![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная политика занятости населения
Государственная политика занятости населения – часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда. Цель государственной политики занятости населения – содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Модели политики занятости населения: 1) европейская - предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и росте доходов работающих, предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных; 2) скандинавская – основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе, рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения; 3) американская – ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения, при этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами. Виды политики занятости населения: 1) активная – совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Включает в себя мероприятия по предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест, профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышении их конкурентоспособности, активному поиску и подбору рабочих мест, субсидированию создания новых рабочих мест, организации новых рабочих мест, поддержке предпринимательской деятельности и развитию самозанятости и т.п.; 2) пассивная – заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Включает в себя выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, выплату доплат на иждивенцев, выдачу товаров первой необходимости, организацию питания в специальных столовых и т.п. Направления политики занятости населения: 1) формирование спроса на рабочую силу (сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях; создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства; организация оплачиваемых общественных работ; создание рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью ); 2) обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; 3) формирование предложения рабочей силы (профессиональное обучение и переобучение работников; развитие самозанятости; регулирование продолжительности рабочего времени; регулирование миграционных процессов). Государственная политика занятости на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Уровни региональной программы занятости населения: 1) республиканская – содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики; 2) областная (краевая) – определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня; 3) районная (городская) – представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда. Виды нестандартных форм организации занятости населения: 1) частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость; 2) занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; 3) чередование на рабочем месте; 4) основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени; 5) самозанятость. Каналы трудоустройства: 1) коммерческая служба занятости; 2) государственная служба занятости; 3) интернет. Функции службы занятости населения: 1) анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; 2) учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; 3) оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников; 4) организация профориентации и профконсультирования высвобождаемым работникам и незанятому населению; 5) организация профобучения, переобучения и повышения квалификации безработных в системе службы занятости или в других учебных заведениях; 6) участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости; 7) регистрация безработных и оказание им помощи, включая выплату пособий; 8) организация общественных работ; 9) контроль за соблюдением трудового законодательства.
|