гигиены детей и подростков: 1. Рост и развитие детского организма, изучение общих закономерностей в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов, разрабатываются мероприятия направленные на укрепление здоровья детского и подросткового населения. 2. Гигиена деятельности детей и подростков, изучение гигиенических основ различных видов деятельности (трудовой, учебной, физического воспитания, режим дня, труда и отдыха, критерии профессиональной пригодности подростков к различным видам труда). 3. Гигиена внешней среды, разрабатываются гигиенические основы проектирования и строительства различных типов детских и подростковых учреждений. 4. Гигиена питания, изучает нормальное питание для нормального развития растущего организма, разрабатываются режимы и нормы питания при различных видах деятельности. 5. Медицинское обеспечение детского и подросткового населения, изучение и разработка принципов медико-санитарного обслуживания, организация оздоровительного и противоэпидемических мероприятий. Возрастные периодизации: - созревание (1) -зрелость (2) старение (3) Задача: Разработка и контроль за выполнением рекомендаций по созреванию детского организма, комплекс мероприятий специфических для каждого возрастного периода, в основе общность анатомо-физиологических особенностей, объединяющих детей смежных возрастов в один период. Н.П.Гундобин выделил возрастные группы: 1. Период новорожденности 2. Грудной (до 1 года) 3. Период молочных зубов (1 – 6 лет) 4. Период старшего возраста (7 – 12 лет) 5. Период полового созревания
Дифференциация: 1. Период новорожденности (до 10 дней) 2. Грудной (до года) 3. Раннее детство (1 – 3) 4. Первое детство (4 – 8) 5. Второе детство (М: 8 – 12; Ж: 8 – 11) 6. Подростковый (М: 12 – 16; Ж: 12 - 15) 7. Юношеский (М: 17 – 21; Ж: 16 – 22) По организационному принципу: 1. Преддошкольный (до 3 лет) 2. Дошкольный (3 – 7 лет) 3. Школьный: младший (7 – 10), средний (11 – 14), старший (15 – 18).
Основные закономерности роста и развития: Это процессы взаимосвязанные и взаимообусловленные. Рост – количественные изменения связанные с увеличением размеров клеток, массой органов и тканей. Развитие – качественные изменения, морфологического дифференцирования тканей и органов и их функционального совершенствования. Закономерности: 1) Чем моложе организм, тем более интенсивны рост и развитие.
Рождение 1 год Вес 3, 0 9, 0 Рост 50 см 75 см
За 1-е полгода вес увеличивается в 2 раза. Значительные прибавки веча и роста в период полового созревания. 2) В процессе роста и развития – течение не равномерное и не к каждому возрасту свойственны определенные анатомо-физиологические особенности. Темпы роста органов и тканей не одинаковы. 1.Головной мозг 3. 2.Половые железы 1. 3.Лимфатическая система Анатомо-физиологические особенности: A. Опорно-двигательный аппарат, костная ткань плода имеет особенности химического состава и морфологические особенности. Костная ткань имеет продольное строение Искривления в грудном, поясничном, крестцовом и шейном отделах. Изменения в позвоночнике: -Шейный – к 7 годам. -Поясничный – в период полового созревания. Профилактика искривлений: - плоская, плотная поверхность - ношение на руках, менять положение рук, вождение за руку. Определение и задачи гигиены детей и подростков.
Гигиена детей и подростков - медицинская наука, изучающая влияние природных и социальных факторов на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разрабатывающая на этой основе гигиенические нормативы и требования, оздоровляющие мероприятия, направленные на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и гармоничное развитие детей и подростков.
Особенности ГДП: 1. Является возрастной, т.е. учитывает морфологические, функциональные и психологические особенности детей на различных этапах их развития. 2. Обязательной предпосылкой допустимости (нормы) воздействия любого фактора внешней среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию. В связи с этим нормы в ГДП непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах. 3. Мероприятия, которые разрабатываются на основе изучения влияния факторов внешней среды, должны быть направлены не только на сохранение и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие ребенка.
