Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западная социология и ее основные направления






Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований - в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками) и сосредоточились социологи. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей “экологическое” направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864-1944 гг.) исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают - прежде всего городской, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов, детерминирующих структуру общества.

Начиная с 20-х годов параллельно развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины “человеческих отношений” - альтернативной тейлоризму теории, разрабатывающей принципы и задачи управления людьми в организациях. В эмпирических исследованиях, проведенных в Хоторнском эксперименте, было установлено, что повышение производительности труда зависит не только от способностей и умений, на которые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенность работника своим трудом, влияние коллективных требований, благоприятная атмосфера в трудовой ячейке и т. п. Комплекс мероприятий, направленных на развитие данных факторов, и получил название политики “человеческих отношений”.

Происходит становление и развитие отраслевых социологии. После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа, представленная прежде всего такими американскими социологами, как Т. Парсонс (1902-1977 гг.) и Р. Мертон (род. в 1910 г.). В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры. Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Скажем, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты, обычаи и традиции, функцию воспроизводства социальной системы - органы социализации (включая семью, институты образования), а также система верований и морали. Взаимодействие между подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть, влияние, ценности, культура.



Большое влияние на развитие науки оказала разработка Мертоном принципа социологических “теорий среднего уровня”, находящихся между чисто эмпирическими исследованиями и общей социологической теорией. Концепция “теорий среднего уровня” разработана Мертоном на основе понятия “функциональность”. В качестве функций рассматриваются те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции социальной системы или приспособлению ее к среде. К числу теорий среднего уровня Мертон относит такие известные социологические концепции, как теории “референтных групп”, “социальных ролей”, “социальных статусов” и т. д. Основные функции, определяющие системность общества с точки зрения структурного функционализма, выделил Парсонс.

Внешне противостоят структурному функционализму конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности, “гармоничном функционировании” социальной системы, а на проблеме конфронтации, борьбы различных социальных групп за различные цели (власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. п.). Однако при анализе социально-философских истоков, метасоциологических оснований теорий конфликтов обнаруживается их глубокое родство со школой структурного функционализма, практическая включенность в нее в качестве одной из ее влиятельных в современной социологии разновидностей. Если “ортодоксальные” функционалисты главный вектор взаимодействия элементов социальной структуры видят в их сближении, то конфликтологи- в отталкивании, которое главным результатом имеет изменение, разрушение или, что бывает чаще, укрепление социальных связей, поддержание социального равновесия. Наибольшую известность получили концепции “позитивно-функционального конфликта” Л. Козера (США), “конфликтной модели общества” Р. Дарендорфа (род. в 1929 г. - Германия) и “общей теории конфликта” К. Боулдинга (США).



Реальная оппозиция двух методологических установок в науке XX в. - позитивистской и экзистенциалистской - глубоко отражена в современной социологии. Здесь развивающейся на основе неопозитивизма школе структурного функционализма противостоит направление символического интеракционизма. Возникшее еще в 20-е годы, это направление постепенно преодолевает свою элитарную замкнутость, сосредоточивает анализ на выявлении смысла взаимодействий (интеракций) социальных субъектов, на расшифровке внутреннего содержания социальных действий, того, что они символизируют. При этом большое внимание уделяется главному символическому средству взаимодействия - языку. В основу символического интеракционизма легла теория выдающегося американского социолога и социального мыслителя Дж. Мида (1863-1913 гг.), исходившего в своих теоретических построениях из того, что общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей. В США возникли два направления разработки символического интеракционизма - чикагское (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани) и айовское (М. Кун, Т. Партленд). В рамках первого - особое внимание уделяется анализу самого процесса интеракций, во втором - акцент делается на изучение стабильных, “ставших” символических структур. Социальный процесс социологами-интеракционистами рассматривается как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками, социальными субъектами.

Наряду с символическим интеракционизмом среди школ гуманистического направления (представители которого вдохновлялись борьбой против исключения из науки проблемы человека как субъекта, практически оценивающего и придающего смысл отношению человека к действительности) на развитие современной социологии оказали влияние феноменологическая школа (А. Фиркандт, А. Шюц), “аналитическая” школа (Ф. Знанецкий), этнометодологическая (Г. Гарфинкель) и др.

Для развития социологии в 90-е годы характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма (и всякого другого социологического объективизма) и символического интеракционизма (вместе с другими разновидностями социологического субъективизма). Социология конца века, как и философия, литература, культура в целом, демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального, быта и бытия. Выход из этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех имеющихся социологических парадигм. Однако нельзя не считаться с необходимостью научного синтеза основных социологических теорий XX в., избегающего их банализации, но преодолевающего их мозаичность. Как тенденция, ведущая к подобному синтезу, нередко рассматривается глобализация. Однако в отечественной литературе глобализация социологии небезосновательно рассматривается как ложный ответ на сформировавшийся вызов. Моноцентризм в науке, ставка на единственно правильную, универсальную социологическую парадигму доказали в XX в. свою бесперспективность, опасность для развития социокультурного процесса.

Конструктивным ответом на ситуацию исчерпанности (в основном) противостояния современных социологических теорий является процесс формирования полноценных национальных социологических школ в качестве основы социального самосознания и теоретической предпосылки выстраивания полноценного социокультурного пространства как диалогового, обеспечивающего детальную разработку групповых ценностей как потенциально общечеловеческих, позволяющего сохранить баланс концентрации усилий и полицентризма в социологии, социальной жизни, развитии культуры.

5 .Социологическая мысль в России: ее специфика и основ­ные направления

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют пять основных этапа:

· первый этап – с середины 19 в. до середины первого десятилетия 20 столетия;

· второй этап – с середины первого десятилетия до середины 20-х гг. 20 столетия;

· третий этап – с середины 20-х гг. – середины 50-х гг. 20столетия;

· четвертый этап – с середины 50-х гг. до середины 80-х гг. 20 столетия;

· пятый этап – с середины 80-х гг. до настоящего времени.

Кратко охарактеризуем каждый из них.

Первый этап. Распространение социологических идей, формирование направлений, появление самостоятельных социологических работ.

Русская дореволюционная социологическая мысль начинает свое развитие с того же самого теоретического уровня, на котором находилась тогда европейская социология. В 1860-е гг. во Франции и других развитых странах начинается «второе прочтение» О. Конта – процесс, захвативший и Россию. В российских журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» появляются статьи о позитивной социологии и ее родоначальнике, написанные В. Лесевичем, Д. Писаревым, П. Лавровым.

Социология в Россию проникла с Запада еще в 40-е гг. XIX века, однако ее расцвет связывают со второй половиной 60-х гг. XIX века. Как и на Западе, социологическая мысль развивалась в лоне философии, когда другие философские науки – история, этнография, юриспруденция – уже достигли значительных успехов. Как и в Западной Европе, отечественная социологическая мысль поначалу формировалась в русле позитивной традиции. Собственно социологические теории в России появляются только в начале XX века.

Российская социология появилась в результате спора интеллигентов XIX века, в котором решался вопрос об исторической принадлежности России Востоку или Западу. Считалось, что одной из причин своеобразия такой огромной страны как Россия, стало ее географическое положение между Западом и Востоком, между двумя разными способами восприятия мира. Следствием этого стало своеобразие российской социологии, в отличие от европейской, так как лейтмотивом ее работ являются размышления о судьбе, о будущем России, ее народа и государства. Западники (Б.Н. Чичерин, П.В. Аненков, К.Д. Кавелин, Герцен и др.), славянофилы (Хомяков, К.С. Аксаков, Самарин и др.).

Основные направления и школы российской социологии:

1. школа субъективной социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) –акцентировали свое внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Основные положения это направления были сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870). В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявлении закономерностей и направленности его развития.

2. психологическая школа (Л.И. Петражитский, А.И. Караев) –акцентировали свое внимание на доминирующей роли психологического фактора в общественном развитии.

3. марксистское направлениепредставлено работами социал-демократов, особое место среди которых занимали Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Г.В. Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Заслуга В.И. Ленина состояла в том, что он творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России: учение о капитализме, социальной революции, коммунистической общественно-экономической формации, классовой структуре общества.

4. плюралистическое направление (М.М. Ковалевский). Выдвинул плюралистический подход в объяснении социальных явлений, который наряду с экономическими условиями учитывал влияние географического, биологического и психологического факторов. Основным законом общественного развития является социальный процесс.

Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институционализацией, т.е. признанием со стороны государства и общества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов и обществ.

Российские социологии «второй волны» М.М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Лилиенфельд стали хорошо известны в Европе, они избирались в зарубежные академии и научные общества, участвовали в работе Международного института социологии (М.М. Ковалевский был избран его президентом), Организовали Школу общественных наук в Париже, где в первые читался курс социологии для русской публики.

В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В. Бехтеревым был образован частный Психоневрологический институт, где и была создана первая кафедра социологии в России. С 1912 г. на историческом факультете Петроградского университета работала социологическая секция. В 1916 г.создается Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского, которое ставит своими главными задачами развитие социологической науки, социологического образования и распространения социологических знаний.

С 1917 г. начинается присуждение социологической премии по социологии.

Развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были открыты первые кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден первый Социологический институт. 1920 – в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал

Питирим Сорокин (1889-1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие мировой и отечественной социологии. П.А. Сорокин - один из лидеров правого крыла партии эссеров, после февральской революции 1917 г. – секретарь Керенского, с 1920 – профессор Петроградского университета, в 1922 г. – в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП (б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где достиг значительных успехов на социологическом поприще: стал основателем социологии в Гарварде и президентом Американской социологической ассоциации.

Сорокин является родоначальником теории социальной стратификации и социальной мобильности.Школа интегральной социологии (Питирим Сорокин), где общество рассматривается как социокультурная система в целом. В структуре социологии как науки выделял 4-ре раздела: общее учение об обществе; социальная механика, социальная генетика и социальная политика. Простейшая модель социального явления – взаимодействие индивидов. Смысл человеческого общества, индивида заключается в приспособлении к среде своего обитания различными способами.

На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х гг. издается обширная социологическая литература: П. Сорокин «Основы социологии» (1922), Хвостов В.М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного прогресса» (1928). Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов проводились и эмпирические исследования. Центральное место среди них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, населения, миграции и культуры.

К сожалению, в 1920-е гг. советская власть начинается относиться к социологической науке все более настороженно и враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с представителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры, и прекращается преподавание социологии в вузах. В 1923 г. было закрыто Социологическое общество имени М.М. Ковалевского.

Третий этап был самым «черным» в истории российской социологии. В 30-е гг. марксизм окончательно укрепился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм – это и есть социология марксизма», следовательно, эмпирические исследования выводились за пределы социологии. Социология как социальный институт прекращает свое существование.

Четвертый этап. Возрождение социологии начинается в конце 50-х – н. 60-х гг., на волне так называемой «хрущевской оттепели». В 1958 г.была создана Советская социологическая ассоциация, члены которой под руководством партийных функционеров представляли советскую социологию за рубежом, боролись с влиянием «буржуазной науки» и готовили кадры социологов в СССР. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление плана социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований.

В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 60-х гг. было создано первое социологическое управление – отдел социологических исследований при Ленинградском университете. 1962 – советская социологическая ассоциация, 1964 – на философском факультете МГУ – кафедра конкретно-социологических исследований (заведующий В. Ядов). 1969 – институт конкретно-исторических исследований АН СССР. 1974 – ж. «Социологические исследования».

Итак, в послевоенное время произошла частичная институционализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами.

Пятый этап. Современный этап бурного развития российской социологии наступил в середине 1980-х гг. На этап этапе социологии выходит из под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой в большинстве вузов России с 1989/1990 годов.

В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшие необходимость высшего социологического образования в стране. 6 июня 1989 г. можно считать днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом СССР. Деканом факультета стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков.

Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. По данным Министерства общего и профессионального образования РФ, в 1998 г. насчитывалось более 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты вузов. В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим дисциплинам.

Развитие социологической науки в России во второй половине 20 века обусловлено рядом особенностей:

· медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества («низы-верхи») при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;

· интегрирующим началом выступало православие;

· заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности – консерватизм и радикализм.Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и заканчивая большевизмом).

Современная российская социология – это социология либерализма, общественного строя, основанного на экономической свободе личности и на приоритете гражданского общества перед государством.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2022 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал