Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В то же время для реализации продекламированных прав и свобод в полном объеме государство должно быть экономически способно обеспечивать установленные им же стандарты.
Экологическая (природоохранительная) функция Природоохранительная (экологическая) функция - деятельность по поддержанию благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению деградации в процессе общественного развития и по восстановлению такого состояния, если оно нарушено, для поддержания экологического равновесия. Экологическая безопасность определяется как совокупность действий, состояний, процессов, мер, исключающих угрозу нанесения ущерба окружающей среде и тем самым устраняющих причинение вреда человеку в результате неблагоприятного антропогенного изменения ее состояния. Ст.50 Конституции Республики Узбекистан гласит: " Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде". К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности отнесены: Борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; Борьба с радиоактивными загрязнениями; Создание экологически чистых технологий; Рациональное использование природных ресурсов. Происходящие изменения социально-экономической и экологической обстановки потребуют активизации законотворческой деятельности и привели к развитию законодательства о безопасности, охране окружающей природной среды, защите населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. Например, в США действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми отходами. Предусмотрены конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. При президенте США функционирует консультативный орган - Совет по качеству окружающей среды, действует также Федеральное агентство по охране природного мира, наделенное широкими полномочиями по контролю за выполнением природоохранительного законодательства. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества. Для Узбекистана - это одна из наиболее острых проблем. Проблема Арала стала общечеловеческой проблемой. В одиночку Узбекистан не сумеет решить эти вопросы. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. В Ст.55 Конституции Республики Узбекистан говорится: " Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством". Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах. В основе осуществления функции лежат следующие принципы: v природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет; v использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства; v неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение; Так, в Кодексе Республики Узбекистан об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды. Кодекс Республики Узбекистан об административных правонарушениях. Ст. 10 Основными направлениями усиления экологической безопасности в настоящее время являются: Прекращение загрязнения воздушной и водной среды веществами, вредными или неблагоприятными для жизнедеятельности человека, путем разработки и внедрения соответствующей технологии и строгого контроля над применением всех ядохимикатов и др. веществ, используемых в сельской, лесной и др. отраслях хозяйства, вызывающих глубокие нарушения природных процессов;
|