Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные функции менеджмента в производствеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 1.3. Функции и функциональные подсистемы менеджмента Изучаемые вопросы: 1. Основные функции менеджмента в производстве. 2. Конкретные функции менеджмента в производстве. 3. Функциональные подсистемы менеджмента в производстве.
Цель лекции: Уяснение основных и конкретных функций, а также функциональных подсистем менеджмента в производстве и их взаимосвязи. Изучив данную тему, студенты должны знать: 1. Основные функции их сущность и роль в процессе менеджмента. 2. Сущность конкретных функций менеджмента в производстве. 5. Функциональные подсистемы менеджмента в производстве.
Основные понятия, используемые в лекции: 1. Функции управления - это серия непрерывных взаимосвязанных действий в процессе управления, каждое из которых само по себе представляет законченный процесс. 2. Планирование - это процесс установления цели (целей), путей достижения цели (целей) и распределения ресурсов для достижения цели (целей) в системе управления. 3. Организация взаимодействия - это процесс создания структуры управления предприятием, разработки взаимодействия подразделений и взаимоотношений полномочий, которые на основе координации деятельности людей позволяет им эффективно работать вместе для достижения общих целей. 4. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. 5. Учет деятельности - это процесс сбора, обработки и передачи информации о производственно - хозяйственной деятельности предприятия. 6. Анализ деятельности – процесс изучения и переработки информации о состоянии объекта управления, об отклонениях фактического состояния от желаемого, о причинах возникновения этих отклонений, а также формулировки проблем, требующих решения. 7. Принятие решения - это процесс выбора единственного решения проблемы из возможного множества вариантов ее решения.
Продолжительность лекции – 1 - 2 часа.
Основные функции менеджмента в производстве После краткого рассмотрения эволюции управления, его сущности и роли в производственной системе, принципов и методов управления, мы узнали, что управление с позиций системного подхода представляет собой сложную систему, которую концептуально можно представить как процесс (систему) определенных действий. Управление как процесс - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных между собой законченных действий. Эти действия называют управленческими функциями. Функции управления представляют систему взаимосвязанных действий в процессе управления, каждое из которых само по себе есть законченный процесс. Функции, общие для любой системы управления, можно назвать основными функциями управления. Основные функции управления отражают сущность отдельных действий в процессе управления. В современной литературе, выделяют следующие основные функции управления: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решения, подбор персонала, представительство и ведение переговоров (заключение сделок). Однако мы, приняли подход, согласно которому процесс управления объединяет небольшое число существенных составляющих управленческой деятельности, характеризирующих его сущность. С этих позиций процесс управления состоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль (учет и анализ деятельности) и координация (принятие решения и формирование воздействия).
Рис. Основные функции управления
Центральным звеном менеджмента в производстве служит планирование деятельности. Планирование является основной функцией управления и представляет собой систему законченных действий по: определению цели (целей) деятельности предприятия; разработке мероприятий для достижения (путей достижения) установленных целей; распределению различного рода ресурсов. Определение целей заключается в уяснении и установлении миссии предприятия, а также основных задач деятельности предприятия и его подразделений по результативности, эффективности и производительности. Разработка мероприятий (путей) достижения целей представляет собой детальный комплексный план деятельности как предприятия в целом, так и его организационных частей. Распределение ресурсов (материально-технических, денежных, трудовых и т.д.) между конкретными целями, задачами, направлениями деятельности и подразделениями служит обеспечению выполнения установленных перед предприятием общих целей. Процесс планирования с позиций перспектив деятельности разделяется на: планирование стратегии деятельности предприятия и планирование реализации стратегии. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принимаемых руководством предприятия, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей организации. Под стратегией понимают детальный комплексный план деятельности, предназначенный обеспечению выполнения миссии предприятия и достижению его общих целей. Процесс планирования реализации стратегии заключается в разработке тактики, политики, процедур и правил деятельности предприятия. Под тактикой понимают краткосрочные планы деятельности (стратегии), согласованные с долгосрочным планом. Общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей предприятия, представляет собой политику деятельности. Процедуры описывают действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации, а правила - это точное определение, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Следующей основной функцией менеджмента в производстве является организация взаимодействий. Организация взаимодействий, как функция управления, - это процесс создания соответствующей целям организации структуры предприятия, разработки взаимодействия подразделений и взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Создание организационной структуры состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает миссии, целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Деление организации на подразделения обуславливает необходимость разработки системы взаимосвязей между ними и делегирования полномочий ответственным лицам. Делегирование представляет собой передачу задач, прав и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Принятие, каким- либо лицом, ответственности за удовлетворительное выполнение задач должно обеспечиваться предоставлением ему требуемых ресурсов. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников предприятия на выполнение определенных задач представляет собой полномочия. Полномочия ограничены планами, политикой, процедурами, правилами и устными распоряжениями высших руководителей, а также факторами внешней среды. При планировании и организации взаимодействий определяется, что конкретно должны выполнить данная организация и ее подразделения, когда, как и кто должен это сделать. Однако чтобы двигаться навстречу цели организации, необходимо не только поставить цель и установить взаимодействия в процессе деятельности, но и заставлять людей выполнять свою работу эффективно. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации представляет собой мотивацию деятельности. Мотивация при менеджменте в производстве предприятием - это процесс создания заинтересованности кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Наиболее эффективная мотивация достигается, когда работники организации верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению не только особо ценного, но и справедливого вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха, ценность и справедливость вознаграждения оценивается людьми невысоко. Несправедливое по оценке работников вознаграждение приводит к снижению производительности труда и возникновению психологического напряжения. Переоцененный труд, напротив, оставляет объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже уменьшает его. Рассматривая управление как своего рода бесконечный процесс необходимо учесть следующее. Планы не всегда выполняются так, как были задуманы. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Мотивация деятельности не всегда эффективна. Меняются условия окружающей среды. Как же можно определить достигло ли предприятие поставленных целей или нет? Ответ прост. Это определяется с помощью контроля. Контроль - это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке. Функция контроля - это такая составляющая управления, которая позволяет выявить проблемы для последующей корректировки деятельности предприятия до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Процесс контроля состоит из измерения фактически достигнутых результатов и их сравнения с теми стандартами, которые установлены в процессе планирования и нормирования деятельности. Измерению состояния организации и выявлению отклонений от желаемого состояния служат системы учета и анализа деятельности. Учет деятельности представляет собой процесс (систему) сбора, обработки и передачи информации о процессе деятельности и достигнутых результатах. Система учета на предприятии, отражая обратную связь в управлении, включает в себя оперативно- технический, бухгалтерский и статистический учет. Полученная при помощи системы учета информация отражает фактическое состояние объекта управления – производства продукции. В процессе контроля деятельности происходит сравнение фактического состояния производства с желаемым, установленным при планировании деятельности, т.е. производится анализ деятельности. Анализ деятельности - это система действий по изучению и переработке информации с целью оценки деятельности, определения резервов деятельности и выявления проблем, требующих решения. Проведение корректировок в случае отклонений фактического состояния производства от желаемого осуществляется путем воздействия на объект управления на основе решений органа управления по устранению выявленных проблем. Принятие решения представляет собой процесс отбора из множества возможных решений проблемы одного, наиболее оптимального для данной производственной ситуации. Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Этапы рационального принятия решений можно кратко сформулировать следующим образом: изучение проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявление и оценка альтернатив, окончательный выбор единственного варианта решения. На основе принятого решения по устранению возникших проблем формируется воздействие на объект управления. Механизм формирования воздействия вырабатывается путем разработки метода воздействия на объект управления и создания системы заинтересованности в его реализации.
|