Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления совершенствования управления природопользованием на загрязненных территориях.
Основным направлениям совершенствования управления природопользованием на загрязненных территориях посвящены проблемы многих авторов [№21, №27, №29, №30, №31, №35]. В частности можно отметить работы нескольких авторов- Пратасова В.Ф. (№21), Трушиной Т.П. (№30) и Шимовой О.С. (№35). 3.1. Совершенствование законодательной базы экономического механизма природопользования на загрязненных территориях. Применительно к моей теме исследования «совершенствование законодательной базы экономического механизма природопользования на загрязненных территориях» наибольший интерес представляет работы Шимовой О.С. (№36) и Яблокова А.В. (№37). Авторы рассматривают само совершенствование, конкретно: часть природных ресурсов может быть заменена другими видами ресурсов в настоящее время или в будущем; так сокращение потребления ископаемого топлива связывают с привлечением в энергетический баланс энергии ветра и Солнца. Страны Евросоюза поставили своей целью увеличить вклад ветроэнергетики до 10% к 2030 году. В конце 90-х годов только в Дании действовало около 4000 ветроэлектростанций, обеспечивающих 3, 7% потребностей в электроэнергии. Япония планирует к 2010 вырабатывать 3% электроэнергии с помощью фотоэлектрических установок. А так же удаление отходов и очистка сточных вод тесно связаны с вопросами, касающимися обращения с токсичными химическими веществами, переработки и удаления опасных и радиоактивных отходов. За последние пять лет в этой области был достигнут ощутимый прогресс. Практически все страны признают важное значение решения вопросов, связанных с отходами и опасными веществами. Большинство стран планируют осуществление соответствующих программ или даже уже практически приступили к их осуществлению. Возникающие в этой связи ограничения, как правило, касаются вопросов градостроительства, комплексно – территориального планирования и соответствующих издержек. Первым шагом на данном пути должно стать перераспределение властных полномочий и управленческих функций между различными уровнями управления. За республиканским центром целесообразно сохранить главным образом разработку стратегии и тактики, государственных целевых комплексных программ и планов социально-экономической реабилитации загрязненных территорий, научное и законодательное обеспечение, общее руководство и контроль за ходом выполнения реабилитационных мероприятий. Что же касается непосредственной организации и оперативного управления проведением указанных мероприятий, то эти функции должны быть полностью возложены на областные и районные органы власти и управления. Ибо кто, как не они, лучше знает, что конкретно и как нужно делать, чтобы как можно скорее и с меньшими затратами ликвидировать на подведомственных им территориях негативные последствия чернобыльской катастрофы. Однако, чтобы местные органы могли успешно справляться с возросшими обязанностями, их следует наделить необходимыми правами по распоряжению финансовыми и материальными ресурсами, в том числе выделяемыми государством на реабилитацию загрязненных районов из централизованных источников. При этом поступление средств в распоряжение местных властей должно базироваться на законодательно-нормативной основе. Прежде всего в функции Минприроды следует включить: - обеспечение комплексного управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе принципов сочетания экологических и экономических интересов республики, рационального природопользования, установления допустимых норм и нагрузок на окружающую среду; - оценку и прогнозирование состояния окружающей среды, ресурсного потенциала республики и биосферных процессов; - обеспечение развития и эффективного использования материально-технической базы организаций министерства. 3.2. Стимулирование инвестиционной деятельности. Несколько авторов [№32, №33, №35, №36] понятие «экологоориентированный инвестиционный процесс» традиционно связывают с обоснованием и реализацией реальных инвестиций, т.е. осуществлением реальных проектов. Можно выделить следующие стадии экологоориентированного инвестиционного процесса в современных условиях хозяйствования: 1. Мотивация экологически ориентированной инвестиционной деятельности на загрязненных радионуклидами территориях. Она предполагает развитие экологической политики государства в целом, выработку международного престижа, разработку программ в области обеспечения ресурсно-экологической безопасности; 2. Прогнозирование и программирование природоохранных инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях; 3. Обоснование целесообразности экологических инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях. Данная стадия включает в себя экологическую экспертизу, аудит и экономико-экологическую аттестацию инвестиций, оценку природоохранных инвестиционных рисков, расчеты жизненного цикла инвестиций, расчет экологической и экономической эффективности инвестиционных проектов; 4. Страхование природоохранных инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях. Реализация данной стадии инвестиционного процесса предполагает наличие развитой системы рыночной инфраструктуры, важнейшими элементами которой являются: государственная и частная система экологического страхования и перестрахования инвестиций. 5. Государственное регулирование экологически ориентированного инвестиционного процесса; 6. Планирование - оно предполагает обозначение государственных приоритетов, реализацию индикативного планирования с учетом ресурсно-экологической емкости на загрязненных радионуклидами территориях. 7 Финансирование - в сфере экологически ориентированной инвестиционной деятельности на загрязненных радионуклидами территориях необходима существенная трансформация источников её финансирования с привлечением внебюджетных и негосударственных форм собственности; 8. Проектирование на загрязненных радионуклидами территориях; 9. Обеспечение объекта материально-техническими ресурсами; 10. Освоение инвестиций на загрязненных радионуклидами территориях. Отметим, что, несмотря на важность и сложность осмысления категории экологически ориентированного инвестирования в научной литературе и международной практике до сих пор не существует устоявшихся категориальных понятий в этой области. Однако отдельные авторы, такие как Протасов В.Ф. (№21), Орлов Е.П. (№19), дополнительно к выше сказанному отмечают природоохранные инвестиции, которые исходят из финансовых особенностей их реализации, делят их на три общие категории: - инвестиции, являющиеся жизнеспособными в финансовом от- ношении, то есть при осуществлении которых обеспечиваются достаточные поступления для покрытия всех расходов, а финансовый риск представляется приемлемым; - инвестиции, которые обеспечивают достижение существенных результатов в сфере охраны окружающей среды, однако не обладают финансовой жизнеспособностью; для финансирования, по меньшей мере, части таких проектов, как правило, необходимы средства из государственного бюджета; - инвестиции, которые не являются в полной мере жизнеспособными в финансовом отношении и нуждаются в льготном финансировании. Так же авторы отмечают, что экономические результаты от реализации природоохранных инвестиционных мероприятий на загрязненных территориях должны заключаться в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в производственной и непроизводственной сферах народного хозяйства, а также в сфере личного потребления. По моему мнению наиболее предпочтительной является позиция Голуб А.А (№12), которая заключается в том, что в качестве дополнительных экономических инструментов стимулирования инвестиционной деятельности на загрязненных территориях можно предложить разработку системы льготного кредитования инвестиционной деятельности. При этом в определенных ситуациях государство может выступать гарантом возврата полученных кредитов. Однако для использования подобного механизма необходимо осуществление ряда законодательных изменений. В качестве приоритетных направлений инвестиционной деятельности на загрязненных территориях можно предложить развитие энергетической отрасли, что обусловлено следующими факторами. 3.3. Результаты социологического исследования.
|