Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика лечебной физической культуры в контрольной группе






Влияние физических упражнений на организм пациентов

при вегето-сосудистой дистонии.

Лечебная физическая культура – метод естественно-биологического содержания, в его основе лежит использование биологической функции организма – движения [24].

Нормализация деятельности различных органов и систем зависит в большей степени от их нейрорегуляторного аппарата, т.е. от вегетативных нервных центров. Состояние этих центров определяется влиянием моторного анализатора, играющего доминирующую роль в регуляции вегетативных функций при мышечной деятельности.

Высокая пластичность ЦНС позволяет путем систематических занятий ЛФК выработать новый динамический стереотип, обусловливающий точность, координацию и экономную работу основных систем организма. Средства ЛФК оказывают нормализующее воздействие на нарушенное соотношение процессов торможения и возбуждения в нервной системе.

Систематические занятия физическими упражнениями (ФУ) ведут к нормализации функционального состояния сердечно-сосудистой системы при вегето-сосудистой дистонии (дыхательные упражнения и упражнения на растягивание способствуют снижению артериального давления).

Влияние ЛФК на сердечно-сосудистую систему выражается в тренировке основных и вспомогательных факторов гемодинамики. Во время выполнения ФУ возрастает сократительная функция миокарда, что активизирует кардиальный фактор – основной фактор гемодинамики. Нормализация центральной регуляции сосудистого тонуса при выполнении ФУ ведет к активизации экстракардиального фактора – основного фактора гемодинамики.

При тренировке физическими упражнениями рационализируется тканевой обмен, происходит активация окислительно-восстановительных процессов в мышцах, отмечается их преобладание над расщепительными, что ведет к экономизации работы сердечно-сосудистой системы (В.Н. Мошков).

Значительной активизации венозного кровообращения способствуют вспомогательные экстракардиальные факторы гемодинамики, включающиеся при физической нагрузке, – дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы, изменение внутрибрюшного давления, ритмичные сокращения и расслабление скелетной мускулатуры.

Все это позволяет рассматривать ЛФК как эффективный фактор активизации гемодинамики, улучшения адаптации сердечно-сосудистой системы к возрастающим физическим нагрузкам и повышения ее функциональной способности [18].

Упражнения циклического характера вовлекают в работу мышцы всего тела, что способствует улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем [28].

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию общей выносливости и повышению физической работоспособности [36].

Дыхательных упражнения способствуют более глубокому дыханию, что позволяет увеличивать вентиляцию и газообмен легких, снижать и ликвидировать гипоксию, которая наблюдается у пациентов с вегето-сосудистой дистонией [28].

Особенности методики лечебной гимнастики контрольной группы

Контрольная группа пациентов при вегето-сосудистой дистонии по гипертоническому типу в тренирующем периоде занималась по общепринятой методике, предложенной С.Н. Поповым.

Курс лечебной гимнастики включал в себя 20 занятий в течение 4 недель, продолжительность одного занятия 50 минут.

Занятие лечебной гимнастики включало три раздела: вводный, основной, заключительный.

Вводная часть – отводилось 30% от общего времени занятия (15 минут). Задачи вводного раздела: активация функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и подготовка организма к предстоящей нагрузке. Использовались ОРУ и ДУ в соотношении 1: 1. В этой части выполнялись ходьба с различными вариантами, общеразвивающие упражнения для мышц шеи, пояса верхних конечностей, ног (стопа, голень) и дыхательные упражнения, способствующие активизации деятельности нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем из и.п. стоя. Темп средний и быстрый, количество повторов 6-8 раз.

Основная часть – 50% от общего времени занятия (25 минут). Использовались ОРУ: ДУ в соотношении 1: 4. ОРУ выполнялись с целью повышения общей работоспособности, к ним относятся упражнения на крупные мышечные группы (повороты, наклоны, выпады, приседания, скрестный шаг). Преобладали упражнения на координацию движений

 

равновесие, тренировку вестибулярного аппарата. Применялись дыхательные упражнения статического и динамического характера, которые способствовали расслаблению пациента и восстановлению дыхания.

Темп средний и быстрый для упражнений на мелкие и средние мышечные группы, медленный и средний для упражнений на крупные группы мышц. Количество повторов каждого упражнения 8-10 раз. Количество повторов для дыхательных упражнений статического характера 4-5 раз. В занятиях использовалось исходное положение стоя. Следует наблюдать за самочувствием пациентов во время занятия.

Заключительная часть – отводилось 20% от общего времени (10 минут). Проводились упражнения на растягивание в сочетании с упражнениями на дыхание, ДУ: СУ в соотношении 1: 1. Исходное положение – сидя на полу. Задача заключительной части: постепенное снижение физической нагрузки и восстановление пульса до исходного состояния, нормализация АД.

Примерный комплекс ЛФК для пациентов контрольной группы представлен в приложении 1.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал