Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте.
Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжёлые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребёнка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др. В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов. Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические. Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчётливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей (Каплан Г.И. и Сэдок, 1994). Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребёнка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений (Гуревич, 1932; Запорожец, 1974 и др.). К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребёнка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребёнка и с особенностями его самооценки. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребёнка. В.В. Ковалёв отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности. Резидуально-органическая недостаточность способствует формированию психической инертности, фиксации на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии самоконтроля поведения. В исследованиях отечественных авторов достаточно подробно изучены преневротические патохарактерологические черты: импульсивность, эгоцентризм, упрямство, сензитивность, агрессивность, честолюбие, зависимость, благоразумность, тревожность, контрастность (противоречивость всех личностных характеристик). В.Н. Мясищев подчёркивает, что у лиц, страдающих неврозом, наблюдается преобладание субъективного и аффективного над объективным и логическим в проработке психотравмирующей ситуации. Кроме того, аффективная инертность способствует формированию вязкости болезненных переживаний. А.И. Захаров описывает семь видов свойств личности, предрасполагающих ребёнка к неврозу:
Достаточно подробно изучены личностные особенности детей, предрасполагающих к возникновению невротических страхов: неуверенность в себе, тревожность, несамостоятельность. Многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов показали акцентирующее влияние среды как фактора риска возникновения эмоционального неблагополучия в детском возрасте, особенно семьи. Представители гуманистической психологии рассматривают эмоциональное неблагополучие детей в рамках отклонений в развитии личности, которые возникают при потере ребёнком согласия со своими собственными чувствами и невозможностью найти смысл жизни и самореализоваться. С точки зрения представителей поведенческого направления эмоциональные нарушения у детей могут быть обусловлены неадекватными наказаниями и поощрениями. В многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных психологов подчёркивается важная роль ранних эмоциональных контактов в развитии личности ребёнка. Английский психолог Д. Боулби, наблюдая младенцев, воспитывающихся в сиротских домах, обратил внимание на то, что в более старшем возрасте у них наблюдались различные эмоциональные проблемы, деструктивное поведение, неадекватная самооценка. Эти особенности автор связывал с отсутствием у них ранних эмоциональных контактов с матерью. В первые три месяца у малыша формируется наиболее сильная привязанность к матери. Разлука с матерью, перемена места жительства, аффективная неустойчивость взрослых может негативно отразиться на эмоциональном состоянии ребёнка. Важное значение имеют особенности отношений матери к нему. Индивидуальную психологическую коррекцию целесообразно использовать для детей с более глубокими эмоциональными нарушениями, а именно неврозами и неврозоподобными состояниями. Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. В большинстве работ отечественных и зарубежных психологов неврозы рассматриваются как болезни личности, как особая форма личностного развития. В развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы. Наиболее распространёнными этиологическим фактором детских неврозов является психическая травма. Психическая травма (ПТ) – это внешние раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на индивида. ПТ может быть двух видов – ситуационная и пролонгированная. К ситуационным ПТ относится неожиданный испуг ребёнка, острый межличностный конфликт в семье ребёнка и в школе. Исследования психологов показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребёнка оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические). Психотравмирующие ситуации в детском возрасте могут непосредственно проявляться в семье ребёнка, в отношениях между родителями и ребёнком. Нередко психотравмирующие ситуации проявляются в школе или в другом детском коллективе. Длительное воздействие внешних раздражителей (психотравмирующих ситуаций) может привести к внутриличностному конфликту. Однако патогенное влияние оказывают не столько сами внешние раздражители, сколько их личностная значимость для школьника. Вторым этиологическим фактором детских неврозов являются преневротические патохарактерологические особенности ребёнка. Выделяют тревожность и беспокойство ребёнка как факторы, предрасполагающие к неврозу. В раннем возрасте тревожность и беспокойство проявляются в повышенной раздражительности, плаксивости, капризности ребёнка. Третьим этиологическим фактором, предрасполагающим ребёнка к неврозу, является дисгармония семейных отношений. Она является основным патогенетическим фактором эмоционального неблагополучия ребёнка. Она проявляется в конфликтных отношениях между супругами или прародителями, в нестабильности семьи. Четвёртым фактором, предрасполагающим к неврозу, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания. Главным, стержневым признаком невроза является наличие внутриличностного конфликта у ребёнка. А. Фрейд, следуя традициям классического психоанализа, выделяет три типа детских конфликтов, лежащих в основе невроза:
В отличие от Фрейда, Юнг считал, что симптомы нарушения у ребёнка являются показателем не его собственного конфликта, а конфликта членов его семьи. Важным звеном в системе помощи ребёнку с неврозами является психологическая коррекция. Отличными и эффективными методами коррекции могут служить игротерапия, арттерапия и музыкотерапия. Таким образом, эмоциональные нарушения в детском возрасте могут быть детерминированы целым рядом причин, факторов, условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в значительной степени обуславливает трудности дифференцированного подхода к психологической коррекции. В связи со сложностью этиопатогенеза эмоционального неблагополучия в детском возрасте представляется важным системный подход к данной проблеме с выделением «системообразующего фактора». Данные методологические установки имеют важное значение в процессе психокоррекционной работе с детьми с эмоциональными нарушениями.
|