Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАДАЧА №4
Для прямозубого цилиндрического зубчатого колеса с делительным диаметром d = 225 мм, нормальным модулем m = 4, 5 мм и заданной точностью изготовления 9-8-8- A выбираем комплексы контролируемых параметров для норм кинематической точности, плавности и контакта зубьев. Для контроля кинематической точности выбираем, с учетом заданной степени кинематической точности 9, комплекс показателей Frr и Fvwr. Для контроля плавности работы принимаем по заданной степени точности плавности работы 8 и значению m = 4, 5 мм комплекс показателей f pbr и f fr. Для контроля контакта зубьев в передаче, с учетом степени точности контакта 8, принимаем комплексный показатель «суммарное пятно контакта». Для выбранных показателей точности определяем числовые значения допусков и отклонений. Для заданной степени кинематической точности: Fr = 112 мкм и Fvw = не установлено. Для заданной точности плавности работы: f pb = ± 26 мкм, f f = 22 мкм. Для заданной степени точности по нормам контакта относительные размеры суммарного пятна контакта равны: по высоте зуба – не менее 40 %, по длине зуба – не менее 50 %. В соответствии с заданным видом сопряжения по боковому зазору и степени точности по нормам плавности выбираем числовое значение наименьшего смещения исходного контура. Для вида сопряжения А, с учетом степени точности плавности работы 8 и делительного диаметра d = 225 мм, наименьшее дополнительное смещение E Hs = – 350 мкм. По заданному виду допуска на боковой зазор и величине допуска на радиальное биение зубчатого венца определяем числовое значение допуска на смещение исходного контура TH. Для заданного вида допуска на боковой зазор – a с учетом допуска на радиальное биение Fr = 112 мкм находим допуск на смещение исходного контура TH = 350 мкм. Выбираем средства измерения для контроля выбранных параметров зубчатого колеса [4]. Для контроля Frr примем биениемер модели Б-10м, пригодный для контроля колес с модулем от 1 до 10 мм. Для контроля Fvwr примем нормалемер модели БВ-5045, позволяющий измерять длину общей нормали до W = 120 мм. Выполним расчет длины общей нормали. По [3] для колеса с заданным количеством зубьев (z = 50) определим длину общей нормали W 1 для колеса с единичным модулем. Значения W 1 и zn , помещенные в среднем столбике, предпочтительны. Для zn = 6 (количество охватываемых зубьев) W 1 =16, 93697 мм. Тогда длина общей нормали
W= W 1 ´ m = 16, 93697 ´ 4, 5 =76, 216365 мм.
Для контроля f pbr примем шагомер модели 21501, пригодный для модулей m = 1, 75¸ 10 мм. Контроль ffr можно выполнить с помощью эвольвентомера модели БВ-5032, пригодного для контроля колес с внешним диаметром da = 20¸ 400 мм и модулем m = 0, 5¸ 10 мм). Проверку суммарного пятна контакта можно выполнять на контрольно-обкатном станке. Величину действительного смещения исходного контура инструмента можно определить зубомером смещения модели 2301, пригодным для контроля колес с m = 2¸ 10 мм. Схемы контроля выбранных параметров приведены на рис. 4.1 – 4.6.
Задача № 5
Для шлицевого соединения с числом зубьев z = 20, внутренним диаметром d = 102 мм, наружным диаметром D = 115 мм, шириной зуба b = 8 мм, с центрированием по d выбираем поля допусков и посадки шлицевых вала и втулки для центрируемых параметров: для d выбираем посадку ; для b выбираем посадку . Для нецентрирующего диаметра D выбираем посадку . Для заданных размеров шлицевого соединения и выбранных полей допусков условное обозначение будет выглядеть следующим образом: – для соединения: b – 20 ´ 120´ 115 ´ 8 ; - для шлицевого вала: b – 20 ´ 102 ´ 115 a 11 ´ 8 e8; - для шлицевой втулки: b – 20 ´ 102 H11 ´ 115 H 12 ´ 8 D 9. Определяем числовые значения предельных отклонений диаметров отверстия и вала, ширины впадин отверстия и толщины зубьев вала, и вместе с условным обозначением полей допусков проставляем их на эскизах сборочного чертежа, а также чертежа втулки и вала (рис. 5.1).
Рисунок 5.1 - Эскиз шлицевого соединения и его элементов
|