Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ действующего экономического механизма природопользования на загрязненных территориях
Анализу действующего экономического механизма природопользования на загрязненных территориях посвящены работы нескольких авторов [ №23, №24, №35]. В частности можно отметить «Аналитические и нормативно-методические материалы // Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. - М.: Минприроды РФ, 2001. - 417.» - В нашей стране сформировалась к настоящему времени определенная система природопользования, представленная совокупной деятельностью специальных организаций, отраслевых, ведомственных учреждений и направленная на реализацию мероприятий по охране, использованию, воспроизводству природных ресурсов и объектов. Эта система выполняет специфические функции, имеет свои особенности. · Процесс непосредственного использования природных ресурсов связан с получением продукции и это представляет собой сферу материального производства. · Одновременно народнохозяйственная система природопользования выполняет социальные, экологические функции (улучшений условий труда, быта, проживания людей, развития личности). · Основой функционирования народнохозяйственной системы природопользования является государственный план экономического и социального развития страны. 2.1. Механизм экологической программы. Применительно к моей теме исследования наибольший интерес представляют работы Фомичёвой В.Ф., Трушиной Т.П., журнал «Экос». Рассматривается механизм экологической программы на загрязненной территории: в настоящий момент выполняется государственная программа, рассчитанная до 2010 г. Основной целью последней государственной программы является социально-экономическая и радиоэкологическая реабилитация загрязненных территорий, создание условий для ведения хозяйственной деятельности без ограничений по радиационному фактору и дальнейшего снижения риска для здоровья населения. Программа закрепляет механизм реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и представляет собой увязанный по ресурсам, основным исполнителям и срокам выполнения комплекс мероприятий, направленных на снижение негативных последствий катастрофы. Программа предусматривает решение следующих основных задач: - совершенствование специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы; - создание эффективной системы социальной защиты и социально-психологической реабилитации населения, проживающего на загрязненных территориях, ликвидаторов, эвакуированных и отселенных; - совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих вопросы преодоления последствий катастрофы, в целях создания льготных экономических условий развития пострадавших территорий и закрепления для работы на этих территориях специалистов в области здравоохранения, образования, сельского и лесного хозяйства; - обеспечение радиационной защиты населения, функционирования системы радиационного контроля продукции сельского и лесного хозяйства, пищевых продуктов и питьевой воды; - создание условий для радиационно-экологической и экономической реабилитации территорий Гомельской, Могилевской и Брестской областей, подвергшихся радиоактивному загрязнению; проведение газификации, водоснабжения и обустройства загрязненных территорий, в первую очередь зон последующего отселения и с правом на отселение, завершение программ переселения людей из зон последующего отселения; - проведение на загрязненных территориях специальных мероприятий в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве, направленных на обеспечение получения продукции с содержанием радионуклидов в допустимых пределах; - дальнейшее развитие научно-прикладных исследований и внедрение их результатов; - расширение международного сотрудничества. Мероприятия программы имеют финансовое, материально-техническое, научное и кадровое обеспечение. Источником финансирования мероприятий государственной программы являются средства республиканского и местных бюджетов. 2.2. Зарубежный опыт механизма управления природопользованияю Однако, отдельные авторы и издания журналов, такие как Соколов В.И. (№26), журнал «экономика и жизнь» (2007г. №4), журнал «экос»(2004г. №7) предоставляют нам материал по зарубежному опыту в области хозяйственного механизма природопользования.
|