Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории социализации






Теории социализации имеют довольно длительную историю ста­новления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Г. Мида, Д. Марсиа, Т. Парсонс.

По мнению Кули, каждый человек строит свое Я, основываясь на ре­акциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень лич­ности — это результат социального взаимодействия, в ходе которого ин­дивид обучился смотреть на себя как на объект глазами других людей.

Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнением которых о себе он озабочен. Решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам — семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Дополняющей и развивающей теорию Я стала концеп­ция обобщенного другого, разработанная Мидом. «Обобщенный дру­гой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщенного другого» — ре­шающая фаза социализации.

По мнению Мида, сознательное Я вырастает в социальном про­цессе. Маленький ребенок обнаруживает свое Я как существо, об­ладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолиней­ным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, кото­рые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребенка другие сами контактировали с «обобщенным другим».

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принад­лежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и спо­собности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (один—три года) ребенок примеряет на себя всевоз­можные роли. На второй стадии (три—четыре года), называемой ста­дией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуще­ствлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого Я служит способность принять на себя роль «обобщенного другого» — с наступ­лением третьей стадии (от четырех—пяти лет и далее).

Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для фор­мирования самостоятельной и ответственной личности.

В своем исследовании процесса формирования идентичности аме­риканский социальный ученый Д. Марсиа выделяет четыре позиции, которые могут иметь индивиды в ходе этого процесса. Позицию до­стигнутой идентичности человек приобретает, если он устанавливает свою идентичность после поиска и изучения себя. Такие индивиды функционируют на высоком психологическом уровне, будучи спо­собны к независимому мышлению, к близости в межличностных от­ношениях, к сложным моральным рассуждениям, они с их чувством самоуважения обладают устойчивостью к групповому давлению и к групповым манипуляциям. Позицию идентификационного моратория индивид имеет, если он находится в разгаре кризиса идентичности. Такие люди способны к деятельности высокого психологического уровня, что выражается в сложных умозаключениях и моральных рас­суждениях: они также ценят близость в отношениях с другими людь­ми. Однако они все еще продолжают решать проблему, кто же они та­кие и что о них думают другие, и менее готовы к тому, чтобы сделать ответственный выбор в разных сферах жизни, чем достигшие иден­тичности. В случае неоплаченной идентичности индивид принимает определенную идентичность, минуя процесс исследования себя. Та­кие индивиды склонны к ригидности, сильно подвержены группово­му давлению и чувствительны к манипуляциям. Они склонны к со­блюдению условностей и отказываются отступать от принятых ими стандартов добра и зла. И, наконец, индивид, достигший диффузной идентичности, лишен какого-либо сильного чувства идентичности или обязательств перед кем-либо. Подобные индивиды легко уязвимы в случае ударов по их самоуважению, их мышление часто дезорга­низовано, у них есть проблемы с установлением близких отношений с людьми. Таким образом, считает Марсиа, индивиды различаются по тому, как они справляются с процессом формирования идентичности, причем данные различия проявляются в их ощущении себя, в мысли­тельных процессах и межличностных отношениях. Хотя то, как про­текает процесс формирования идентичности, и не предопределяет жестко структуру будущей жизни, этот процесс имеет, согласно взгля­дам Марсиа, большое значение для дальнейшего развития личности.

Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, вве­денные еще Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Основным органом пер­вичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности.

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контак­тирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разде­лять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается.

Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, напри­мер, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой ста­дии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т.д.

Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной со­циальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась пони­мать других людей, человек обретает способность жить в обществе.

На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происхо­дящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и вну­тренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентич­ность. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъек­тивно же она усваивает новый взгляд на мир.

С другой стороны, процесс социализации личности, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную про­грамму поведения, принятую в обществе, некий социально-структур­ный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок — значит социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и са­ма существенно влияет на него.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал