Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Семейная обрядность белорусов.






План.

1. Семейно-бытовая обрядность как составная часть системы воспитания.

2. Обряды, связанные с рождением ребёнка. Общая характеристика.

3. Свадебные обряды. Общая характеристика.

4. Обряд «Новоселье». Общая характеристика.

5. Похоронно-поминальные обычаи и обряды.

6. Традиции в современных семейных обрядах.

Цель – рассмотреть традиционное и новое в семейно-бытовой обрядности белорусов.

Традиционная семейная обрядность белорусов являлась неотъемлемой частью народного быта, семейного уклада, духовной культуры народа, его миропредставления, этики и эстетики.

Становление и функционирование этого сложного культурно-исторического явления было обусловлено закономерностями социально-исторического развития и этнической традицией.

Семейные обычаи и обряды объединяли семью, служили своеобразным механизмом для передачи этнических традиций, морально-этических норм и принципов от старших к младшим. Они помогали каждой отдельной семье отметить такие радостные и важные события как рождение ребёнка, свадьба, новоселье, или снять эмоционально-психическое напряжение в случае смерти близких людей.

Вместе с тем, традиционная семейная обрядность белорусов предусматривала обычаи и обрядовые действия, которые должны были укрепить отношения с соседями, родственниками, друзьями, установить добрые связи между ними и поднять престиж семьи. Знание и детальное выполнение традиционных семейных обычаев и обрядов играло немаловажную роль в формировании мнения односельчан о семье. Это мнение передавалось из поколения в поколение и конечно отражалось на судьбе детей, внуков и правнуков.

Кроме того в народе верили, что выполнение всех обрядовых действий влияет на дальнейшую судьбу ребёнка, молодую пару, богатство семьи, её здоровье и благосостояние.

В конце XIX – начале XX вв. общий комплекс семейных обычаев и обрядов белорусов оставался довольно консервативной частью жизни народа. В нём вместе существовали, и магические приёмы, и рациональные элементы, и церковные компоненты.

Большое место в семейном быту белорусского народа в конце XIX – начале XX вв. занимали обычаи, обряды, поверья связанные с беременностью женщины и рождением ребёнка. В них сохранялись

пережитки всех стадий развития человеческого общества и его религиозные верования, отражение многовековых народных медицинских знаний, миропредставления, моральные нормы и ценности.

Комплекс традиционных обрядов и обычаев связанных с беременностью женщины и рождением ребёнка, состоял из трёх тесно связанных циклов: дородового, родового и послеродового.

Забеременев, женщина начинала придерживаться определённых правил поведения, ибо, по народному убеждению, это обеспечивало в будущем благополучный исход родов, а также рождение полноценного ребёнка. Большинство обычаев и предписаний, которыми руководствовалась женщина в этот период, основывались на многолетних жизненных наблюдениях и отличались практическим смыслом. Беременная женщина старалась не поднимать и не носить тяжесть, не стягивать сильно юбку, во время полевых робот подвязывала живот полотенцем или платком, остерегаясь ударов. Она должна была больше двигаться, быть на свежем воздухе, чтобы роды прошли легче. Положительный народный опыт отражался и в запретах, которые охраняли женщину от испугов, от возможных психических и физических травм, хотя их объяснение не редко связывалось с магией. Роды, хотя и были привычным явлением в дореволюционной крестьянской семье, вносили волнение в повседневный уклад жизни.

Важную роль во время родов и в послеродовый период играла повитуха, которая была в белорусской деревне и акушеркой, и детским врачом.

После родов роженицу навещали соседки, родственницы, подруги. Соблюдение этих обычаев строго контролировалось нормами обычного права. Были предусмотрены специальные правила поведения для гостей и для роженицы. Практический смысл обычаев проведывания («адведак», «вотведаў») заключался в том, что женщины приносили роженице и её семье высококалорийные продукты – яичницу, сыр, мед, различные каши, мучные изделия, масло, обязательно первые блюда, а также поздравляли, выслушивали, успокаивали её, что оказывало благоприятное психологическое воздействие.

Имя ребенку, как правило, выбирал священник во время крещения. В крестьянском быту официальное наречение именем дополнялось различными народными обычаями, обрядами, представлениями.

Большое значение в белорусской деревне в конце XIX – начале XX в. придавалось выбору кумовьев (крестного отца и крестной матери новорожденного), которые исполняли в первую очередь опекунские функции по отношению к ребенку. В кумовья приглашали как родственников, так и соседей. Кумовья обычно помогали друг другу в выполнении сельскохозяйственных работ, вместе отмечали праздники и важнейшие события жизни. Кумовьев старались не менять и при крещении других детей, хотя жизнь вносила в это правило коррективы. Так, в случае смерти предыдущих детей повсеместно на территории Белоруссии, был распространен обычай приглашать в кумовья первых встречных, случайных людей

Крестины (“хрэсьбіны”, “хрысціны”, “ксціны”, “радзіны”), на которые по приглашению хозяев приходили только женатые мужчины и замужние женщины, происходили чаще всего в день церковного крещения ребенка. Специальным обрядовым блюдом на этом семейном торжестве была «Бабина каша» - густая каша из ячменной или гречневой крупы с добавлением молока, яиц, сахара, масла, меда. После праздничной трапезы кум разбивал горшок, желая при этом счастья и богатства своему крестнику. Все присутствующие получали по кусочку обрядового блюда, и часть его обязательно несли детям, для которых это было лучшим угощением. Большое значение на крестинах имел обмен подарками – дарили “наміткі”, полотно, полотенца, хлеб. Исполнялись родинные песни, которые предшествовали определённому обрядовому действию или объясняли его. Песни посвящались роженице, её мужу, повитухе, кумовьям. На родинах также, как и на свадьбе, присутствовали ряженые, которые исполняли различные импровизированные сценки. В конце крестинного торжества гости выходили во двор, готовили колёса, тележку или сани, на которые клали борону, застланную кожухом, сажали бабку-повитуху и возили её по улице. На следующий день или через день гости опять собирались в доме родителей новорожденного, где после церковного миропомазания повитуха совершала обряд очищения.

Завершал принятие новорожденного в семью и общество обряд первого пострижения ребёнка, который осуществлялся через год и был тесно связан с предыдущими обычаями и обрядами.

Специальных обрядов инициации у белорусов не было. Первым видимым знаком взросления были брюки и юбка. Первые брюки на мальчика надевали, подостлав ему под ноги старые отцовские брюки, а девочке подстилали при таком обряде старую материнскую юбку. Упорство и сопротивление ребёнка при этом предвещали ему долголетие. Доношенные первые брюки (юбку) сжигали.

Переход от детства к юношеству в белоруской деревне не сопровождался ярко выраженными обрядовыми действиями. Обычно парень, достигший совершеннолетия (16 лет), угощал старших товарищей, которые принимали его в свой союз. Гуляли всю ночь по улицам деревни с песнями и музыкой. После этого парень имел право выбирать себе невесту и свататься. Крестьянские девушки с этого возраста также имели право ходить на гулянье («вячоркі»), где и происходили знакомства молодёжи.

Свадебные обряды. Большие коммуникативные возможности для общения и сближения молодёжи представляли обрядовые действия, связанные с традиционными календарными праздниками. Кроме того, молодые люди имели возможность ежедневно встречаться при выполнении тех или иных сельскохозяйственных работ. Возникавшие при добрачном

знакомстве симпатии юношей и девушек обычно учитывались родителями, хотя браки заключались и по экономическим соображением. Не последнюю роль играло при этом и приданное невесты. Родители юноши обращали внимание также на физическую силу девушки и способность её к труду.

Общераспространённым на территории Белоруссии был обычай выдавать замуж дочерей по старшинству, если в семье их было несколько. Сватовство происходило обычно во вторник, четверг и субботу. Разговор при этом часто вели в иносказательной форме. Родители невесты, смотря по обстоятельствам, соглашались или отказывали сватам. Символом согласия и договоренности служило распивание бутылки водки, которую приносил сват. Был распространён обычай после распития насыпать в эту бутылку зерно и обвязывать её поясом, полотенцем и др. В случае отказа сваты забирали свои подарки и уходили, часто тут же шли к другой невесте. Если договоренность сватов и родителей на брак была достигнута, в этот же день были и «запоіны” с небольшим количеством гостей, иногда они происходили через несколько дней после сватовства. Обязательным блюдом на «запоинах” была яичница, иногда – сыр.

С момента сватовства для семей жениха и невесты начинались хлопоты. Родственники жениха и невесты, собравшись на “заручины”, за столом с угощением вели более конкретный разговор о будущей свадьбе: уточняли день, количество гостей, говорили о приданном, о материальной стороне свадьбы и т.п. На заручинах невеста делала первые подарки родственникам жениха, а жених – невесте. Отказ от свадьбы после этого происходил очень редко и осуждаемый общественным мнением, а также связанный с материальными затратами отказывающейся стороны приводил обычно к вражде двух семей.

С “заручин” парень и девушка считались уже женихом и невестой, и в дальнейшем их взаимоотношения, индивидуальное поведение регламентировались в соответствии с принятыми обычаями. Они “прощались” с коллективом молодёжи, а невеста, кроме того, со своими родственниками, в семьях готовили приданное и подарки.

Важным моментом предсвадебного периода был обряд прощания невесты со своими незамужними подругами (“суборная субота”, “зборны вечар”, “дзявочнік”, “вянкі”), который чаще всего происходил в субботу, на – кануне свадьбы. Девушки готовили свадебный головной убор невесте, украшение (знаки отличия) для дружины жениха и невесты, наряжали свадебное деревце. Весь вечер в доме звучали песни и музыка. Иногда приезжал жених с друзьями и музыкантами, привозил подарки невесте. Значительно реже устраивался аналогичный вечер в доме жениха («хлапечнік”), когда собирались холостые друзья и вместе с женихом гуляли всю ночь мужской компанией.

На большей части территории Белоруссии началом собственно свадьбы был обряд выпечки каравая, который совершался накануне её, в субботу вечером или утром в воскресенье, когда молодые ехали к венцу. Каравай выпекали и в доме жениха, и в доме невесты чаще всего замужние женщины.

Несколько женатых мужчин готовили всё необходимое для его приготовления, приносили воду, дрова, неженатый парень сажал каравай в печь и доставал его после выпекания, незамужние девушки украшали обрядовый хлеб. Старшая каравайница просила у родителей молодых благословения перед каждым очередным действием, связанным с замешиванием и выпечкой каравая. Она же пристально следила за исполнением принятых в данной местности обычаев и магических приёмов при его выпечке, которые, как считалось, должны были положительно воздействовать на дальнейшую судьбу молодой пары. Выпечка обрядового хлеба сопровождалась специальными песнями, которых у белорусов было множество.

Готовый каравай богато украшали фигурками из теста, бумажными цветами, ветками плодовых деревьев, колосьями злаковых. Кроме того, выпекали и другие хлебные изделия, которые в дальнейшем использовались при исполнении различных обрядовых действий.

В северо-восточных районах Беларуси началом свадьбы считалось исполнение так называемого «стаўбавога” обряда и специальной «стаўбавой” песни в доме жениха и в доме невесты. Он совершался в доме жениха при участии гостей перед его отъездом в дом к невесте, а в доме невесты – перед или же сразу после приезда жениха. Обычно обряд и специальную обрядовую песню исполнял старший сват или кто либо из женатых мужчин («зачынальнік”, “стаўбавы”), имевших соответствующий талант. Он залезал на печь или на стол при печи, а иногда становился на скамью, держа в руках два пирога. Все присутствующие вставали, кроме молодых. В полной тишине исполнитель, ударяя пирогами один о другой, просил трижды благословения на совершение обряда и, получив его, начинал «стаўбавую” песню, в которой боги призывались к людям, чтобы создать крепкую семью. Закончив пение, исполнитель бросал пироги к порогу, где их подхватывали дети; его и всех присутствующих угощали, а после этого молодые и их дружины отправлялись к венцу.

Важная роль в свадебных обрядах отводилась свадебным чинам, названия и функции которых варьировалось в зависимости от местной традиции. Каждый из них исполнял определённые обрядовые действия, был наделён особенными полномочиями. Большую роль на свадьбе играл старший сват или «дружко» (чаще всего крёстный отец). Он руководил всем ходом свадьбы, участники различных обрядовых действий приступали к их исполнению только после его разрешения. На эту роль приглашали уважаемого человека, хорошо знакомого со всеми обрядами. Главными атрибутами были полотенце (или два), перевязанное через плечо, яркий пояс, палка. Старшая сватья (крёстная мать) совершала основные ритуальные действия при выпечке каравая, «завивании» невесты, подготовки постели к первой брачной ночи. К свадебным чинам относились также девушки со стороны невесты и юноши со стороны жениха. Называли их по-разному – “дружкі”, ”большанкі”, ”маршалкі”, ”паджанішнікі”, ”паднявесніцы”, но чаще –

«шаферы» и «шаферкі». Обычно это были незамужние и неженатые молодые люди из близких друзей и родственников. Число их могло быть разным. Из них выбирались старшие «шафер» и «шаферка», которые во время свадьбы постоянно находились рядом с женихом и невестой, как бы охраняя их. В эту же молодёжную дружину входили и родные неженатые братья и сёстры молодых, которые наряду со старшими сватам и сватьёй были главными исполнителями многих обрядов. В ходе свадьбы активная роль принадлежала и приглашенным родственникам жениха и невесты («сватам», «прыданым», «вяжчым»), принимали участие в ней и неприглашенные односельчане, а также молодежь из окрестных деревень.

Перед венчанием осуществлялся один из наиболее драматических и эмоциональных обрядов – «пасад» невесты и жениха, каждого – в его родном доме. Убранную к венцу невесту вел на «пасад» сват, обращаясь за благословением к родителям и всем присутствующим. В некоторых местах во время «пасада» невеста держала чашечку с водой. На колени ей клали хлеб, соль, лен, овечью шерсть, веточку плодового дерева. Брат расплетал сестре-невесте косу, легко поджигал три раза кончики волос свечой. Часто все присутствующие, подходя поочередно, расчесывали ей волосы гребешком, смоченным в меде или масле, и дарили подарки. «Пасад» - специфическая черта белорусской свадьбы.

Отъезд жениха за невестой был также одним из важных моментов свадьбы. Сопровождавшие его участники собирались в доме жениха, где их сажали за стол и угощали. Жених кланялся в ноги отцу и матери, а они благословляли его хлебом-солью, а также иконой. Во дворе мать жениха, надев шубу, вывернутую мехом наружу, обходила свадебный поезд три раза и обсыпала его рожью.

Прибывшего жениха и его гостей дружина невесты не пускала во двор. Между ними происходили шуточная борьба, торг. После выкупа, жениха встречали родители невесты, вели в дом. В доме невесты старшему шаферу жениха приходилось платить выкуп за место около молодой, на котором обычно сидел ее младший брат, за украшение шапки жениха и т.п. Шаферки пришивали или прикалывали бумажные цветы к одежде шаферов, за что те дарили девушкам подарки.

В церковь молодые ехали порознь, каждый со своими сватами, “шаферамі” и “шаферкамі”. Свадебный поезд мчался по деревне с музыкой, песнями, со звоном колокольчиков и т.п. После венчания молодые ехали уже вместе, и чаще всего – в дом родителей невесты, где новобрачных встречали хлебом-солью и провожали за стол. В доме невесты гостей угощали, делили каравай, родные вручали ей подарки.

Происходил также очень эмоциональный обряд прощания невесты с родным домом. Традицией предусматривалось, чтобы молодая в этот момент плакала, много раз кланялась всем родным, присутствующим родственникам и соседям, различным предметам в доме. По дороге к дому жениха односельчане загораживали несколько раз дорогу свадебному поезду, поздравляли молодых, требовали выкуп, который платил сват.

Приезд свадебного поезда и введение молодой в дом молодого – один из важным моментов белорусской традиционной свадьбы. Свадебный поезд встречали у ворот родители, родственники, односельчане. Часто мать молодого была одета в шубу, вывернутую шерстью наружу («кажух»), чтобы отпугивать злые силы. В Восточном Полесье, Поозерье, Центральной Беларуси в воротах раскладывали огонь и свадебный поезд проезжал через него. Считалось, что это защитит молодых от злых сил. С колёс невеста ступала на хлебную квашню, а к порогу дома шла по домотканому коврику или полотну. Родители угощали невестку и сына мёдом, чтобы у них была сладкая жизнь. Приехав в дом жениха, невеста вручала подарки его родителям и всем родственникам. Иногда одаривание происходило после первой брачной ночи. Во время танцев со свёкром, шафером, братьями мужа молодая также одаривала их (дарила полотно, пояс и др).

В доме молодого происходил обряд «окручения» невесты в головной убор замужней женщины («завіванне”). Сватьи снимали с ее головы венок, который иногда вешали на икону, и надевали чепец. Молодая сопротивлялась, несколько раз сбрасывала чепец с головы и только на третий раз соглашалась. Когда она была убрана в чепец, ее и еще несколько молодых женщин, девушек накрывали платком и звали молодого узнать свою невесту.

На второй день приезжали к молодому гости со стороны невесты. Их встречал отец жениха, вел за стол, угощал.

На третий день свадьбы подвергались проверке трудовые навыки молодой, ее характер. Молодую вводили в новую семью, знакомили с кругом предстоящих повседневных забот и занятий в доме мужа, с принятыми там нормами поведения. Она должна была подмести пол, принести воду из колодца, замесить тесто, испечь блины и т.п. При этом участники свадьбы всячески мешали: разбрасывали мусор, деньги, выливали воду. На все молодая должна была не обижаться, а, наоборот, улыбаться, продолжать работу, что служило свидетельством ее спокойного, уравновешенного характера.

В этот день ряженые ходили по деревне, ловили у родственников жениха и невесты (в одной деревне) кур, иногда поросят, затем варили их на огне во дворе и съедали. Вечером происходил и обряд деления каравая в доме молодого, одаривание его родственниками и гостями. Обряд происходил так же, как и в доме невесты.

Свадьба заканчивалась.

Предусмотренные традицией послесвадебные обычаи и обряды способствовали закреплению брачно-родственных взаимоотношений между семейно-родовыми коллективами, помогали молодой женщине войти в новый для нее дом, пережить разлуку с родными. Этим целям способствовали встречи после свадьбы близких родственников молодоженов с их непосредственным участием.

Таким образом, традиционная свадьба была важным событием в семейном и общественном быту белорусских крестьян, оказывала большое

эмоциональное, психологическое, воспитательное воздействие на молодых людей, вступавших в супружескую жизнь. Большое количество участников, в том числе и детей, способствовало широкому распространению и постоянному воспроизводству традиционных свадебных обычаев и обрядов белорусов.

Новоселье. Можно только приблизительно представить, какие сложные чувства овладевали крестьянином, когда он собирался переселиться в новый дом, построенный собственными руками, какие мечты и надежды наполняли его душу и сердце. Существовали и определенные обряды, связанные с новосельем. Обычно, когда семья переселялась в новый дом, хозяин шел первым и нес горшок с углями, обходя с ним вдоль стен и приостанавливаясь на каждом углу, а затем ставили горшок перед устьем печи – на «прыпечак». Здесь же хозяин зажигал дрова в печи. Накануне переселения в новый дом впускали через окно петуха или кота. На новоселье (на «уходзінах», «улазінах», «вяселках») следовало помазать медом все четыре угла дома, чтобы жизнь в нем была сладкая. Переходили жить в новый дом обычно в полнолуние. В старом доме в этот день ставили тесто, а выпекали хлеб уже в новом, причем хлебную квашню («дзяжу») переносили в новое строение, накрыв «кажухом». Прежде всего в новый дом заносили икону и стол.

В день новоселья хозяева приглашали гостей и священника для осуществления соответствующего обряда. Гости приносили подарки семье. Застолье вёл наиболее весёлый и находчивый из гостей. Хозяева старались как можно лучше угостить присутствующих, ибо верили, что в этом случае в новом доме семья всегда будет жить в богатстве и изобилии.

Похоронно-поминальные обычаи и обряды. В общем комплексе семейной и общественной жизни населения Белоруссии особое место занимали обычаи и обряды, сопровождающие смерть человека и его захоронение. В семью со смертью одного из членов приходило большое горе. Существовавшие у белорусов обычаи помогали пережить горе, организовать достойные похороны умершего, сохранять о нём память. В конце XIX – начале XX в. в крестьянской среде стойко бытовало убеждение, что человек должен встретить смерть в родном доме в окружении детей, внуков, родных и близких.

Присутствующие старались различными способами облегчить умирающему его последние минуты, среди них наиболее распространёнными были развязывание узлов, открывание замков дверей, срывание досок в потолке, прокручивание там дырок и т.п. Все эти и подобные магические действия основывались на вере в наличие души, которая в момент смерти покидает тело. После того, как человек умирал, приглашали пожилых людей обмыть и обрядить покойного. Односельчане приходили проститься с покойным без приглашения. Хоронили покойника обычно после обеда. Много поверий было связано с моментом выноса гроба из дома и дорогой на кладбище. Выносили гроб из дома обязательно чужие люди, при этом было

принято трижды ударить гробом о порог, чтобы покойник никогда не возвращался домой. После того как гроб выносили, одна из женщин сыпала рожь на то место, где лежал покойник, и на полу, «каб тут было жыццё» На кладбище («молыцы», «могілкі», «могліцы», «суццё») чаще всего гроб несли мужчины на плечах или везли на лошадях, волах. В могилу гроб опускали на полотенцах или намитках. В конце прощальной церемонии близкие покойного бросали на опущенный в могилу гроб три горсти земли и деньги.

В конце XIX – начале XX в. селах стремились хоронить членов семьи, родственников в одном месте кладбища (“каб на тым свеце родным быць разам”). Холостых парней и незамужних девушек хоронили по-особому. В гроб их наряжали в подвенечные наряды, пекли погребальный «каравай для покойного», на похороны собиралось много молодежи, по дороге на кладбище бросали цветы. Приготовленное для девушки приданное мать раздавала её подругам. На шею молодого парня завязывали платок.

Имели свои особенности и похороны самоубийц, которых хоронили за пределами кладбища – в лесу, на болоте, на перекрестках дорог.

Ближайшие родственники покойного соблюдали траур (“жалобу”) целый год. Считалось, что в это время нельзя петь, танцевать, играть свадьбы. Во время траура семья соблюдала определенные ограничения и в проведение праздников – на Пасху не употребляли крашеных яиц, не украшали жилище на Троицу и др. Специальной же траурной одежды не существовало.

Поминовение усопших – очень распространенное в Белоруссии явление. Поминки у белорусов делились на два цикла. Начальный совершался в день похорон, на третий, шестой (изредка), девятый, двадцатый (спорадический), сороковой день, через полгода и через год после смерти и носил в основном семейный характер. В день похорон на поминки, которые каждая семья старалась устроить с большой пышностью, приходили односельчане, родственники. На стол ставили специальное обрядовое блюдо – “канун” (“колыво”, “куцця”, “сыта”), которое в различных регионах Белоруссии готовилось по-разному. Чаще всего это был “канун” (вода с добавлением меда, сахара, тертого мака и кусочков булки, баранки) или “куцця” (каша из любых круп, гороха, заправленная подсолнечным маслом и медом). Все присутствующие пробовали поминальное блюдо три раза.

Поминовения усопших происходили также в различные дни народного календаря. В отличае от поминок, совершаемых через определенное количество дней после смерти человека, календарные поминальные обряды носили большей частью общественный характер. Общие поминки в Белоруссии при большом разнообразии локальных вариантов проводились в основном в каждую пору года: весной (“наўскі Вялікдзень”, “Радаўніца”), летом (“траецкія дзяды”), осенью (“змітраўскія дзяды”, “асяніны”), зимой (“маслянічныя дзяды”). Католическим населением Белоруссии поминки осуществлялись раз в год, осенью (“дзень Усіх святых”, “Задушны дзень”). Весной и летом поминки проходили на кладбище. Каждая семья накануне

убирала, приводила в порядок могилы своих родных и близких, высаживала цветы. В день поминовения всей семьей, нарядные, шли на кладбище, где на могиле совершалась общая поминальная трапеза. Обязательно на могиле оставляли для умерших (“дзядоў”) часть от всех блюд. Осенние и зимние поминки чаще всего каждая семья отмечала в своем доме, хотя нередко ходили и на кладбище.

