Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5 Основные операторы
ВСЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПЕРАТОРОМ! 1) Принципиальная разница Си и других языков в том, что в Си все операторы равноправны. Скажем (для тех, кто имеет некоторый опыт в программировании на других языках), что вызов функции тоже является оператором.2) Более того, каждый оператор (исключений нет!) возвращает некоторое значение – результат своей работы. Ну, для оператора сложения все понятно: оператор a+b возвратит сумму чисел a и b. А что возвращает оператор присваивания (в Си он записывается как =)? Оказывается, значение выражения a = b равно a. Эта, на первый взгляд, бессмысленная возможность, во-первых, сильно упростила создание языка (нет необходимости разделять операторы на возвращающие значение и не возвращающие, да еще проверять на правильность. Например, на Паскале (кто знает) необходимо специально проверять выражение на предмет выражений вроде a: = (b: = c), а во-вторых, позволила сильно сократить размер исходного текста программы. 5.1 Оператор присваивания Образуется формальным добавлением; (точки с запятой) к выражению с операцией присваивания. Формат < имя_переменной> < ОР> = < выражение>;
где ОР – одна из операций:, / % + – & ^ | < < > >. Если рассматривать конструкцию ОР= как две операции, то вначале выполняется ОР, а затем =. Пример: Х*=2; Z+=4; i/=X+4*Z; Пример: x=–.127; i=i+1; i++; a[i+1]=x*y+2*sin((z+1)*(x–2)); x+=a+b/2; –> x=x+a+b/2;
Многократное присваивание. Например: a = b = c = d = 0; Как будет работать такой участок кода? Начнем сначала. Данное выражение присваивает переменной a результат выполнения оператора b = c = d = 0, который, в свою очередь, присваивает переменной b результат выполнения оператора c = d = 0, который... То есть этот участок кода как бы развертывается в такой: d = 0; c = d; b = c; a = b; Итак, как мы видим, всем четырем переменным присвоено начальное значение всего одним оператором.Пример: · i=j=k=0; à k=0; j=k; i=j; · i=1; j=3; a[i][j]=i=i+1; à i=2 a[2][3]=2
5.2 Оператор перехода Формат goto < метка>; < помеченный оператор> < метка>: = < идентификатор>, полноценный идентификатор, созданный по правилам языка Си. < помеченный оператор>: = < метка>: < оператор>; Пример: goto label; … label: x++;
5.3 Условный оператор. Пустой оператор
Конструкции ветвления позволяет выполнять некоторые операторы только в том случае, если выполняется некоторое условие. Кроме того, расширенный оператор ветвления позволяет выполнить другой оператор в том случае, если условие не выполняется. Формат if (< выражение>) < оператор 1>; [else < оператор 2>; ] Конструкция работает предельно просто: если условие не равно нулю, то выполняется оператор_1, в противном случае – оператор_2. Обратите внимание, что оператор_1 и оператор_2 должны представлять собой только одно выражение. Как вы уже догадались, так как условие должно возвращать некоторое значение, то оно не может быть составным. Примеры: if (a> b) c=a; else c=b;
· Обход if (x*x + y*y > r*r) z=0; /* без else */
·
if (x< 0) y=x+1; else y=1–x;
Вложенные if. · if (x > y) if (z = = 0) x = 5; else x = –5; else if (z > 10) y = 5; else y = –5;
· if (x < 0) y = x*x–5; else if (x< =5) y = sqrt(x)+3; else y=x–7;
Пустой оператор. Не выполняет никакого действия. Формат:;
if (x > y) if (z = = w) if(w< p) y = 1; else p = q; else; // при x> y & & z! =w переход к оператору с меткой m1 else x = 4; m1: z = 5;
5.4 Составной оператор Употребляется везде, где стандарт языка Си предусматривает один оператор, а для решении задачи требуется несколько.
Формат { < оператор>; [< оператор>; ]... }
Пример: Задача: x = max (a, b) y = min(a, b) if (a> b) { x = a; y = b; } else { x = b; y = a; }
5.5 Циклы
5.5.1. Цикл while
Формат: while (e) /* e–условие продолжения цикла */ < оператор>; /* Тело цикла */ Все требования у условию и к выражению такие же, как и в конструкции ветвления. Эквивалентная схема label: if (! e) goto next; S; goto label; next:...........
