Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3 массивы и структуры
К совокупностям данным относятся массивы, структуры и файлы
3.1 Массивы МАССИВ – это множество переменных одного типа, характеризующихся одним именем. Как следует из их определения, массивы очень удобны, если приходится иметь дело с большими наборами однотипных данных. · описание массива Формат: Синтаксис описания массива < тип> < имя_переменной> [количество_элементов_массива]· Обращение (ссылка) к элементу массива Отдельные элементы массива собственного имени не имеют. Доступ к ним можно получить, используя оператор [ ]. Формат: < имя_массива> [< индекс_элемента> ] … Данный оператор возвращает элемент массива, соответствующий индексу. Обратите внимание: индексация в Си начинается с 0, то есть правильными значениями индекса будут все значения в интервале от 0 до < количество_элементов_массива> –1. Все значения в квадратных скобках при определении массивов должны быть целыми постоянными выражениями. Пока будем считать, что они целые без знака. Пример: page[5] line[i] screen[j][k] matr[i–1][j+i–1] Массивы можно, как и остальные переменные, инициализировать сразу при их объявлении. При этом элементы массива перечисляются через запятую, и все вместе заключаются в фигурные скобки. Пример: int a[ 6 ] = { 1, 2, 3, 4, 5, 6 }; Количество элементов в списке может быть меньше формального количества элементов массива – при этом инициализируются первые n элементов массива, где n – количество элементов в списке инициализации. С другой стороны, если указаны все элементы массива, то формальное количество элементов может отсутствовать: int a[ ] = { 1, 2, 3}).Теперь вопрос: что напечатает такая программа? #include < stdio.h> void main (void) { int i, a[10]; a[0] = 5; printf (" %d\n", *a); } На первый взгляд кажется, что она даже не будет компилироваться – ведь мы пытаемся взять значение по переменной, не являющейся адресом. Но, вопреки ожиданиям, она запустится и напечатает число 5. Как вы можете догадаться из этого, имя массива в Си является указателем на его первый элемент. Запомните это раз и навсегда – это очень важно.3.2 Строки Язык СИ не поддерживает отдельный строковый тип данных, но он позволяет определить строки двумя различными способами. В первом используется массив символов, а во втором – указатель на первый символ массива. Объявление char а[10] указывает компилятору на необходимость резервирования места для максимум на 10 символов. Константа а содержит адрес ячейки памяти, в которой помещено значение первого объекта типа char. Второй способ определения строки – это использование указателя на символ. Объявление char *b; задает переменную b, которая может содержать адрес некоторого объекта. Однако в данном случае компилятор не резервирует место для хранения символов и не инициализирует переменную b конкретным значением. Когда компилятор встречает инструкцию вида b=”Москва ”;, он производит следующие действия. Во-первых, как и в предыдущем случае, он создает в каком-либо месте объектного модуля строку Москва, за которой следует нулевой символ. Во-вторых, он присваивает значение начального адреса этой строки (адрес символа М) переменной b. Константа (литерал) типа строка (string): " < текст> "
3.3 Структуры СТРУКТУРА (запись) – совокупность разнотипных элементов. Элементы структуры (вернее, поля структуры), в отличие от элементов массива, не имеют индекса, но имеют собственное имя. Элементом структуры может быть массив любого типа. Пример: Представление текущей даты: – день месяца; – название месяца; – год;
Формат структура struct [< тип(имя)_структуры> ] { < список_описаний_элементов> } [< список_объектов> ]; < список_описаний_элементов>: = < имя_типа> < имя_переменной> [, имя_переменной [,...]]; < имя_типа> < имя_переменной> [, имя_переменной [,...]]; … < имя_типа> < имя_переменной> [, имя_переменной [,...]]; Пример: 1. struct data { /* Дата */ int day_nom; /* День месяца */ char month_name[4]; /* Название месяца */ int year; /* Год */ }; Таким образом, мы объявили новый тип данных – Data, представляющий из себя структуру. Если мы хотим объявить переменную day типа Data, то это следует делать так: struct Data day; Доступ к полям структуры осуществляется с помощью оператора точка: day.day_nom = 5; day. month_name = " март"; day.year = 2002;
|