![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. эпоха Нового времени
Рене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования – это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механизмом (общим у человека с животными). Может показаться, что Декарт повторяет Аристотеля, но это не так. Блез Паскаль человека считал чудом и полем противоречий, человек есть парадокс для самого себя. С одной стороны, человек есть самое беззащитное существо во Вселенной, которое приходит в трепет от осознания окружающей его неведомой бесконечности («Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств»). Существование человека трагично, т.к. человеку открылись 2 бездны: 1. бесконечность мира, который к человеку равнодушен 2. собственный смертный удел (неизбежность смерти). Человек не может до конца постичь эти вопросы. Человек не просто самое беззащитное существо во Вселенной, но и самое совершенное. «Человек – это мыслящий тростник» (т.е. считается, что человек возвышается над Вселенной, т.к. знает, что умрёт, и что Вселенная в конце концов его подавит, погубит; в то время как Вселенная не знает ничего). V. немецкая классическая философия: ü немецкий идеализм ü немецкий материализм Немецкий идеализм представлен работами Канта, Фихте, Гегеля; материализм – Фейербаха. Заслуга немецкого идеализма состоит в провозглашении того, что 1. человек – это духовно-нравственное существо (Кант, Гегель) 2. идея субъектности, творческой активности человека (Гегель): человек есть субъект духовной деятельности, изучающий мир культуры, человек – это носитель общезначимого сознания, так называемого «духа». 3. идея историчности человека: человеческий род имеет историю, и каждый человек в своём развитии её повторяет. Немецкий классический идеализм рассматривает человека через две категории: 1) категорию самосознания 2) категорию деятельности. Согласно немецкому классическому материализму, человек – это чувственно-телесное существо; это конкретное «я», обретающее свою человечность в общении со столь же конкретным «ты». VI. марксизм Считает определяющим в поведении человека труд, взятый в единстве с его социальной формой. VII. философия жизни Видит специфику человека в феномене жизни. Разуму противопоставляется бессознательное как глубинный источник поведения человека. На первый план выдвигаются внемыслительные способности человека (чувства, воля, интуиция в самом широком смысле).
|