После установления Советской власти на территории Белоруссии к существовавшим народно-бытовым и церковным формам семейной обрядности добавились гражданские в связи с тем, что после отмены религиозного законодательства и отделения церкви от государства юридические функции были переданы новым административным органам. Тогда же возникла идея проводить при получении документов торжественные обряды регистрации новорожденного, заключения брака, а также разрабатывался похоронный ритуал («чырвоныя хрысціны», «чырвоныя вяселлі», «чырвоныя пахароны»). Эти названия не прижились, сами обряды внедрялись с трудом.

Традиции в современных семейных обрядах. Традиционные семейные обряды постепенно трансформировались, однако в несколько изменённом виде они широко бытуют в сельской местности. В то же время работники загсов республики стремятся сделать торжественной, праздничной регистрацию малыша или брака. Во многих населённых пунктах республики в торжественную регистрацию брака вошли некоторые элементы традиционной белорусской свадьбы: расстилание рушника, связывание им рук молодых, обсыпание жениха и невесты зерном, свадебный танец невесты не только с женихом, но и с его друзьями, родственниками. Очень органично вошли в этот обряд белорусские народные свадебные песни, которые исполняются в загсе фольклорно-этнографическими ансамблями и оказывают большое эмоциональное воздействие на присутствующих. Красочность обряда значительно повышает традиционная атрибутика свадебного поезда, которая проявляется в одежде молодых, их друзей. Это в первую очередь искусственные цветы, прикреплённые на груди у участников свадьбы, ленты и живые цветы на машинах, сваты с перевязанными через плечо полотенцами. Постепенно современный обряд торжественной церемонии вбирает в себя и определённые традиционно-этнические обрядовые действия, благодаря чему получает всё большее распространение.

Большое значение для внедрения в жизнь официальных обрядов имеют личностный фактор и состояние местной культурно-бытовой среды. В населённых пунктах республики, где возглавляют загсы заинтересованные люди, знакомые с белорусскими обрядами, и где есть клубы и Дома культуры, фольклорно-этнографические ансамбли, этот процесс происходит более интенсивно.

И если обряд торжественной регистрации брака стал важным моментом современной свадьбы, играет в ней большую правовую и воспитательную роль, то обряд регистрации новорожденного слабее связан с

бытующими неофициальными родинными обычаями и обрядами белорусов. Элементы традиционной родиной обрядности белорусов в меньшей степени входят в торжественную регистрацию новорожденных.

В сельской местности счастливые родители приглашают на родины (крестины) кумовьёв, готовят «Бабину кашу», несут подарки для роженицы и ребёнка. Но многое из традиционной обрядности исчезло: и родинные песни, и многочисленные магические действия бабы-повитухи, связанные с родами в домашних условиях (да и сама эта «должность»), и некоторые обряды крестинного застолья. Зато появилась и прочно вошла в быт белорусов традиция отмечать дни рождения детей.

Свадьба была и остаётся одним из важнейших событий в жизни личности и семьи. Трансформационные процессы коснулись яркого и самобытного свадебного ритуала белорусов. В настоящее время молодые люди сами выбирают себе спутников жизни, поэтому традиционные обычаи и обряды сватовства и досвадебного периода («змовіны», «запоіны», «агледзіны») исчезли сами собой.

Та же участь постигла и обрядовые действия, связанные с «пасадам» молодых, первой брачной ночью, расплетанием косы невесты. Однако продолжают бытовать шутливые и символико-демонстративные обрядовые элементы: перегораживание дороги свадебному поезду, разнообразные выкупы, «борьба» между родственниками жениха и невесты, переодевание гостей в различных персонажей, испытание характера молодухи.

