Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления расходовместных бюджетов
Выделяют две основные группы расодов:
1. Обязательные расходы — расходы, связанные с финансированием выплат перед населением, в том числе по вмененным государственным полномочиям, а также закрепленные за муниципальным образованием федеральными и региональными законами.
2. Дискреционные расходы — расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства, территории.
53.Организация предоставления муниципальных услуг
Муниципальное хозяйство – совокупность предприятий и учреждений разных форм собственности, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных или общественных потребностей. Коммунальное хозяйство – совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности. В мировой практике используются три модели муниципального хозяйства: 1. Коммунальная – основная тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей лежит на жителях муниципального образования или коммунальной общине. Главный элемент такой системы – орган местного самоуправления, который и накапливает, и расходует ресурсы. Недостаток ресурсов может восполняться государством. 2. Коммунально-рентная – предусматривает участие органов местного самоуправления в использовании ресурсов территории в ее развитии. Органам местного самоуправления предоставляются ограниченные права в финансово-кредитной деятельности, а так же право ресурсной ренты. 3. Муниципально-рентная – основное бремя расходов по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, которые являются полноценными хозяйствующими субъектами на данной территории. Факторы, влияющие на выбор модели муниципального хозяйства: - объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством; - наличие и характер основных ресурсов территории; - наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях; - налогоспособность населения. Ключевой признак государственной услуги заключается в том, что она предоставляется непосредственно органом власти, поэтому в рамках рассматриваемой концепции муниципальная услуга определяется по аналогии.
Впроцессе инвентаризации и регламентации государственных и муниципальных услуг появилась необходимость в определении и других ключевых характеристик, таких как монополизм на предоставление услуги и отсутствие непосредственного блага для получателя от результата предоставления. Такие уточнения позволили, в частности, перевести из категории государственных (муниципальных) услуг в категорию государственных (муниципальных) функций предоставление в аренду земельных участков и объектов недвижимости, при осуществлении которых орган государственной власти (местного самоуправления) выступает не в качестве органа публичной власти, а как сторона гражданско-правовых отношений.Приведенные положения правовых актов в совокупности с существующими научными разработками позволяют сделать вывод о том, что современное содержание термина " муниципальная услуга" подвергается воздействию со стороны различных контекстов его использования и эволюционирует с развитием законодательства. С первых попыток распространения административной реформы на уровень местного самоуправления исследователи стали искать аналог понятия " государственные услуги", который мог бы применяться для муниципальных услуг и при этом не искажал бы изначального экономического содержания уже используемого термина " муниципальные услуги". Так появились муниципальные " административные" или " властные" услуги, которые предоставляются органами местного самоуправления и которые предполагается идентифицировать по признакам государственных услуг. Развитие электронного правительства и принятие Федерального закона " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" потребовали включения в термин " муниципальные услуги" того спектра взаимодействий граждан и юридических лиц с органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, который может осуществляться в электронном виде и при этом является частью муниципальных социальных услуг (зачисление в образовательное учреждение, запись на прием к врачу, информирование о концертной деятельности и другие).
Таким образом, развитие понятия " муниципальная услуга" в настоящее время происходит в рамках двух основных подходов к его содержанию:
1) экономический (" прорыночный") подход, согласно которому муниципальная услуга – это товар, предоставление которого органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями или иными организациям гражданам и организациям направлено на решение вопросов местного значения;
2) управленческий, согласно которому муниципальная услуга представляет собой форму взаимодействия органов местного самоуправления и их контрагентов (население, бизнес), имеющую заявительный характер.
Предоставление государственной или муниципальной услуги по принципу " одного окна" предполагает однократное обращение заявителя с запросом в многофункциональный центр. Многофункциональный центр представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр также представляет интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями. Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу " одного окна" должно обеспечивать существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Принцип " одного окна" должен реализовываться многофункциональным центром путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. В связи с этим необходимы существенная оптимизация государственных и муниципальных услуг и обеспечение межведомственного взаимодействия. Должно быть обеспечено выполнение единых стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации. Перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, должны быть утверждены на федеральном, региональном и местном уровнях. В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены программы по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров, предусматривающие обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг по принципу " одного окна" в каждом муниципальном образовании в субъекте Российской Федерации. Разработка требований к структуре и содержанию указанных программ, а также контроль их соответствия установленным требованиям осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим методическую поддержку при создании многофункционального центра. При этом должен быть обеспечен контроль качества предоставления государственных и муниципальных услуг на всех уровнях публичной власти, все государственные и муниципальные услуги в многофункциональном центре должны предоставляться по принципу " одного окна". Необходимо определить требования к многофункциональным центрам по категориям в зависимости от населенных пунктов. Пункты доступа к услугам многофункционального центра, в том числе к услугам, предоставляемым в электронном виде, могут быть организованы путем оборудования небольших помещений (на 1 - 2 окна), соответствующих стандартам комфортности и обеспеченных информационно-техническими средствами, в том числе в местных администрациях, почтовых отделениях, отделениях банков, а также путем организации выездных (мобильных) групп многофункционального центра. Необходимо проводить регулярный мониторинг деятельности многофункционального центра на предмет соответствия установленным требованиям, а также качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра. Информационные системы поддержки деятельности всех существующих на территории Российской Федерации многофункциональных центров должны быть объединены в единую общероссийскую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров, обеспечивающую: интеграцию с автоматизированными системами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, задействованных в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг; интеграцию с информационными ресурсами, в том числе с единым порталом; формирование отчетности о деятельности многофункциональных центров, необходимой для анализа и выработки предложений для дальнейшего совершенствования деятельности многофункциональных центров.
В целях стимулирования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров необходимо осуществить переход к возмещению затрат многофункционального центра по оказанию услуг органов власти различных уровней за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления межбюджетных трансфертов. Необходимо разработать механизмы предоставления средств из бюджетов всех уровней на возмещение затрат многофункциональных центров, сформировать соответствующую нормативную правовую базу, снять нормативные ограничения, а также внедрить в практику новые механизмы финансирования. Для реализации единых подходов к обеспечению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации в законодательстве должны быть четко закреплены полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению создания и деятельности многофункциональных центров.
|