![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные категории педагогики и их взаимосвязь
Категории – основные, фундаментальные в данной науке понятия. Категории подразделяются на общенаучные (используются многими науками) и дисциплинарные (принадлежат одной группе наук: педагогической, психологической и др.0 Общенаучные категории, используемые педагогикой: Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов. Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания). Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. В качестве основных педагогических категорий выступают: Воспитание - основная категория педагогической науки: - в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; - в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; - в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Обучение - специально организованный, управляемый процесс активного целенаправленного взаимодействия учителей (обучающих) и учеников (обучаемых), направленный на формирование определенных знаний, умений и навыков, опыта деятельности и поведения, а также определенных личностных качеств. Обучение включает в себя две взаимосвязанные деятельности: - преподавание («руководство учением»)- деятельность обучающего по организации учебного труда обучаемых, формированию у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерной и систематической передаче содержания образования; - учение - деятельность обучаемого по усвоению содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности. Образование - понимается как: - как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков (ЗУНов), опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений; - как результат - достигнутый уровень в усвоении ЗУНов, опыта деятельности и отношений; - как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Педагогическое взаимодействие - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), в следствие которого происходит взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок. Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности. Педагогическая система включает в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность и отношения, возникающие между субъектами; среду педагогической системы (социальные, биологические и природные факторы, оказывающие существенное влияние на управление процессом социального развития личности учащегося); педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы); управление, направленное на создание условий для решения образовательных задач и обеспечивающее единство компонентов системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом. Педагогический (образовательный) процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, для достижения образовательных целей, направленных на удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии (преобразовании личностных свойств и качеств воспитанников).
|