Современное свадебное застолье, которое внешне сохранило традиционное оформление, состоит из следующих элементов: встреча молодых, приглашение их и гостей за стол, поздравления, танцы и песни, деление каравая. Молодых встречают родители с хлебом-солью, мёдом, желают им счастья, здоровья. Во многих белорусских деревнях в этот момент звучат традиционные свадебные песни, исполняемые пожилыми женщинами. Жениха и невесту ведут за стол и начинают одаривать. Сват или ведущий (в городе) говорит несколько слов в адрес того, кто хочет поздравить молодых, представляют его остальным гостям. Каждый из гостей стремится, как можно искреннее, теплее поздравить жениха и невесту, сказать им значительные, запоминающиеся слова, которые помогли бы им в радости и горе на протяжении совместной жизни. Молодые, сохраняя по традиции внешнюю пассивность, остаются, тем не менее всё время в центре внимания: их поздравляют, поэтизируют их образы или подшучивают над ними. Центральным моментом свадебного застолья, как и раньше, остаётся деление обрядового блюда – каравая, что во всех белорусских городах и большинстве сельских районов совпадает с одариванием молодых. На востоке Белоруссии, в Поднепровье, деление каравая не связано с одариванием жениха и невесты, здесь обрядовое подают на тарелку каждому гостю в конце празднества.

Послесвадебный этап традиционного ритуала продолжает в трансформированном виде существовать в среде городского, и особенно сельского, населения Белоруссии и играет прежнюю функцию: дальнейшее

сближение двух семей, которые вступили в родственные отношения, установление между ними близких связей.

Погребальные и поминальные обычаи и обряды белорусов вырабатывались веками, и теперь, как и раньше, они направлены на оказание помощи родным и близким покойного при его захоронении, на сохранение памяти об умершем. Неразработанность современного обряда похорон, определённая устойчивость этнических традиций в похоронно-поминальной обрядности обусловили сохранение в ней большого количества старых элементов. В настоящее время, особенно в сельской местности, исполняются традиционные обрядовые действия, связанные с омыванием и одеванием покойного, прощанием с ним в его родном доме, выносом гроба, дорогой на кладбище, захоронением. Широко бытуют в сельской и городской среде обычаи поминовение усопших. Особенно распространены в Белоруссии поминки в день похорон, на 9-й, 40-й день и через год после смерти. Однако у белорусов до сих пор существуют, как и в прошлом столетии, единые общие дни поминовения усопших: Радаўніца, Сёмуха, Дзяды, Задушны дзень и др.

Продолжает бытовать в тесной взаимосвязи с официальными и народно-бытовыми также церковные формы семейной обрядности: крещение детей, венчание молодых, погребение и отпевание покойных. В последние годы резко возросло количество людей, желающих венчаться, креститься, крестить детей. В народном сознании достаточно прочно сохраняются традиционные представления о благоприятном и неблагоприятном времени вступления в брак. Во время религиозных постов резко сокращается количество регистраций брака.

Таким образом, в конце XIX– начале XX в. семейные праздники, обряды, обычаи представляли собой одну из важных сторон культуры белорусского этноса. К настоящему времени система межпоколенной передачи этнических традиций семейных обрядов в значительной степени нарушена. У большинства пожилых людей становление их личности происходило во времена интенсивного уничтожения народной обрядности, в том числе и семейной, под флагом борьбы с религией. Как следствие этого, многие элементы были утрачены, и бытующие ныне обрядовые мероприятия зачастую уже не выполняют тех социальных функций, которые они выполняли в прошлом веке.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте общую характеристику семейно-бытовой обрядности белорусов.

2. Назовите обряды связанные с рождением ребёнка.

3. Дайте общую характеристику свадебной обрядности белорусов.

4. Дайте характеристику обряду – «Новоселье».

5. Дайте характеристику похоронно-поминальной обрядности белорусов.

6. Охарактеризуйте обряды «Дзяды», «Радуніца».

7. Назовите традиционные элементы современной свадьбы.

Литература.

1. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. – М; 1968. – 200 с.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975 г. С.57-58

3. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990. С.152-202.

4. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. – М., 1978. с.3-50.

5. Мизов Н. Массовый праздник как общественное явление. София. 1966. с.55-56.

6. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Т1. М., 1837 г. с.46-51.

7. Черняк Ю.М. Образный строй праздника и зрелища. – Мн; 2003. С.5.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал