Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гигиена труда и профессиональные заболевания.
1, Физиология труда, содержание, цели, задачи. Требования, предъявляемые к проведению психофизиологических исследований в условиях эксперимента. Физиология труда, содержание, цели, задачи. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов и явлений природы для удовлетворения его материальных или духовных потребностей. Труд с одной стороны является социальным процессом, а с другой - физиологическим (психофизиологическим). Гигиена труда - это наука, изучающая взаимосвязь между условиями, процессом труда и здоровьем человека, разрабатывающая научные основы, а также практические меры по обеспечению высокого уровня работоспособности, предупреждению заболеваний и иных отрицательных последствий, связанных с производственной деятельностью. Разделом гигиены трупа является физиология труда. Физиология труда - это наука, изучающая изменение функционального состояния организма человека в связи с трудовым процессом. На основании обнаруженных в организме изменений в процессе трудовой деятельности разрабатываются мероприятия по: · Нормализации физиологических функций · Предупреждению утомления · Повышению работоспособности Любой труд имеет две составляющих в отношении организма: 1. Деятельность ЦНС 2. Мышечная деятельность В основе трудового процесса лежит как рефлекторная деятельность так и деятельность функциональных систем. Основу труда составляет комплекс условных и безусловных рефлексов, таким образом к трудовому процессу вполне применима теория условных рефлексов И. П. Павлова. При тренировке полезные рефлексы закрепляются, а бесполезные уничтожаются, вырабатывается динамический стереотип. Динамический стереотип - это сложная уравновешенная система всех внутренних процессов и внешних действий, которая легко воспроизводится при воспроизведении условий, ее вызывающих и позволяет выполнять работу максимально экономично с точки зрения затрат как физической, так и психической энергии. Наряду с теорией Павлова имеется теория функциональных систем Анохина, согласно которой существуют функциональные системы, осуществляющие деятельность по типу саморегуляции. При физической нагрузке наблюдаются изменения со стороны различных систем организма: • Сердечно-сосудистая система - увеличение МОК, ЧСС, ударного · Дыхательная система - увеличение легочной вентиляции, глубины и частоты дыхания и тд. · Система крови - увеличение числа эритроцитов и лейкоцитов, повышение вязкости крови, накопление молочной кислоты, снижение концентрации глюкозы и др. Требования, предъявляемые к проведению психофизиологических исследований в условиях эксперимента: · Группы испытуемых должны быть однородны по таким признакам как пол, возраст, стаж работы по специальности, образование, семейно-бытовые условия · Для исследований выбираются практически здоровые лица в возрасте 25-40 лет. · При исследовании обращают внимание на функционаньное состояние ЦНС, наиболее загруженных и наименее загруженных при работе систем · Сначала определяют исходные показатели (до начала работы или через час после начала работы). Заключительное исследование проводят за 30-60 минут до окончания работы. Исследования проводят несколько дней подряд. · Учитываются внешние влияния (температура, шум и тд.), организация и характер труда ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Физиологические особенности умственного и физического труда. Методы исследования. Труд условно делится на физический и умственный. В физическом труде преобладает мышечный компонент, а психический относительно мал. Мышечная деятельность характеризуется сокращением и расслаблением работающих мышц, образованием тепла, усилением обмена веществ и повышением расхода энергии. Чем интенсивнее работа, чем больше групп мышц в ней участвует, тем выше энерготраты. При физической работе усиливается кровообращение и дыхание, развивается ацидоз, повышается осмотическое давление и температура тела. При тяжелом физическом труде возможно нарушение соотношения между потребностью в кислороде и его фактическим потреблением. В результате этого возникает кислородное голодание, и в организме скапливаются недоокисленные продукты распада. При умственном труде преобладает психический компонент, а мышечный относительно мал. Соответственно энергозатраты при умственном труде ниже, чем при физической работе. Повышение основного обмена не превышает 10-15%, незначительны и непостоянны изменения в крови.
|