Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианская средневековая философия. Патристика и схоластика.






 

Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религии. Процесс философствования находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены " служанками" теологии. Особенностью ср-век-ой ф-ии явл-ся сплав теологии и ан­тичной ф-ой мысли. Теор-ое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос - первопричина, творец всего сущего, а его воля безраздельно господствует над миром силой.

Осн.принципами ср-век-ой ф-ии были: креационизм -идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм -понимание исто­рии как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения че­л-ка; теодицея -как оправдание Бога; символизм -своеобразное умение чел-ка находить скрытое значение того или иного предмета; откровение -непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолют­ный критерий чел-ого поведения и познания; реализм – сущ-ие общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах; номинализм -особое внима­ние к единичному.

Патристика -В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла лит-ра апологетов (защитников) христиан­ства. Вслед за апологетикой возникла патристика - сочинения так называе­мых отцов церкви, писателей, заложивших основы ф-ии христианства.Августин Блаженный в своих произведениях обосновывал идею о том, что бытие Бога - это высшее бытие. Добрая воля Бога - причина появле­ния мира, к-ый через телесное и душу чел-ка восходит к своему создате­лю. Особое место в этом мире отведено чел-ку.

Бог - внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и чел-ом как своим творением. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и чел-к, будучи рез-ом творения Бога, зависят от своего Творца. Схоластика – осн. способ философствования эпохи ср-век-я. Это было обусловлено тесной связью со Священным писанием и Свя­щенным Преданием. Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универса­лий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи). Одна из особенностей ср-век-ой ф-ии проявилась в знаменитом споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий.(Фома Аквинский, Росцеллин).

9.Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

 

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, монах Фома Аквинский пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.
У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома понимает христианского Бога, сотворившего мир, как об этом повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляет их, а наоборот, подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, согласно Фоме, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различие субстанциональных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении — что нечто разрушилось. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. На этом основании, он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.

1. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи; сюда относятся неорганические стихии и минералы.

2. На следующей ступени форма предстает как конечная причина вещи, которой поэтому присуща внутренняя целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы), растения.

3. Третий уровень — животные, здесь форма есть действующая причина,, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех уровнях форма по-разному преобразуется в материю, организуя и одушевляя ее.

4. На последней, четвертой, ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не связанная с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал