Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ролевая концепция личности⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 году Дж. Г. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль родителей невозможно представить без роли ребенка, она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего. Процесс взаимодействия означает, что люди в рамках исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения. Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении этих позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями. Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные ролиозначают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные ролиопределяются взаимодействием людей друг с другом. Соответственно различаются исполнение ролии принятие роли. Исполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли является важной частью исполнения ролей. Оно требует, чтобы действующее лицо представило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека. Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени требуют точного следования инструкциям, т.е. роли различаются по степени формализации. Некоторые роли определены очень четко, например в военной организации, но в обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато. И тем не менее нельзя забывать, что роль воспитывает, задает типовые образцы и действия. Конвенциальным ролям учатся благодаря участию в организованных группах. Принятие ролей облегчается по мере того, как индивид усваивает язык и жесты определенной группы, к которой он принадлежит. О решающем влиянии реакций других людей на индивида говорят случаи со слепыми или глухими детьми. Чтобы научиться говорить, важно слышать собственную речь. Тот, кто лишен этой возможности, не имеет моделей для создания собственных дубликатов. У глухих людей нюансы значений не передаются интонацией, а голос безжизненный. И точно так же отличается выражение лица у слепых детей, поскольку они не могут видеть выражение лица других людей. Также исследования показали, что воспоминания здорового человека о событиях, которые имели место в раннем детстве, неизбежно смутны, поскольку ребенок плохо владеет языком. Только после того как ребенок овладеет языком, он в состоянии сформировать концепцию самого себя и принять роли других. Взрослея и выходя за пределы своей семьи, ребенок узнает, что в обществе существует своего рода дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребенок определяет свое место в обществе в зависимости от социального статуса. Социальным статусом называется каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. Даже в самых развитых обществах люди занимают разные, как высокие, так и довольно низкие, позиции. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Этот термин введен американским социологом Р. Мертоном. Мертон предложил еще одно понятие, тесно связанное с первым. Ролевой набор — это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них определяет его положение в обществе. Главнымвыступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т.д. Статусы делятся на предписанные (аскриптивные)и достигнутые (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, не контролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретенные статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигаемыми статусами условны. Дж. Ленски предложил понятие «противоречивость статуса» наряду с термином «статусная кристаллизация», обозначающим согласованность различных статусов индивида. По его классификации, существует четыре важных статуса; доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность. Считается, что противоречие одного статуса другому способствует возникновению у индивидов чувства неудовлетворенности. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт. Во-первых, иногда человек обнаруживает, что он одновременно играет несколько ролей. Такая ситуация предъявляет ему противоречивые требования. Например работающим женщинам приходится удовлетворять одновременно ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери. При этом ролевые ожидания могут находиться в конфликте между собой. Во-вторых, человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда учителя придерживаются кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают свои требования. Наконец, случается, что разные роли связаны с несовместимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли. Например, мастер может находиться под воздействием противоречащих друг другу ожиданий рабочих и менеджеров. Американский исследователь И. Гофман предложил понятие «ролевая дистанция». Это понятие отражает различия между ожиданиями в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанностью индивида к своей роли. Нет двух людей, играющих одинаково одну роль — не все солдаты храбры, не все студенты старательно учатся, не все родители любят своих детей и т.д. Гофман ввел в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актер. Первый означает человека, который не осознает, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актер ясно понимает, что он играет роль, и не идентичен ей. Ролевую дистанцию нельзя путать с уклонением от ролевых обязанностей или с недееспособностью человека. Она является самостоятельным способом поведения в определенной другими людьми ситуации или с учетом требований конкретных обстоятельств. Резюмируя вклад ролевой теории в социологию личности, можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует ее. Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных кругах, где действуют специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни. Заключение Личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение. Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей. Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы. Реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей. Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством. Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ. Список литературы: 1. Андреева Г.М. Социальная психология, М.: Аспект Пресс, 1999. – 256с. 2. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474с. 3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология, М.: Проспект, 2004 – 342с. 4. Социология: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА, 2005. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников») 5. Социальная психология. 7-е изд. / под ред. С.Московичи, СПб: Питер, 2007[электронный ресурс]. 6. Сухов А.Н. Социальная психология. М.: издательский центр «Академия», 2002. 7. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с. Диск «Социология и психология». Учебные и методические пособия.
|