Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет конституционного праваСтр 1 из 14Следующая ⇒
Понятие предмет и метод конституционного права Понятие конституционного права Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права. Значение конституционного права: эта отрасль права имеет ве дущий характер в системе права. С конституционно го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз виваться, если она не находит опоры в конституционных прин ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо лее противоречит им. Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения со прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо ды человека, но и с коллективными действиями людей через по литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост рый интерес к развитию конституционного права со стороны са мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ тов и норм. Предмет конституционного права Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить поня тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституци онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте ресах людей. Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений: 1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове ком и государством); 2. устройства государства и государственной власти (властеотношения). Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла дываются правовой статус человека, его основные права и свобо ды. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе ни отвечает этому пониманию. Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че ловека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это му подчинено все устройство государственной власти. Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.). В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со циальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким обра зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан ское общество в главном остается свободным от государственно го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен ных идеалов и собственных путей к счастью. Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента цию широкого круга отношений между ними. Органы государст венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон ституционное право составляет исходную точку развития власт но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи сы и хаос в государственной жизни. Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.
|