Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Термины, относящиеся к соответствию.
3.6.1 соответствие: Выполнение требования (3.1.2). 3.6.2 несоответствие: Невыполнение требования (3.1.2).
3.6.3 дефект: Невыполнение требования (3.1.2), связанного с предполагаемым или установленным использованием. Примечания 1 Различие между понятиями дефект и несоответствие (3.6.2) является важным, так как имеет подтекст юридического характера, особенно связанный с вопросами ответственности за качество продукции. Следовательно, термин «дефект» следует использовать чрезвычайно осторожно. 2 Использование, предполагаемое потребителем (3.3.5), может зависеть от характера информации, такой как инструкции по использованию и техническому обслуживанию, предоставляемые поставщиком (3.3.6).
3.6.4 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия (3.6.2) или другой потенциально нежелательной ситуации. Примечания 1 Потенциальное несоответствие может иметь несколько причин. 2 Предупреждающее действие предпринимают для предотвращения возникновения события, а корректирующее действие (3.6.5) - для предотвращения повторного возникновения события. Комментарий Если владелец процесса видит, что характеристики качества результатов процесса (продукции) пока еще остаются в пределах поля допуска, но в ближайшее время возможно появление несоответствующей продукции (при выходе характеристик ее качества за допустимые пределы), то осуществляемые владельцем процесса действия (направленные на предотвращение появления несоответствий) – это и есть предупреждающие действия. Предупреждающие действия всегда направлены на процесс, а не на продукцию (результат процесса). В отличие от корректирующих действий, предупреждающие действия предпринимаются до момента появления несоответствий в ходе процесса. Использование так называемых контрольных карт [2, 29] является важнейшим средством, за счет которого управление ходом процесса возможно путем выполнения только предупреждающих действий и практически полностью отказаться от корректирующих действий. Передовые отечественные, западные и Японские компании за счет применения контрольных карт достигают уровня дефектности процесса порядка 2…3 дефектов на 1000000 выпущенных единиц продукции.
3.6.5 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.6.2) или другой нежелательной ситуации. Примечания 1 Несоответствие может иметь несколько причин. 2 Корректирующее действие предпринимают для предотвращения повторного возникновения события, а предупреждающее действие (3.6.4) - для предотвращения возникновения события. 3 Следует различать термины коррекция (3.6.6) и корректирующее действие. Комментарий Если владелец процесса видит, что характеристика качества результата процесса (продукции) вышла за пределы ноля допуска, то предпринимаемые им действия для выявления и устранения причины обнаружению несоответствия, (направленные на процесс, а не на продукцию) называются корректирующими действиями. Корректирующие действия – это есть реакция владельца процесса на уже случившееся несоответствие. Желательно, чтобы при управлении ходом процесса требовалось как можно меньше корректирующих действий, а успешное проведение процесса достигалось только за счет предупреждающих действий.
3.6.6 коррекция: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.6.2). Примечания 1 Коррекция может осуществляться в сочетании с корректирующим действием (3.6.5). 2 Коррекция может включать в себя, например, переделку (3.6.7) или снижение градации (3.6.8).
3.6.7 переделка: Действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции (3.4.2) для того, чтобы она соответствовала требованиям (3.1.2). Примечание - В отличие от переделки ремонт (3.6.9) может воздействовать на части несоответствующей продукции или изменять их.
3.6.8 снижение градации: Изменение градации (3.1.3) несоответствующей продукции (3.4.2) для того, чтобы она соответствовала требованиям (3.1.2), отличным от исходных. Комментарий Коррекция всегда направлена на продукцию (результат процесса), а не на сам процесс. Пусть после изготовления электронного блока контролер ОТК выявил в нем дефект. В ходе анализа причин этого дефекта инженер установил, что в этом блоке оказалась неисправной одна из микросхем. В этом случае коррекция (в виде переделки) заключается в том, что блок возвращают в цех, где рабочий заменяет неисправную микросхему на новую. После этого блок снова передается на проверку контролеру ОТК. Если проверка покажет, что блок полностью соответствует установленным требованиям, то мы имеем случай коррекции в виде переделки. Возможен вариант коррекции в виде снижения градаций. Если контролер ОТК в изготовленной кофейной чашке обнаруживает несоответствие, при котором эта чашка отвечает требованиям не высшего, а только второго сорта, то коррекция будет заключаться в том, что на этой чашке будет поставлен штамп «2 сорт» и соответственно снижена цена этой чашки. Коррекция, направленная на продукцию, обычно осуществляется в сочетании с корректирующим действием, направленным на процесс и имеющим целью устранение причины появления обнаруженного несоответствия. 3.6.9 ремонт: Действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции (3.4.2) для того, чтобы сделать ее приемлемой для предполагаемого использования.
