![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гарантии прав граждан в сфере реализации исполнительной власти
Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту). В развернутом варианте механизм таких гарантий слагается из следующих юридически значимых действий, совершаемых полномочными государственными органами: а) выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан; б) создание необходимых условий для их реализации; в) постоянное наблюдение и контроль за их реализацией; г) охрана прав и свобод граждан; д) применение санкций в случае их нарушения. При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все государственные органы Конституцией РФ и российским законодательством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Выполнение таких обязанностей органами исполнительной власти составляет содержание административно-правовых гарантий. Они могут носить различный характер, что позволяет выделить два основных направления, по которым они проявляются в процессе государственно-управленческой деятельности. 1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан. Эти гарантии находят свое выражение в закреплении в соответствующих правовых нормах данных обязанностей. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ). Так, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 г. действует на базе основных принципов, в числе которых принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан и их прав на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; развивает систему бесплатного образования; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан. Установлен особый порядок вступления в силу постановлений Правительства, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан (не ранее дня их официального опубликования). Соответствующие обязанности подобного характера, но ограниченные сферой деятельности органов исполнительной власти, закрепляются в положениях о них, утверждаемых Президентом РФ или, как правило. Правительством РФ. Одним из принципов государственной службы является приоритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их. Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, которыми затрагиваются права, свободы и законные интересы граждан.
Важное значение имеют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. Они включают, в частности, закрепление обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничения при применении наиболее строгих административных взысканий, предоставление гражданам, привлекаемым к административной ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавливаемых КоАП, и др. Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, подобные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензирования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п. С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гарантий есть совокупность следующих юридически значимых действий: а) обращение гражданина к исполнительному органу (должностному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав; б) рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности; в) вынесение ими решения по предмету обращения; г) исполнение принятого решения. Главное при этом заключается в том, что исполнительный орган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обязанность орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С другой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед гражданином как сторона возникшего административно-правового отношения. Это и есть проявление юридических гарантий прав граждан. 2. Административно-правовые гарантии охраны прав и свобод граждан. Это осуществление исполнительными органами (должностными лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по применению административно-правовых санкций в случае их нарушения. Наблюдательная функция исполнительных органов (должностных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе специальных полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном случае имеются в виду полномочия надзорного характера. Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также специальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений. Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое использование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно отнести: а) приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств республик, входящих в состав РФ. Естественно, что имеются в виду случаи, когда в приостанавливаемых актах содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан; б) приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.); в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты федеральных органов исполнительной власти, а Президент РФ – акты самого Правительства и т.п. В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется следующая конституционная позиция: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не могут применяться, если ими нарушаются права, свободы и законные интересы граждан. В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конституционный суд РФ может признать такие акты неконституционными, что влечет за собой утрату ими юридической силы. Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управления в случае нарушения ими прав граждан. Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод граждан. Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предоставляется юридическая возможность своими средствами защищать свои права в сфере государственно-управленческой деятельности. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и законные интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение государственный механизм защиты его прав. Применение административно-правовых санкций как средства защиты их прав и законных интересов находит свое выражение в том, что она является следствием использования исполнительными органами, равно как и другими полномочными государственными органами, их наблюдательных и защитительных гарантий. Конечно, ответственность в буквальном смысле не ограждает' то или иное субъективное право личности. Тем не менее ее юридическая значимость несомненна, ибо сама возможность ответственности за свои действия, нарушающие субъективные права граждан, имеет большое превентивное (предупредительное) значение. Сам факт ее наступления есть результат неправомерных действий. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответственность прежде всего должностных лиц государственно-управленческого аппарата. Предусмотрены в основном два вида такой ответственности названных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должностные лица несут и уголовную ответственность. Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении государственным служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой наложение на него органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на должность, дисциплинарных взысканий. Административная ответственность наступает для должностных лиц за совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и т.п. Конечно, имеются определенные ограничения этого вида юридической ответственности. Так, должностные лица отвечают за нарушение таких общеобязательных правил, действующих в сфере реализации исполнительной власти, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Их административная ответственность наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП предусматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, это воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав (ст. 401); нарушение законодательства о труде и его охране (ст. 41); воспрепятствование проведению митинга, демонстрации (ст. 1661); незаконное изъятие паспортов (ст. 182); воспрепятствование осуществлению права граждан на свободу совести (ст. 193) и т.д. Административную ответственность должностные лица несут перед органами, наделенными полномочиями по осуществлению административного надзора. Постановление о возбуждении административного производства вправе выносить прокурор. Названные виды юридической ответственности носят персональный характер (отвечает конкретное должностное лицо). Ответственность исполнительных органов не предусматривается. Гражданин имеет право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов (должностных лиц). Такое возмещение осуществляется в гражданско-процессуальном порядке. 13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту ли иную степень участия административного права в правовом механизме их реализации. Возникновение права собственности, например, часто удостоверяется юридическим документом, выдаваемым уполномоченным на это административным правом органом или должностным лицом. Конституционный запрет на насилие «уживается» с правом работника милиции применять физическую силу, специальные средства в случаях угрозы жизни людей, общественной безопасности. Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы: а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.; б) адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся: на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономические (право частной собственности, право на незапрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.); социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги и т.д.). Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.
