![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология дистанционного обучения
Под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации и других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России. Центральным звеном СДО являются средства телекоммуникаций, позволяющие обеспечить образовательный процесс: - необходимыми учебными и учебно-методическими материалами; - обратной связью между учителем и учеником; - обменом управленческой информацией внутри системы ДО; - выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей. Для создания отечественной СДО необходимо: - создать общероссийскую сеть интерактивного спутникового телевидения, состоящую из центральной и региональных учебных телестудий, соединенных спутниковыми каналами связи; - осуществить интеграцию и развитие прежде всего в регионах систем компьютерных телекоммуникаций высшей школы: RUNNET, UNICOR, RELARN; - обеспечить взаимодействие отраслевых и др. существующих в России сетей с СДО; - создать распределенную систему информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям; - осуществить развитие системы электронных библиотек. Дистанционное образование в развитых странах Запада имеет свои отличия. В первую очередь можно выделить две концепции организаций СДО: североамериканскую и европейскую. Технологии ДО - совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса ДО. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовать обучение на основе индивидуального подхода. В процессе становления ДО появляются новые модели обучения, например: объектно ориентированные или проектно-информационные модели обучения. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться: - телеконференции, позволяющие уяснить задачу и проблему осваиваемой области жизни; - информационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информационными полями из различных банков знаний и баз данных; - проектные работы, позволяющие, используя полученную информацию, создавать фрагменты виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, проводить анализ случая, деловые и имитационные игры; тренинги, проблематизацию теорий и др.; - дискуссии, «полевые занятия» (воскресные школы), которые позволят реализовать социализацию и экологизацию получаемого знания. Все перечисленные формы предполагают высокий уровень индивидуализации обучения, не исключающий делового общения с ведущими специалистами в данной области знания. Эти формы выступают как организационные формы обучения. Однако в них принципиально изменяются способ представления и усвоения знаний, а также форма взаимодействия между студентом и преподавателем, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Источником информации в такой модели являются базы данных, банки данных и книги; координатором учебного процесса - преподаватель, а интерпретатором знания - сам студент. Основные свойства учебного процесса в СДО: гибкость; модульность; экономическая эффективность. В системе ДО изменяется роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении учебного плана, руководство учебным процессом и др. Асинхронное взаимодействие обучаемых преподавателя в СДО, как правило, предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети. Дидактические принципы ДО: - соответствие дидактического процесса закономерностям учения; - ведущая роль теоретических знаний; - единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; - стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе; - соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; - сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; - сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; - системность и последовательность в обучении; - доступность; - прочность овладения содержанием обучения. Из дополнительных принципов применительно к ДО наиболее значимыми являются: Гуманистический принцип ДО: направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств. Принцип целесообразности применения новых информационных технологий. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Принцип опережающего образования, заключающийся не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире. К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести принципы: активности; самостоятельности; сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; мотивации; связи теории с практикой; эффективности. В качестве основных преимуществ дистанционного обучения на основе компьютерных сетей (по сравнению с обычным заочным образованием) зарубежные специалисты-практики указывают: - обеспечение удобными средствами для обучения или общения; - широкие возможности для групповой работы; - более успешное общение с преподавателем (методистом); - сокращение времени для ответа преподавателя (методиста); - свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам; - удобство при ведении личных дел учащихся; - возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий; - возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа. Зарубежные исследователи отмечают, что потенциал компьютерного дистанционного обучения (КДО) может быть наиболее удачно использован при изучении курсов, включающих обсуждение, интенсивную умственную активность, решение задач, а также предполагающих коллективную деятельность. Для выполняемых работ по созданию элементов СДО можно выделить перечень характерных этапов методических и технических мероприятий. Работы, связанные с выполнением каждого из этапов, можно кратко сформулировать следующим образом: Этап 1. Определение мотивационных признаков по созданию программ подготовки или переподготовки специалистов на основе технологии ДО. Этап 2. Создание содержательного наполнения программы подготовки (переподготовки), формулировка целей и требований к результату (внутренний стандарт). Этап 3. Разработка структурно-логической схемы подготовки с выделением основных модулей и их взаимосвязей. Этап 4. Детальная разработка модулей подготовки с определением внутренней структуры и содержания; методов изучения (преподавания), характерных для ДО; разработка системы оценивания на уровне элементов и модулей; разработка механизмов адаптации к уровням обучаемых. Этап 5. Формирование на основе модулей взаимосвязанных или локальных курсов подготовки (переподготовки) с формулировкой требований и методов оценки готовности. Этап 6. Реализация модулей курса с учетом выбранного варианта ДО (технологические решения и варианты реализации) от «бумажной» технологии до полной автоматизации. Этап 7. Сборка курса и его апробация на уровне (базе) очного процесса подготовки. Этап 8. Создание механизма и процедур ведения курса ДО (т.е. модификации и адаптации в соответствии с потребностями подготовки и целями). Этап 9. Внедрение курса (программы) подготовки ДО в систему подготовки специалистов на заданном уровне.
20. Личность, её структура и проявления
Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство. Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включённого в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Человек на свет рождается уже потенциально человеком. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорождённого предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность мощного развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детёныша животных. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детёныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют, особью). Индивид - 1) человек как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и прочее); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Иногда этот термин применяют только к человеку как организму, а иногда только личности. Синонимом термина «индивид» является индивидуум. Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Субъект - активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек или коллектив. Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Основные компоненты личности ( типическая структура личности ). 1. Направленность личности - или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. 2. Способности - свойства личности, обеспечивающих успешное овладение тем или иным видом деятельности (способности к наукам, к художественно-творческой деятельности, спорту и т.д.). 3. Характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер представляет сложную систему свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей личности, проявляющихся в темпераменте. 4. Система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я»-образование самосознания личности осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. 5. Психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. На основе психических процессов образуются психические свойства, их определенная система, которая регулирует протекание психических процессов. Психические свойства личности - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида. Характер протекания психических процессов, как и проявления свойств, зависит от состояния психической активности личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Итак, структура психической жизни личности сложна, многогранна и динамична. Все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. С развитием личности происходят и изменения в ее структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива. При выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности. И.П. Павлов наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации. Согласно теории психологических типов К.Г. Юнга, выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия. Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.
|