Примечания 1 Ремонт включает в себя действие по исправлению, предпринятое в отношении ранее соответствовавшей продукции для ее восстановления с целью использования, например, как часть технического обслуживания. 2 В отличие от переделки (3.6.7) ремонт может воздействовать на части несоответствующей продукции или изменять их.
3.6.10 утилизация: Действие в отношении несоответствующей продукции (3.4.2), предпринятое для предотвращения ее первоначально предполагаемого использования.
Пример - Переработка или уничтожение.
Примечание - В ситуации с несоответствующей услугой использование предотвращается посредством прекращения услуги. Комментарий Утилизация несоответствующей продукции – это действия, направленные на продукцию, с целью сделать невозможным (предотвратить) случайные или даже преднамеренные попытки ее использования по первоначальному предполагаемому назначению. Утилизации подлежат экземпляры продукции, признанные окончательным браком. Каким образом можно предотвратить первоначальное предполагаемое использование забракованной продукции? Для этого продукцию надо привести в такое состояние, чтобы каждому человеку было ясно, что ее невозможно использовать по назначению. Например, если микросхема признана окончательным браком, то при ее утилизации можно сделать следующее: - отрезать выводы (ножки) – тогда ее нельзя будет впаять паяльником на предназначенное ей место; - ударом молотка разбить корпус микросхемы. Отметим, если утилизируемая продукция (микросхема, электронный блок, прибор и т.п.) содержит в себе пригодные для дальнейшего применения детали или узлы, то всегда стараются эти детали и узлы изъять и использовать. Если элементы продукции содержат драгоценные металлы (золото, серебро, сплавы), то их всегда стараются тоже изъять (например, химическим путем) из продукции до ее утилизации. В ряде случаев для утилизации продукции создают специальные комиссии, в присутствии которых бракованная продукция приводится в состояние, исключающее ее предполагаемое первоначальное использование, в том числе, путем разбивания блока кувалдой, выливания жидкости (например, фальсифицированного вина, водки и др.) в канализацию. Остановимся подробнее на понятии «управление несоответствующей продукцией». С момента выявления несоответствующей продукции и до момента ее переделки или утилизации, этой несоответствующей продукцией надо управлять таким образом, чтобы исключить ее перепутывание с годной продукцией. Рассмотрим пример, иллюстрирующий целесообразность и необходимость управления несоответствующей продукцией. Пусть на заводе, производящем электронную технику, контролер ОТК при проверке электронного блока установил, что этот блок неисправен. Если специалисты завода, а при необходимости и специально созданная комиссия, установили, что причиной неисправности блока является вышедшая из строя микросхема, то этот блок обычно возвращают в цех, рабочему-электромонтажнику выдают исправную микросхему и поручают впаять ее на место неисправной. После этого переделанный блок поступает вновь к контролеру ОТК, и, если проверка покажет его исправность, передается для использования по назначению. Если на этом заводе нет действенного процесса управления несоответствующей продукцией, то возможно следующее. Вместо того, чтобы сдать неисправную микросхему мастеру или в изолятор брака, рабочий может оставить ее у себя, например, в левом кармане куртки. Когда через неделю ему поручат изготовление следующего такого же блока, то рабочий может полученную им исправную микросхему положить в правый карман куртки, а из левого кармана достать неисправную микросхему и впаять ее в новый блок. К счастью таких людей, злонамеренно стремящихся получить личную выгоду, немного. Однако, приведенный пример хорошо иллюстрирует целесообразность, необходимость и экономическую выгодность процесса управления несоответствующей продукцией. Каким образом должно осуществляться управление неисправной микросхемой в рассматриваемом нами примере. После переделки блока рабочий должен сдать выпаянную неисправную микросхему мастеру, который должен сделать запись в журнале регистрации брака. После этого микросхема должна быть сдана в так называемый изолятор брака, (имеющийся на заводе или в некоторых цехах) с регистрацией этого факта в виде соответствующей записи в журнале, а в особенно ответственных случаях – в виде акта. Впоследствии микросхема должна быть утилизирована в установленном порядке. В результате эту неисправную микросхему невозможно будет не только злонамеренно, но и случайно (по ошибке) использовать по ее первоначальному назначению.
3.6.11 разрешение на отклонение: Разрешение на использование или выпуск (3.6.13) продукции (3.4.2), которая не соответствует установленным требованиям (3.1.2).
Примечание - Разрешение на отклонение обычно распространяется на поставку продукции с несоответствующими характеристиками (3.5.1) для установленных согласованных ограничений по времени или количеству данной продукции.
3.6.12 разрешение на отступление: Разрешение на отступление от исходных установленных требований (3.1.2) к продукции (3.4.2), выданное до ее производства.
Примечание - Разрешение на отступление, как правило, дается на ограниченное количество продукции или период времени, а также для конкретного использования.
3.6.13 выпуск: Разрешение на переход к следующей стадии процесса (3.4.1).
Примечание - В английском языке, в контексте программных средств, термином «release» часто называют версию самих программных средств.
|