Пример: Дано: a[i], i=1...100. Найти сумму(a[i]> 0) и сумму(a[i]< 0). pol = otr = i = 0; while (i < = 100){ if (a[i] > 0) pol += a[i]; if (a[i] < 0) otr += a[i]; i++; }
Напечатать слова " Hello world" 100 раз. int c; c = 100; while (c--) printf (" Hello world\n");Понятие истины в Си растяжимо: истинно все, что не равно нулю. В частности, 100 - это истина. А выражение c– –, стоящее в условии (помните постфиксную форму инкремента?), вернет значение переменной с, а затем уменьшит его на единицу. При выполнении цикла в сотый раз условие вернет 1, а в переменной с окажется 0. После этого условие выполнится в 101-й раз, вернет 0, запишет в с –1, и, так как 0 – это ложь, цикл выполняться больше не будет.
5.5.2 Цикл for
е1 – присваивание начального значения управляющей переменной. е2 – проверка выполнения условия продолжения цикла. е3 – изменение значения управляющей переменной. В выражениях е1, е2, е3 фигурирует специальная переменная, называемая управляющей. По ее значению устанавливается необходимость повторения цикла, либо выхода из него. е2 и е3 перевычисляются при каждом проходе цикла è for это цикл с переменными границами!
for наиболее универсальный цикл в языке Си (и в других алгоритмических языках).
Формат for ([e1]; [e2]; [e3]) S; Эквивалентная схема e1; while (e2) { S; e3; }
Пример: 1. Дано: a[i], i=1...100. Найти сумму(a[i]> 0) и сумму(a[i]< 0). pol = otr = 0; for (i = 0; i< 100; i++) { if (a[i]> 0) pol+=a[i]; if (a[i]< 0) otr+=a[i]; } 2. Определить количество цифр натурального числа L. for (k=0; L! =0; L/=10) k++;
Пример: for (; e2;) S; à while (e2) S; for (;;) S; à while (1) S;
3. Найти 1–й отрицательный элемент массива. Если его нет, то 0. for (i=0; i< 100 & & a[i] > = 0; i++); if (i= =100) { y = 0; } else {y = a[i]; }
5.5.3 Цикл do
Его особенность в том, что проверка условия происходит не перед выполнением тела цикла, а после него, поэтому тело цикла обязательно выполнится хотя бы один раз. Иногда это бывает полезно. В остальном, этот цикл сходен с while. Формат do { < оператор >; } while (e);
Эквивалентная схема label: < оператор>; if (e) goto label;
Пример: Дано: a[i], i=1...100. Найти сумму(a[i]) и произведение(a[i]). sum = i = 0; pr=1; do { sum + = a[i]; pr*=a[i]; i++; } while (i< 100);
5.5.4 Вложенные циклы.
В качестве < тела_цикла> в любом цикле может выступать другой цикл. Следует помнить только о составном операторе. · Умножение матриц for (i=0; i< m; i++) { for (j=0; j< l; j++) { c[i][j] = 0; for (k=0; k< n; k++) { c[i][j] + = a[i][k]*b[k][j]; } } }
· Сортировка массива методом " пузырька" pr=1; while (pr) { pr=0; for (i=0; i< n–1; i++) { if (a[i]> a[i+1]) { b = a[i]; a[i] = a[i+1]; a[i+1] = b; pr = 1; } } }
5.6 Управляемые переходы 5.6.1 Оператор break
Break осуществляет немедленный безусловный выход из цикла, то есть переход на первый оператор, непосредственно следующий за циклом. Формат break; Эквивалентная схема for (e1; e2; e3) { for (e1; e2; e3) { ........................ if (e4) break; if (e4) goto exit; ........................ } } ................ exit:... Пример: Дано x[i], i=1...30. Найти длину 1–й подпоследовательности положительных элементов. for (pr = kol = i = 0; i< 30; i++) { if (x[i] > 0) { kol++; pr = 1; } if (x[i]< =0 & & pr) break; }
5.6.2 Оператор continue
Формат continue
Эквивалентная схема for (e1; e2; e3) { for (e1; e2; e3) { ........................ if (e4) continue; if (e4) goto next; ........................ } next:; }
ЗАМЕЧАНИЕ. Почти всегда можно обойтись.
for (i=0; i< n; i++) { for (i=0; i< n; i++) { if (a[i]< =0) continue; if (a[i]> 0) { /* Обработка a[i]> 0 */ /* Обработка a[i]> 0 */ … } … } }
5.7 Оператор switch
Реализует ситуацию множественного выбора, когда в зависимости от значения переменной (e) выполняется одно из нескольких условий. Формат switch (e) { case c_e1: [< оператор_1>; ][break; ] case c_e2: [< оператор_2>; ][break; ] ................... case c_en: [< оператор_n>; ][break; ] [default: < оператор_n+1>; ] } Как работает эта конструкция? Как вы можете догадаться, она ищет строку " case значение_переменной_e" и исполняет участок кода от нее до конца блока switch или до зарезервированного слова break. Если соответствий не найдено, исполняется блок default. Присутствие в формате break придает больше гибкости конструкции. Еще одно замечание: в качестве меток case могут выступать только целочисленные константы. Поэтому если вам необходимо сравнивать значение с переменной или с дробной величиной - вам придется пользоваться конструкцией if. На пример: switch (a) { case 1: b = 5; // строка без break case 2: printf (" a = 1 или a = 2\n"); break; case 3: printf (" a = 3\n"); }Как он будет себя вести? Если a = 1, то переменная b получит значение 5, а затем будет выведена строка " a = 1 или a = 2". Если же a = 2, то будет выведена так же строка. Таким образом, одно действие включает в себя другое, при этом в коде нет повторяющихся участков. Частным случаем может служить тот вариант, когда в ответ на несколько значений переменной предусмотрена одинаковая реакция. В таком случае достаточно поставить несколько слов case подряд: На пример: switch (a) { case 1: case 2: printf (" a = 1 или a = 2\n"); break; case 3: case 4: printf (" a = 3 или a = 4\n"); break; }
Пример: switch (symb) { case '+': < сложить>; break; case '–': < вычесть>; break; case '*': < умножить>; break; case '/': < разделить>; break; case '%': < найти остаток>; break; default: < поместить в стек>; }
5.8 Основные операции с массивами и матрицами
1) Суммирование элементов одномерного массива a[i], i = 1, n. for (s=i=0; i< n; i++) s += a[i];
2) Суммирование элементов матрицы a[i][j], i, j = 1, n. for (s=i=0; i< n; i++) { for (j=0; j< n; j++) s += a[i][j]; }
3) Суммирование двух массивов (матриц) одинакового размера. for (i=0; i< n; i++) { for (j=0; j< n; j++) c[i][j] = a[i][j]+b[i][j]; }
4) Вычислить сумму элементов каждой строки матрицы b[i][j], размером n m. Результат записать в виде вектора d[i]. for (i=0; i< n; i++) { s=0; for (j=0; j< n; j++) s += b[i][j]; d[i]=s; }
5) Выполнить транспонирование матрицы а[i][j], т.е. заменить строки матрицы ее столбцами, а столбцы строками. for (i=0; i< n; i++) { for (j=0; j< m; j++) b[i][j] = a[j][i]; }
Для квадратной матрицы. for (i=0; i< n; i++) { for (j=i+1; j< n; j++) { p=a[i][j]; a[i][j]=a[j][i]; } a[j][i] = p; }
6) Умножить матрицу а[i][j], размером n m, на матрицу b[i][j], размером k m. Другими словами вычислить: i=1, n; j=1, m; for (i=0; i< n; i++) { for (j=0; j< m; j++) { s=0; for (l=0; l< k; l++) s += a[i][j]*b[l][j]; } c[i][j] = s }
8) Удалить k-й элемент из массива а[i], размером n. i=k, n–1 –сдвигаем хвост массива на одну позицию влево. n = n–1; /*n– –*/ for (i=k; i< n; i++) a[i] = a[i+1];
9) Включить в k-ю позицию массива элемент. i=n; n–1; …; k – передвигаем хвост массива на одну позицию вправо. Перемещение начинаем с конца, иначе весь хвост будет заполнен элементом a[k]. for (i=n; i> k; i– –) a[i+1]=a[i]; a[k]=b; n=n+1 /*n++*/
10) Включить в массив а[i], размером n элемент b. Сохранить упорядоченность массива по возрастанию. i=0; met: if (i> n) { a[i+1] = b; n=n+1; } if (b > = a[i]) { i = i+1; goto met } for (j=n; j> i; j– –) a[j+1]=a[j]; a[i]=b; n=n+1; /*n++*/
11) Удалить из матрицы строку с номером k. n=n–1; /*n– –*/ for (i=k; i< n; i++) { for (j=0; j< n; j++) b[i][j]=b[i+1][j]; }
12) Включить в матрицу строку, заданную вектором с[i]. for (i=n; i> k; i– –) { for (j=1; j< m; j++) b[i+1][j] = b[i][j]; } for (j=0; j< m; j++) b[k][j]=c[j]; n++;
13) Перестановка строк матрицы с номерами i и j с использованием вспомогательной переменная. for (k=0; k< m; k++) { p=a[i][k]; a[i][k]=a[j][k]; a[j][k]=p; } Используется вспомогательный массив. for (k=0; k< m; k++) { c[k]=a[i][k]; for (k=0; k< m; k++) { a[i][k]=a[j][k]; } a[j][k]=c[k];
|