![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
Хотя формально, по действующей Конституции, Президент не является главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно — через Правительство либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; формирует и возглавляет Совет Безопасности; утверждает военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает полномочных представителей Президента; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти); обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой страны; ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Субъектом административного права Президент становится на четыре года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий. Вопросы организации и проведения выборов Президента подробно урегулированы Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации»*. Постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация. Положение о ней утверждено Указом от 2 октября 1996 г.* Администрация создает условия для реализации Президентом функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, решения кадровых вопросов и обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.
В целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, усиления контроля за исполнением указов и распоряжений Президента его Указом от 9 июля 1997 г. утверждено Положение о полномочном представителе Президента в регионе Российской Федерации*. Представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Он представляет интересы Президента на части территории страны, включающей в себя один или несколько субъектов Федерации (соответствующий регион). Основные задачи полпреда: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и иными общественными организациями. 17. Правительство Российской Федерации является исполнительным коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации; заместителей Председателя Правительства Российской Федерации; федеральных министров. В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство Российской Федерации в пределах своих общих полномочий: -организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; -осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; -обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; -формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; -реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Аппарат Правительства Российской Федерации — государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и председателя Правительства России и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений Основными задачами Аппарата Правительства Российской Федерации считается организация деятельности Правительства России, а также контроль за исполнением поручений федеральными органами исполнительной власти. Ключевые функции Аппарата Правительства России: -разработка основных направлений деятельности по реализации внутренней и внешней политики России; -подготовка экспертных заключений на поступившие в Правительство России проекты актов и других документов, по которым требуется решение; -контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства России, а также поручений председателя Правительства и его заместителей; -представляет интересы Правительства России в Конституционном, Верховном судах; -готовит для председателя Правительства материалы к его докладам и выступлениям; -обеспечивает организацию протокольных мероприятий; -обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. 18. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ " Осистеме федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующимиизменениями) в систему этих органов входят министерства РФ (федеральные министерства) и иныефедеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссииРоссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а такжеУправление делами Президента РФ. Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление вустановленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в.Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие наколлегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а такжефункциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет председатель. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в., осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.)функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель(директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российскогоагентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России. Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложениюПредседателя Правительства РФ. Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ попредставлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральнойкомиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства иначальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должностиПравительством РФ. Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению сиными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, аруководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав. Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственныхПрезиденту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должностьи освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность иосвобождение от должности в этом случае производит Президент РФ (см. также: Государственный комитетРоссийской Федерации. Министерство 'Российской Федерации. Российское агентство. Федеральнаякомиссия России. Федеральная служба России. Федеральный надзор России). Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением. Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции. Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.). Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.). По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.). Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.). Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.
|