Наиболее значительно влияние административного права на осуществление тех прав, свобод и обязанностей, процесс которого предполагает конкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы, других лиц».
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности. 1.Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В результате гражданин может стать соучастником либо непосредственным субъектом управленческой деятельности. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе. В установленных случаях гражданин на договорных началах может быть представителем государства в органах управления коммерческих организаций, в уставном капитале которых имеется доля государственной собственности. 2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности их; взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного; управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах (см. главу 10).; 3. Право граждан проводить собрании, митинги, демонстрации шествия и пикетирование. Конституция Российской Федераций 1978 года предусматривала уведомительный порядок их проведения, В Конституции Российской Федерации 1993 года такой записи нет, как и нет решения о его отмене или изменении. Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР», * Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».** Они определяют порядок подачи и рассмотрения уведомления о проведении соответствующих мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций. _______________________ *Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 31 Ст. 504. ** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1992. № 22. Ст. 1216.
Особенности проведения массовых акций в Москве предусмотрены Временным положением о порядке уведомления органов исполнительной власти Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах Москвы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1993 года. В частности установлено, что уполномоченные (организаторы) массовой акции не вправе проводить ее, если уведомление не было подано в установленный срок (не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до намеченной даты проведения массовой акции), или не было принято, и обязаны прекратить ее подготовку. Временное положение содержит перечень оснований, по которым уведомление может быть не принято. Например, если массовая акция противоречит принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина и общепринятым нормам общественной морали и нравственности; в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных (организаторов) обеспечивать общественный порядок, а также если они или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые на себя обязательства по ранее проводившимся массовым акциям и др. 4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (см. § 4 данной главы). 5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. В отдельных случаях допускается административное задержание на срок до 10 суток. Теперь сроки административного задержания предстоит привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.). 6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на оснований судебного решения. Законодательством предоставлено право проникать в жилище против воли проживающих в них лиц, например: работникам милиции в установленных случаях; уполномоченным должностным лицам налоговой инспекции в отдельных случаях, связанных с контролем соблюдения налогового законодательства; уполномоченным должностным лицам налоговой полиции — в жилые помещения используемые налогоплательщитком для извлечения дохода (прибыли) и обследовать их с целью выполнения налоговой полицией возложенных на нее задач; военнослужащие внутренних войск — при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что в жилище совершено или совершается преступление либо произошел несчастный случай. 7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Они предусмотрены Положением о паспортной системе в СССР, * утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года в той части, в которой оно не противоречит Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242—1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».** Этим законом вместо прописки вводится регистрация граждан и устанавливается порядок ее осуществления. _______________________ * СП СССР. 1974. № 74. Ст. 109. ** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховной Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227.
В настоящее время ограничения данного права в пределах Российской федерации допускается только в соответствии с указанным законом. Процедуры и «технология», связанные с обеспечением этого закона и решением соответствующих вопросов, определены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.* Данным постановлением одновременно утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. _________________ *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2939.
Правовыми актами субъектов Российской Федерации вышеназванные закон и Правила адаптируются к конкретным условиям, регламентируя организацию практического осуществления регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию обладают только ее граждане. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется Федеральным законом, принятым Государственной Думой 18 июля 1996 года, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».* Им регламентируется порядок осуществления указанных прав как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства. _________________ * Собрание законодательства Российской Федерации. 1 996. № 34. Ст. 4029.
Данным законом предусмотрены основания и порядок ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, а также устанавливается, что он не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Выезд гражданина Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав. Въезд и выезд граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина за пределами Российской Федерации. Такими основными документами являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение моряка). Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется указанным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в Российской Федерации в этом качестве, и визу, выданную дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Случаи возможных временных ограничений права гражданина Российской Федерации на выезд оговорены в самом законе и касаются они лиц, обладающих сведениями, которые относятся законом Российской Федерации о государственной тайне к сведениям особой важности и совершенно секретным. При этом возможность временного ограничения должна быть оговорена в трудовом договоре (контракте). Кроме того, ограничен определенными сроками выезд за границу лиц, призванных на военную службу; задержанных по подозрению в совершении преступления либо привлеченных в качестве обвиняемых; осужденных за совершение преступления; уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом; сообщивших о себе заведомоложные сведения при оформлении документов для выезда. 8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом. Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»*, а также отдельными Указами Президента Российской Федерации, направленными на обеспечение этого права. При Президенте действует Суд по информационным делам. _________________________ * Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 170; 1996. № 1. Ст. 4.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне».* _______________________ *Российская газета. 1993. 21 сентября.
9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закреплено в ст. 53 Конституции Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и их должностными лицами. Вред, причиненный гражданину незаконными действиями (бездействием) указанных органов и должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. По этим же основаниям и в таком же порядке подлежит возмещению вред, причиненный гражданину в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Однако вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц этих правоохранительных органов, а также суда. Порядок возмещения вреда в таких случаях должен определяться законом. Возмещение вреда гражданину в рассмотренных случаях по своей сути представляет собой один из гражданско-правовых способов, во-первых, защиты законных прав и интересов граждан, а, во-вторых, укрепления законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц во взаимоотношениях с гражданами. При этом следует иметь в виду, что в широком смысле органы прокуратуры, суда также относятся к органам государственной власти, а их ответственность выделяется исходя из специфики выполняемых ими функций. Для правильного понимания значения этих и иных конституционных прав для реальной жизни людей необходимо иметь в виду, что: во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но понимание «меры», «необходимости», «целей» может быть различным и всегда привязано к их пониманию заинтересованными властными структурами; во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими издание закона, регламентирующего возможность и режим их осуществления (например, случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц, перечень сведений, составляющих государственную тайну и т.д.), определяется федеральными законами; в-третьих, ограничения некоторых прав возможно на основании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.); но такие решения в свою очередь должны быть основаны на законе; в-четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако их осуществление будет невозможно без издания закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления (например, право на передвижение, право на объединение, право на благоприятную окружающую среду и др.); в-пятых, ряд положений Конституции Российской федерации, посвященных правам, в действительности представляет собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться. Из всего этого следует, что осуществление провозглашенных в Конституции Российской Федерации 1993 года прав потребует обновления или издания новых законов, отвечающих реальным условиям социально-экономической и общественно-политической обстановки в обществе. Конституция Российской Федерации содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. За их пределами граждане Российской Федерации имеют и другие права, в том числе и входящие в содержание их административно-правового статуса. Например, право на изменение фамилии, имени и отчества, право на управление транспортными средствами, право на донорство, на приобретение оружия и др. Граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право на изменение фамилии, имени и отчества. Этот вопрос решается по инициативе самих граждан органами загса в соответствии с Законом СССР от 3 июля 1991 г. «О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств».* Не допускается изменение фамилии, имени и отчества, если заинтересованное в этом лицо находится под следствием, судом или у него имеется судимость, а также в случае возражения со стороны заинтересованных государственных органов. _______________________ * Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 29. Ст. 839.
Право на донорство крови и ее компонентов закреплено Законом Российской Федерации от 9 июня 1993 года, Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека».* ________________ *Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2, Ст. 62; № 28, Ст. 1064.
