Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития экологии как науки.






Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. Люди постепенно познавали повадки и пути передвижения животных, на которых охотились, полезные и вредные свойства растений, особенности их жизненного цикла и места произрастания, в поисках убежищ изучали рельеф и т.д. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.

Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира. Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Первые экологические исследования, пожалуй, стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля, который описал более 500 видов животных, указав в том числе и на характер их мест обитания - а это уже сфера экологии.

Для античного периода характерно описательное направление в науке, основанное на эмпирических знаниях о природе. В то же время, человек был выделен из природы и поставлен в центр мироздания.

В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.

В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма. Следует упомянуть о легендарном враче Авиценне, родившемся и жившем в Средней Азии. его книга «Канон врачебной науки» имеет мировую известность, в ней есть разделы о влиянии на организм человека окружающего воздуха, места жительства и времен года. Другим видным ученым был врач Парацельс, идеи которого о дозированном влиянии природных факторов были развиты 19 в. в работах Либиха и шелфорда. Но большая часть накопленных знаний была утрачена в связи с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки.

Толчком к развитию наук о природе и современному естествознанию послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения. Этот период характеризуется описанием открытых земель, их растительного и животного мира. Много внимания уделялось влиянию погодно-климатических и других факторов природы. эпоха Возрождения произвела революцию в умах людей Западной Европы. В эпоху возросшей деловой активности стали появляться талантливые изобретатели, исследователи, художники, мыслители.

18 столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.

Первая половина 19 века – зарождение и становлении экологии как науки: накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, первые научные обобщения. Первые предупреждения (Мальтус, Ламарк) о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Вторая половина 19 века - создание Ч. Дарвином учения о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Под экологией он понимал «сумму знаний о всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт».

Экологический подход к изучению природы, как следует из всего вышесказанного, был свойственен человеку с древнейших времен, но слова «экологи» не было. Заслуга Геккеля в том, что он предложил название новой науке и определил предмет ее исследований.

Важным шагом на пути становления экологии следует считать введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мебиусом понятия биоценоза. Биоценоз (гр. bios – жизнь, koinos - сообщество) – совокупность популяций, которая функционирует в определённом биотопе. Биотоп (гр. bios – жизнь, topos - место) совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз. Биоценоз и биотоп функционируют как единое целое или экосистема.

Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.

Значительный вклад внесли в развитие экологии русские ученые А.Н. Бекетов, Н.А. Северцев и др.

В самом конце 19 века с призывом развернуть междисциплинарные комплексные исследования природных систем выступил выдающийся ученый-почвовед В.В. Докучаев. Именно закономерная связь между «силами», «телами» и явлениями, между «мертвой» и «живой» природой, растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром – с другой стороны, составляет сущность познания «естества», считал он. Практическое осуществление его идей связано с именем Г.Ф. Морозова- создателя учения о лесе. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. Эти идеи были реализованы немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.

Начало 20 столетия – А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды.

Оформились экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология леса, экология моря и т.д.

В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экология особей – аутэкологию (англ. out – вне, отдельно) и экологию сообществ - синэкологию (гр. syn – вместе). Это деление распространилось затем и на общую экологию.

Особый интерес ученой общественности привлекли исследования русского геохимика Вернадского и его учения о биосфере и ноосфере. Он привлек внимание к проблеме взаимодействия живых организмов с неживой природой. Учение о биосфере сыграло важную роль в подготовке целостного восприятия природных процессов как системы.

Вторая половина 20 столетия – характеризуется большим вниманием мирового сообщества к угрозе экологического кризиса. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал