Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы педагогического проектирования
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано». Необходимость проектирования педагогической деятельности появилась в связи с усложнением и расширением ее содержания. В настоящее время под педагогическим проектированием понимается компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития. Функции педагогического проектирования разнообразны: повышение эффективности педагогического процесса; технологизация образовательного процесса; обеспечение связи между педагогической теорией и практикой; прогнозирование развития образования. Оно позволяет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии. Педагогические проекты (прежде всего, модели) - это эффективное средство научного познания педагогической деятельности путем сравнения идеальной модели с педагогической практикой. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование служит связующим звеном между педагогической теорией и практикой. Оно позволяет рационально использовать все средства образовательного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога. Основой для педагогического проектирования служит педагогическая теория; в свою очередь, проекты позволяют совершенствовать педагогическую практику. Основными объектами педагогического проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации, педагогические технологии, образовательно-пространственная среда. Проектирование педагогических систем, процессов и технологий - сложная и многоступенчатая деятельность. B.C. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования: педагогическое моделирование; создание проекта; конструирование. Основными принципами педагогического проектирования являются: - принцип личностных приоритетов, т. е. ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей. В проекте должны быть реализованы такие общепедагогические принципы, как природосообразность и гуманность; - принцип саморазвития, который означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям; - принцип реальности означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике. В процессе проектирования педагог совершает определенные действия (см. табл.) (Безрукова B.C.). Таблица 1 Порядок действий при педагогическом проектировании Этапы работы: 1. Подготовительная. Действия: анализ объекта проектирования; выбор формы проектирования; теоретическое обеспечение проектирования; Методическое обеспечение проектирования, пространсвтенно-временное обеспечение проектирования; материально-техническое обеспечение проектирования; правовое обеспечение проектирования; 2. Разработка проекта. Действия: Выбор системообразующего фактора; Установление взаимозависимости компонентов; 10. Написание проектной документации. 3. Проверка качества проекта. Действия: Мысленное экспериментирование применения проекта; Экспертная оценка проекта; Корректировка проекта; Принятие решения об использовании проекта. Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описываются с разной степенью точности создание и действие объектов проектирования. Основные формы педагогического проектирования: - квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции; - расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации; - правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др. Результатом педагогического проектирования является педагогический проект, который может быть представлен в виде педагогической системы, системы управления образованием, теоретической модели педагогического процесса, системы методического обеспечения педагогического процесса и др.
|