Граждане Российской Федерации имеют право на приобретение оружия. Данное право и основные принципы его реализации закреплены федеральным законом от 13 декабря 1996 года «Об оружии». Закон определяет субъектов, имеющих право на приобретение оружия, а также виды оружия, которые каждый из них может приобретать. В частности, определенные виды оружия могут приобретать граждане, достигшие 18-летнего возраста. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут снизить этот возраст на два года. Для приобретения оружия гражданин должен получить лицензию в органах внутренних дел по месту жительства. Лицензия не выдастся гражданам Российской Федерации: не достигшим возраста, установленного законом «Об оружии»; не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; отбывающим наказание за совершенное преступление; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не имеющим постоянного места жительства; не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы. Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция относит обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество. Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Конституции Российской Федерации и законов. Законность и правопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данныеим права и свободы, но и с наилучшим результатом выполняли свои обязанности. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. В систему административного права входит значительное число норм, устанавливающих правовой режим охраны собственности, пользования природными ресурсами, охраны окружающей среды, сохранения культурных ценностей, образования, охраны здоровья. Видное место занимают нормы, касающиеся охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественными поступками. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граждан. Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу. Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия. В необходимых случаях уполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица привлекают граждан к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в зависимости от характера совершенного правонарушения. Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные действия граждан могут быть связаны как с их правами, так и с обязанностями. К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на: а) фактическое использование прав (например, обучение в университете, предполагающее посещение занятий, сдачу экзаменов); б) приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в вуз); в) защиту нарушенных прав (подача жалобы). Правомерные действия, вытекающие из обязанностей, выражаются в добровольном их выполнении, соблюдении требований законности. Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение. Причинение административным правонарушением материального ущерба может повлечь за собой наряду с административной гражданско-правовую ответственность. Правомерные действия граждан и совершенные ими административные правонарушения влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений. 14. Российская Конституция регулирует право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция РФ ст.37.п.1. стр.12. Иностранные граждане вправе реализовать право на свободный труд в РФ различными способами: в дипломатических и консульских учреждениях своих государств, создаваемых в нашей стране предприятий или филиалах предприятий, банков и иных юридических лиц своей страны либо их представительствах, совместных предприятиях и т.д. Законодательство предоставляет иностранным гражданам право выступать в качестве учредителей предпринимательских структур в России. В соответствии с Указом Президента РФ, утвердившим Положение о привлечении и использовании в России иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Иностранные граждане могут приглашаться для работы в нашей стране российскими юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, действующих на территории России, российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории России и использующими труд наемных работников в личном хозяйстве. При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срок действия разрешения. Решение о выдаче разрешений принимаются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и выдаются, как правило, на срок до одного года. Всех лиц, находящихся в России, можно поделить на две части: имеющих российское гражданство и не имеющих его. Последние делятся на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью и не пользующихся ею. Административное право Российской Федерации регламентирует правовой статус иностранцев и апатридов. Иностранцы имеют не российское гражданство, апатриды вообще не имеют гражданства. Административно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), регламентируется Конституцией РФ, федеральными законами: от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и др., межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и иными правовыми актами. Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства (апатрид) – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранцев и апатридов различно, но в первом приближении к исследованию вопроса можно рассматривать их как единую родовую общность: лица, не являющиеся гражданами России. Конституция РФ в ч. 3 ст. 62 предусматривает: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, – сфера отношений граждан с государственной администрацией. Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Российской Федерации лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности: • они не могут быть государственными и муниципальными служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, судьи, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции; • они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной, не могут быть адвокатами, нотариусами, частными детективами; • на них не распространяется воинская обязанность; • их административная деликтоспособность специфична: за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранцы и лица без гражданства – только к ним может применяться такое административное наказание, как выдворение с территории Российской Федерации, такие принудительные меры, как депортация, признание пребывания в России нежелательным; • они не могут быть членами политических общественных объединений; • вправе въезжать в Россию только при наличии разрешения, визы (за исключением граждан стран, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде). Причем такое разрешение может быть не выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством: • при въезде на территорию нашей страны они обязаны заполнить миграционную карту. Стоит отметить, что въезд в Российскую Федерацию не разрешается или может быть не разрешен при наличии обстоятельств, названных в федеральном законе. Например, если иностранный гражданин или лицо без гражданства: • в период своего предыдущего пребывания в России подвергался административному выдворению за ее пределы либо депортировался, – в течение пяти лет со