Вопрос № 4. Конструкция и основные характеристики генераторов постоянного тока применяемых на самолёте Ан-26
Система электроснабжения самолёта Ан – 26 запитывается от двух генераторов постоянного тока СТГ – 18ТМ, (СТГ-18ТМО-1000)
Генераторы получают вращение от двигателей и предназначены для запуска двигателей (стартерный режим) и питания бортовых сетей постоянным током (генераторный режим)
Генератор СТГ – 18ТМ. СТ – стартерный, Г – генератор, 18 – мощность (в кВт), Т – теплостойкое исполнение, М – модифицированный.
Основные технические данные
Генераторный режим
Напряжение, В 28, 5
Мощность, кВт 18
Ток нагрузки, А 600
Частота вращения якоря, об/мин 4200 – 900
Режим работы длительный
Стартерный режим
Напряжение, В 30
Потребляемый ток, А 600
Частота вращения выходного вала, об/мин 750
Нагрузочный момент, Нсм 1, 57
Режим работы повторно-кратковременный
Масса, кг 46, 3
Направление вращения якоря стартер-генератора — левое, если смотреть со стороны привода. Исполнение стартер-генератора — полузакрытое; в щитах имеются окна для входа и выхода охлаждающего воздуха.
Конструкция СТГ-18ТМО аналогична устройству генератора ГС-18ТО, который рассматривался ранее.
Стартер-генератор СТГ-18ТМО-1000 работает в комплекте со следующей аппаратурой:
комплексным аппаратом ДМР-600Т;
регулятором напряжения РН-180;
выносным сопротивлением ВС-25Б;
автоматом защиты от перенапряжения АЗП-8М.
Стартер-генератор при работе на самолете охлаждается забортным воздухом, поступающим через заборник на створке капота и патрубок, расположенный со стороны заднего щита. Часть воздуха проходит над якорем, обдувая коллектор, железо якоря и катушки полюсов, и выходит через окна переднего щита. Остальная часть воздуха проходит через осевые каналы внутри якоря и также выходит через окна переднего щита. Для охлаждения при работе на земле стартер-генератор снабжен вентилятором.
Стартёр-генератор СТГ – 18ТМ имеет обгонную муфту и редуктор сцепления - расцепления. Обгонная муфта расположена между полым и гибким валами якоря и предназначена для их сцепления при работе стартёр - генератора в генераторном режиме и расцепления при работе в стартёрном режиме. Редуктор сцепления - расцепления смонтирован на щите со стороны привода и служит для увеличения крутящего момента от полого вала якоря к приводному гибкому валу при работе СТГ – 18ТМ в стартерном режиме и для передачи момента с гибкого вала " напрямую" к полому валу при работе СТГ – 18ТМ в генераторном режиме.
При подаче напряжения на обмотку возбуждения и обмотку якоря стартёр - генератора его якорь проходит во вращение. От полого вала якоря вращение передаётся зубчатым колёсам - сателлитам, которые обкатываются по неподвижному зубчатому колесу с внутренним зацеплением и вращают водило, жёстко связанное с гибким валом. Шестерню с внутренним зацеплением удерживают в неподвижном положении защёлки, которые входят в зацепление с храповым колесом. Гибкий вал через привод вращает ротор авиадвигателя.
Таким образом, в стартерном режиме крутящий момент гибкому валу передаётся через редуктор. Гибкий вал вращается с меньшей скоростью, чем полый (передаточное число 3, 17: 1). При этом обгонная муфта проскальзывает, и гибкий вал вращается относительно полого вала на шарикоподшипнике.
При запуске авиадвигателя и достижении ротором, а следовательно, и гибким валом оборотов больших, чем обороты якоря стартер - генератора, ролики обгонной муфты заклинивают гибкий и полый валы.
В этом случае крутящий момент гибкого вала передаётся полому валу и СТГ – 18ТМ переходит в генераторный режим (передаточное число 1: 1).
При заклинивании обгонной муфты зубчатое колесо с внутренним зацеплением получает вращение, совпадающее с направлением вращения выходного вала. Защёлки отжимаются, и водило вместе с зубчатым колесом с внутренним зацеплением вращается вхолостую. Сателлитовые зубчатые колеса относительно своих осей вращения неподвижны. Редуктор выключается из работы. При остановке авиадвигателя защёлки входят в зацепление с храповым колесом, роликовая обгонная муфта расклинивает гибкий и полый валы и стартёр-генератор готов к новому запуску.
В генераторе установлены 18 щёток МГС-7 (по3 штуки в щёткодержателе) с размерами 10× 20× 25, 5 мм. Усилие нажатия на щётку 8, 33 – 9, 8 Н.
На самолёте Ан-26 установлено два генератора по одному на каждом основном двигателе АИ-24. На вспомогательной силовой установке РУ-19 – 300 установлен генератор ГС-24.
Генератор ГС-24Б работает в комплекте:
с комплексным аппаратом ДМР-600Т 2-й серии,
с регулятором напряжения РН-120У,
с выносным сопротивлением ВС-25Б
с автоматом защиты от перенапряжения АЗП-8М.
Генератор ГС-24Б предназначен для питания бортсети во время подготовки самолета к полету и питания стартер-генераторов при запуске двигателей, а также используется как источник резервного питания.
Генератор представляет собой шестиполюсную электрическую машину постоянного тока с шунтовым возбуждением.
Конструктивное исполнение генератора — полузакрытое. Привод якоря осуществляется через торсионный валик, смягчающий толчки на якорь от динамических нагрузок. Наличие торсионного валика облегчает стыковку генератора с редуктором турбоустановки. В щитах имеются окна для входа и выхода охлаждающего воздуха.
Расход охлаждающего воздуха — не менее 180 л/с при напоре у входного патрубка 400 мм вод. ст.
Генератор ГС-24Б работает на дополнительном двигателе в двух режимах: стартерном и генераторном. Стартерный режим необходим для раскрутки двигателя турбогенератора при запуске.
|