Перед гигиеной детей и подростков стоит задача дифференцированного, с учетом возраста, гигиенического нормирования факторов внешней среды. Для каждого фактора определяется возрастной интервал, в пределах которого гигиенический норматив сохраняет свое значение; эти возрастные интервалы весьма различны.
Основные проблемы, которые рассматривает ГДП: 1. Рост и развитие детского организма. Позволяет установить - общие закономерности роста и развития организма в зависимости от биологических и социальных факторов; - выявить влияние различных условий жизни на состояние здоровья, в том числе физическое развитие; - провести анализ причин заболеваемости в разных возрастных группах; - разработать мероприятия, направленные на улучшение здоровья детского и подросткового населения. 2. Гигиена деятельности детей и подростков. В раздел включены: - разработка гигиенических основ разных видов деятельности (учебной и трудовой в различных типах детских учреждений, физического воспитания, производственного обучения, отдыха и т.п.); - изучение проблем, связанных с сохранением и улучшением работоспособности детей и профилактикой переутомления; - разработка режимов дня для детей всех возрастов; - изучение влияния различных средств и форм физического воспитания на функциональное состояние, физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков; обоснование режима дня у детей, занимающихся разными видами спорта, установление эффективных форм врачебного контроля, предупреждение спортивных травм. 3. Гигиена внешней среды. Этот раздел включает - проблемы, связанные с разработкой гигиенических основ проектирования и строительства различных типов детских и подростковых учреждений; с размещением их на территории населенных пунктов; - вопросы, относящиеся к санитарно-техническим сооружениям, учебному и производственному оборудованию, детскому инструментарию, учебным пособиям; игрушкам и предметам детского обихода. 4. Гигиена питания детей и подростков. Изучает и разрабатывает - роль питания как источника нормального развития и здоровья растущего организма; - режимы и условия питания детей и подростков в различных типах учреждений; - нормы пищевых рационов и организация школьного питания, питания в период сельскохозяйственных работ, во время экскурсий, туристических походов, в условиях производственных работ. 5. Медицинское обеспечение детей и подростков. Проводится изучение и научная разработка принципов медико-санитарного обслуживания, организация оздоровительных и противооэпидемических мероприятий, а также изучаются вопросы гигиенического воспитания.
№ 90 Возрастная периодизация. Анатомо-физиологические особенности, закономерности роста и развития, гигиенические мероприятия на этапах развития детского организма.
Отдельные этапы развития ребенка характеризуются как разной степенью зрелости и особенностями функционирования органов и систем, так и различием механизмов, определяющих взаимодействие организма с внешней средой. В ГДП в целях гигиенического нормирования различных факторов окружающей среды возникла необходимость характеристики отдельных этапов развития ребенка и определения смены границ одного этапа другим, т.е. необходимость периодизации процесса индивидуального развития.
Гундобип Н.П. 1950 год Основная классификация 1. Период новорожденности - до отпадения пуповины (первые 10 дней) 2. Грудной возраст - до 1 года 3. Период молочных зубов - 1 год - 6-7 лет 4. Период старшего детства - 8-11 лет 5. Период полового созревания - 12-17 лет Биологическая классификация (Москва, 1965 год): Новорожденный -1-10 дней Грудной возраст - 10 дней - 1 год Раннее детство - 1-3 года Первое детство - 4-7 лет Второе детство мальчики -8-12 лет девочки - 8-11 лет Подростковый возраст мальчики -13-16 лет девочки -12-15 лет Юношеский возраст юноши -17-21 год девушки -16-20 лет
Социальная классификация (по организационному признаку) I. Преддошкольный (ясельный) возраст - до 3 лет II. Дошкольный (садиковый) возраст - 3-7 лет III. Школьный возраст Младший: 7-10 лет Средний: 11-14 лет Старший: 15-18 лет В основе возрастной периодизации лежит специфика анатомо-физиологический и психологических особенностей, специфичных для каждой возрастной группы, что позволяет разработать для детей, входящих в каждую возрастную группу свой набор или комплекс лечебных и профилактических мероприятий. Процесс развития человеческого организма продолжается на протяжении детства, юношества и даже зрелого возраста. Однако степень изменений, происходящих в организме человека в течение всей жизни, неодинакова. Наиболее интенсивно процесс развития происходит в детские и юношеские годы и замедляется до минимума в зрелом возрасте. Развитие ребенка - это состояние непрерывного изменения, обновления, появления новых клеток, функций, видов деятельности. Это поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно простые количественные изменения ведут к коренным качественным. Изменение положения тела из горизонтального в вертикальное с началом ходьбы, первые слова и дальнейшее быстрое развитие речи, превращение ребенка в подростка в период полового созревания - вот некоторые этапы в развитии человека, каждый из которых подготавливается пред-шествующим ходом роста и развития.
