![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I Развитие знаковой системы в истории искусств.Стр 1 из 4Следующая ⇒
С древних времен человек, изображая окружающий его мир, начал использовать условно-стилизованное изображение, те. изображение упро- щенное, но выявляющее главное, характерное в объекте или форме. Среди всего богатейшего наследия можно выделить стили, где особенно широко использовалось условно-стилизованное изображение, например искусство Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая, Древней Руси, ви- зантийское и средневековое искусство, а также народное искусство. В этой главе попробуем кратко очертить круг объектов условно-стилизованного изображения.
Еще в первых наскальных рисунках первобытный человек использует стилизованные изображения людей и животных. В Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне создается огромное количество произведений, где применяется условно-стилизованное изображение растений, животных и человека, в которых отображаются различные эпизоды жизни и мифологические сцены. В искусстве Индии нашли отражение особенности окружающей человека природы. Она придала особенный размах и мощь творениям индийских мастеров, прежде всего в скульптуре, архитектуре и настенных фресках. Широко использовалось условно-стилизованное изображение в декоративно- прикладном искусстве Китая, средневековой гравюре Японии. О развитие письменного языка можно судить по керамике и камены памятника иероглифического письма (шумерские, 4 тыс. до х. э., египетские 4 тыс. до х. э., протоиндийские, 3тыс. до х. э.), имеющим уже сформировавшийся вид. Зарождение письма происходило раньше (неолит, эниолит, 7-12 тыс. до х. э.), но того памятников почти не сохранилось. Бронзовый век (в передней Азии – с конца 4 тыс. до х. э., в Европе с начала 2 тыс. до х. э.) был приудом переосмысления, унификации и широкого распространения культовой символики неолита. Символы становились более стабильными по начертанию. Большинство примеров символики древности, дошедшей до нс относится к том у времени. Затем, в эпоху железа 1 первая половина 1 тыс. до х. э.) происходил отход от использования символов; видимо тогда их смысовое содержание стало забываться. Они еще долго применялись, но уже как орнаменты или как зафиксированные обычаем священные знаки. Древняя символика, а тем более позднейшая ее орнаментальная интерпретация представляют собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение; довольно часто обнаруживаются сходные или даже тождественные их элементы у явно не родственных народов. Но хотя идентичные символы применялись в разных местах и в разные эпохи, конкретный характер их начертания свойственен определенным культурам, кроме того, сохранились символы, имеющие конкретного хозяина. Личность и персонифицированный с ней абстрактный знак, будь это знак императора Поднебесной в Китае или тамга рода степного хана владельца конного табуна, знак мастера - кузнеца и гончара, все это уже близко к понятию современного товарного знака.
С развитием торговли, появлением городов в Средиземноморье в 4-5 столетии до х.э. начали образовываться рынки. Применение отличительных знаков у скотоводов, земледельцев, ремесленников, работорговцев становится велением времени. Знаки идентификации становятся более употребимыми, и, видимо, с этих позиций их тоже можно называть товарными. Хорошо сохранились знаки каменотесов, найденные на стенах Помпеи, в архитектуре Палестины. Мастер обычно писал свое имя и заключал его в простую форму круга, квадрата, ромба и прямоугольника. В средневековом обществе распространяется письменность и грамотность. Среди городского населения появляются знаки-печати, наносимые на торговые документы, на морские и речные суда, повозки, инструменты, товары и предметы домашнего обихода владельца знака. Таким образом в XII веке существенно расширилась область применения товарного знака и престижность его владельца. Использование знака изготовителя во второй половине XIV века уже предусматривает ответственность за количество и качество используемого материала, за технический уровень и другие свойства, присущие конкретному изделию. Будь то часы, карета, кирпич или корабельная пушка. В 1363 году английский король Эдуард III обязал все предприятия, делающие металлические изделия, иметь свой отличительный знак. С середины XV века, когда в Европе появилась книгопечать, отмечена книга, датированная 1457 годом, со знаком издателя и выходными данными. Далее знаки издательства стали употребляться повсеместно. В России клеймение товаров становится обязательным во времена Петра I. Вместе с развитием экономической системы многих стран товарный знак стал непременным атрибутом любого товара или услуги, предназначающихся для конкретного потребителя. Несомненный интерес к товарному знаку, как к малой графической форме, связывающей продавца, изготовителя и покупателя, обусловлен новыми экономическими условиями существования нашей страны. Прежде всего - это отказ государства от монополии на многие виды продукции и услуги. Появление множества предприятий, нацеленных в первую очередь на получение прибыли, как непременного условия жизнедеятельности. И естественное столкновение интересов в деятельности производителей одного и того же товара или услуги. Зарождающаяся конкурентная борьба за прибыль должна начинаться с обозначения борющихся сторон, участвующих в процессе купли-продажи. Для этого как нельзя лучше подходит товарный знак как средство идентификации своих товаров или услуг, применяемый предприятиями и организациями повсеместно. Любое графическое изображение слова, символа, понятия или события можно в принципе считать основой товарного знака. Основные формы его существования можно рассмотреть в перечисленных далее разделах книги. Но какую бы форму товарные знаки ни принимали, главная функция их заключается в том, чтобы позволить отличить конкретное изделие или услугу одного предприятия от продукции конкурентов. Товарные знаки имеют много общего с именами собственными: тщательность, с которой их выбирают и преподносят; " отеческая" опека предприятия, выступающего в качестве имядателя; их написание (с заглавной буквы); их магическая способность вызывать ассоциации; их чуть ли не освященное религией происхождение; их регистрация; их исключительность и правовая охрана. С тех самых пор, как человек стал употреблять слова, они служили для того, чтобы вызывать в умах людей образ тех предметов, которые они символизировали. С незапамятных времен имя всегда было вторым " я" человека. Знать имя человека означало обладать властью над его душой. Простые смертные не смели знать имена своих правителей. Могущественные древние божества имели множество имен, каждое из которых выражало какой-то аспект их могущества. Глубина воздействия этого языка символов граничит порой с волшебством. И несомненно магическое или полумагическое влияние товарных знаков, как на покупателей, так и на самих продавцов, давших второе имя изделию, услуге или предприятию, которое они олицетворяют.
|