Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственные и муниципальные финансы, их роль в системе экономических отношений
Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Они выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики. Основные функции финансовой системы: 1. Функция планирования. 2. Функция организации. 3. Функция стимулирования. 4. Функция контроля. Функции гос.и муниц. финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота: 1. Распределительная - заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. 2. Контрольная - заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Гос. и муниц. финансы ориентированы на следующие основные принципы: • единства законодательной и нормативной базы; • открытости и прозрачности; • разграничения полномочий и предметов ведения; • целевой ориентированности; • научного подхода к реализации намеченных целей; • экономичности и рациональности; • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе. В состав государственных финансов входят: 1 ) государственный бюджет - это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. С помощью государственного бюджета государство мобилизует средства, необходимые для обеспечения развития страны и тратит их с целью выполнения своих функций; 2)фонды целевого назначения - это централизованные фонды денежных средств, образующихся за государственным бюджетом для реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение и социальное страхования; 3)государственный кредит предусматривает привлечение средств государством на заемной основе. Привлеченные таким образом средства направляются в бюджет для использования из-за расходов на конкретные проекты; 4)финансы государственного сектора объединяют финансы государственных предприятий и муниципального хозяйства. Структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней: 1) федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов (сюда входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов); 2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Бюджетная система построена на основе следующих принципов: 1. Принцип единства бюджетной системы, 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, 3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, 4. Принцип сбалансированности бюджета, 5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств, 6. Принцип достоверности бюджета 7. Принцип полноты отражения доходов и расходов, 8. Принцип гласности, 9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Основная причина использования государственного кредита – это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных расходов.
|