Рост и развитие - это 2 взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, морфологическая дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование.
Основные закономерности роста и развития: 1. Чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития. Наиболее значительны темпы роста в раннем детском возрасте. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47% по отношению к первоначальному, на 2-ом году - на 13% по отношению к 1-му, на 3-ем году - на 9% по отношению к 3-му году.
2. Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. А) Неравномерность проявляется в том, что периоды интенсивного роста не совпадают с периодами усиленной днфференцировки (на фоне интенсивного роста происходит снижение темпа развития и дифференцировки). Б) Темпы роста и развития не одинаковы в отдельные периоды. Так, если нарастание массы и роста тела, массы сердца и некоторых других органов происходит постоянно и относительно равномерно в течение всего периода созревания, масса головного и спинного мозга к 8-10 годам почти достигает массы этих отделов у взрослого, дальнейшее ее увеличение незначительно. Лимфатическая ткань максимально развивается к 10-12 годам, затем наблюдается ее инволюция. Половые железы, наоборот, до 12-13 лет развиваются весьма незначительно, но с этого времени происходит их бурное развитие. Окончательное формирование систем органов заканчивается в разные сроки. Развитие разных систем идет не прямолинейно и не параллельно друг другу. В) Темпы роста отдельных частей тела также различны, что приводит к изменению в процессе роста и развития пропорций тела. У новорожденного голова составляет 25%, туловище - 40%, конечности - 35%, у взрослого голова - 12, 5%, туловище - 37, 5% конечности -50%. 3. В протекании процессов роста и развития наблюдаются половые различия Основные размеры тела (рост, масса тела, окружность грудной клетки) в среднем при рождении у мальчиков больше, чем у девочек. Период полового созревания (пубертатный возраст) сопровождается резкой эндокринной перестройкой и значительным усилением процессов роста и развития. Интенсивно увеличиваются масса и длина тела. У девочек предпу-бертатный период начинается раньше - в 10-12 лет. В связи с этим в 12-13 лет рост, масса тела, окружность грудной клетки у девочек превышают таковые у мальчиков. Имеет место перекрест кривых этих показателей. С момента начала периода полового созревания мальчиков (13-14 лет) рост их резко усиливается, и к 14-15 годам они вновь перегоняют девочек. Образуется 2ой перекрест кривых. Аналогично изменяется и масса тела. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития всегда имеет место при нормальном процессе физического развития. Расстройства этого процесса, связанные с резким нарушением питания, заболеваниями, изменяют нормальный ход кривых и приводят к исчезновению или отодвиганию указанных перекрестов кривых. Некоторые функциональные показатели организма (мышечная сила, ЖЕЛ и др.) остаются у мальчиков более высокими, чем у девочек, в течение всего периода роста и развития.
Анатомо-физиологические особенности роста и развития:
73. Гигиена класса. Гигиенические требования к школьным помещениям. Типы классных комнат и гигиенические требования к классу (число учеников, размеры, общая площадь и площадь на 1 учащегося), гигиенические требования к отделке класса (стены, пол, потолок), гигиенические требования к микроклимату класса, его нормативы, гигиенические требования к освещению класса, нормативы естественного и искусственного освещения учебных классов, гигиенические требования к вентиляции (режим проветривания класса, особенности вентиляции кабинетов химии и физики).
|