дня административного выдворения или депортации; • имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; • не представил полис медицинского страхования, действительный на территории нашей страны, – до его представления; • в отношении его принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в России; • указанные лица проживают (пребывают) и осуществляют деятельность в Российской Федерации при наличии специального документа (вида на жительство; разрешения на пребывание), заграничного паспорта; • скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно, а плановая – на платной основе. При этом плановая медицинская помощь оказывается в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы жизни, и при условии предоставления ими необходимой медицинской документации (выписка из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований), гарантийного обязательства по оплате фактической стоимости медицинской помощи и предоплаты лечения в предполагаемом объеме; • для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан. По территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом структурного подразделения территориального органа ФМС России или принимающей их организации; • иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из России в течение пяти дней со дня приобретения; • иностранные граждане и апатриды могут быть признаны беженцами, получить право на политическое убежище, приобрести гражданство России. Находясь на территории России, лица, не являющиеся ее гражданами, обязаны соблюдать правила миграционного учета. Миграционный учет – это фиксация и обобщение сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, их перемещений и адресов. Он имеет, как правило, уведомительный характер. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории России, обязан зарегистрироваться по адресу этого помещения. Учету по месту пребывания подлежат иностранные граждане: 1) постоянно проживающие в Российской Федерации – по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда они: • не имеют места жительства; • находятся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; • осуществляют трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; • находятся в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; 2) временно проживающие или временно пребывающие в Российской Федерации – по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда они: • находятся в гостинице, санатории, доме отдыха, в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; • находятся в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства. Не подлежат учету по месту пребывания: • главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских делегаций и иные лица, осуществляющие публичные функции; • иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней. Особенности административно-правового положения разных групп иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в России, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), страной, из которой они прибыли, и т.д. Среди законно находящихся в Российской Федерации лиц, не являющихся ее гражданами, следует различать тех, кто прибыл для работы в иностранных и международных организациях (посольствах, представительствах международных органов и др.), и лиц, прибывших с частными целями. Среди последних по времени пребывания на территории Российской Федерации и иным особенностям правового статуса можно выделить четыре категории: 1) постоянно проживающие; 2) временно проживающие; 3) временно пребывающие; 4) пересекающие ее территорию транзитом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавший на территорию России с нарушением установленных правил либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в ней, либо утративший такие документы и не обратившийся с соответствующим заявлением в Федеральную миграционную службу (ФМС России), либо уклоняющийся от выезда из России по истечении срока пребывания (проживания) в ней, нарушивший правила транзитного проезда через территорию страны, признается незаконно находящимся на территории Российской Федерации. Есть все основания считать, что в России довольно много представителей еще одной, пятой категории лиц, не являющихся российскими гражданами, – нелегально находящиеся на ее территории. Среди нелегалов есть те, кто прибыл в нашу страну законно, и те, кто проник в нее незаконно. По общему правилу иностранец либо лицо без гражданства может работать в Российской Федерации только при наличии разрешения на работу. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: 1) постоянно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течении каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях); 9) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Статья 18.10 КоАП РФ устанавливает: «Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.». А статья 18.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за: «привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.». Особенности административно-правового статуса отдельных групп иностранных граждан и лиц без гражданства Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, апатрид – лицо, получившее вид на жительство: установленной формы документ, выданный ему в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации и права на свободный выезд из нее и въезд в нее. 1 ноября 2002 года Правительство РФ утвердило Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Данный документ, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим его личность. Он выдается на пять лет и по окончании срока действия может быть по заявлению лица продлен еще на пять лет, причем количество продления срока не ограничено. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 9 предусматривает случаи, когда вид на жительство не выдается, а ранее выданный аннулируется. Это происходит, если иностранный гражданин: • выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу ее безопасности или ее граждан; • финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; • подвергался административному выдворению за пределы России либо депортации; • представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; • осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; • имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории России либо за ее пределами; • неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение режима проживания иностранных граждан в России; • не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если он признан нетрудоспособным; • по истечении трех лет со дня въезда не имеет в России жилого помещения на основаниях, предусмотренных ее законодательством; • выехал из России в иностранное государство для постоянного проживания; • находится за пределами России более шести месяцев; • заключил брак с российским гражданином, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным; • является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ). Аналогичные основания названный Федеральный закон установил для отказа в выдаче или аннулирования разрешения на временное проживание. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, апатрид – лицо, получившее разрешение на временное проживание, под которым понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации. Указанное разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), или документа установленной формы, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Иностранным гражданам и апатридам, не достигшим 14-летнего возраста и не имеющим документов, удостоверяющих личность, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документах, удостоверяющих личность их родителей. Виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания, в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание. В случае, если иностранный гражданин не смог в установленный срок въехать в Российскую Федерацию, но при этом основания для получения им такой визы сохранились, данному иностранному гражданину по его заявлению в письменной форме может быть выдана новая виза временно проживающего лица, действительная в течение двух месяцев со дня ее выдачи. Если разрешение на временное проживание иностранного гражданина в России не получено по причинам, не зависящим от иностранного гражданина, срок действия визы временно проживающего лица продлевается по его заявлению. При получении иностранным гражданином разрешения на временное проживание в России орган миграционной службы продлевает срок действия визы временно проживающего лица на срок действия указанного разрешения. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (лицу без гражданства) в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством России. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. В льготном порядке, сверх утвержденной Правительством РФ квоты, разрешение на временное проживание может быть выдано лицу: • родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; • признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве России; • имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве России; • состоящему в браке с российским гражданином, имеющим место жительства в России; • осуществившему инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ; • в некоторых иных случаях. Временно пребывающий иностранец, апатрид – лицо, законно прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на постоянное или временное проживание. Документом, который служит основанием для выдачи визы либо основанием для въезда в Россию в порядке, не требующем ее получения, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Такое приглашение оформляется МИД России или его представительствами на территории страны, а там, где их нет, – соответствующими территориальными органами ФМС России. Обратим внимание: территориальные органы ФМС России выдают иностранным гражданам (лицам без гражданства) приглашения на въезд в целях обучения в образовательном учреждении России и в целях осуществления на ее территории трудовой деятельности по ходатайству соответственно образовательного учреждения, работодателя или заказчика работ (услуг). Причем квота на выдачу приглашений на въезд в нашу страну в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ. Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а прибывшего в порядке, не требующем ее получения, не может превышать 90 суток (за исключением особых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), Временно пребывающий иностранный гражданин (лицо без гражданства) обязан выехать из России по истечении срока действия визы или иного срока, установленного для его пребывания, если им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. При этом срок временного пребывания может быть соответственно продлен либо сокращен, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранному гражданину (лицу без гражданства) был разрешен въезд в страну. Прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившему трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня его въезда в страну. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. И если иностранному гражданину (лицу без гражданства) было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать заявление о выдаче такого разрешения, но не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления. Лицо, временно пребывающее на территории России, может осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Это правило не распространяется на иностранных граждан (лиц без гражданства), являющихся: • сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; • работниками иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования; • журналистами, аккредитованными в России; • обучающимися в России в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; • приглашенных в Россию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях и в ряде иных названных законом случаев. Временно пребывающий иностранный гражданин, апатрид не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Иностранные граждане, находящиеся в качестве пассажиров на борту круизных судов, имеющих разрешение на пассажирские перевозки и прибывающих в Россию через морские и речные порты, открытые для международного пассажирского сообщения, могут находиться на территории нашей страны в течение 72 часов без виз. Транзитная виза выдается на срок до 10 дней гражданину в целях транзитного проезда через Россию. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из России проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории нашей страны. Транзитная виза не требуется в случае транзитного проезда через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Виза с правом на остановку на территории России может быть выдана по представлении иностранным гражданином (лицом без гражданства) мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость такой остановки, если иное не предусмотрено международным договором. Транзитный проезд через территорию России без визы разрешается, если иностранный гражданин (лицо без гражданства): • совершает беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; • проживает на территории государства, с которым наша страна имеет соответствующий международный договор; • следует на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеет надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств: • стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; • необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; • болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья: • непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки. В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории России и продление срока действия транзитной российской визы производится органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан (лиц без гражданства). Порядок регистрации и снятия с регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства с учета по месту жительства Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 8 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, которыми установлен порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Фед
|