Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация полномочий органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления - это особый субъект права, поэтому органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения могут обладать административно-властными полномочиями, а при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий - государственно-властными полномочиями. И административно-властные, и государственно-властные полномочия органов местного самоуправления можно классифицировать через призму управленческих функций: руководящих, регулирующих, расчетно-аналитических, организационных, контрольных. Таким образом, можно говорить о том, что полномочия органов местного самоуправления могут быть сгруппированы следующим образом: а) полномочия по управлению; б) полномочия по организации; в) полномочия по руководству; г) полномочия по применению административно-правовых режимов; д) полномочия по контролю. К полномочиям по управлению относятся полномочия по сбору, обработке, анализу информации, передаче информации другим органам, по прогнозированию, по планированию, по учету. К полномочиям по организации относятся полномочия по обеспечению и организации чего-либо, координации деятельности субъектов управления. К полномочиям по руководству относятся полномочия по созданию, назначению, регулированию, непосредственному или опосредованному руководству и стимулированию (созданию условий). К полномочиям по применению административно-правовых режимов относятся полномочия по участию органов местного самоуправления в разрешительной системе (квотирования, лицензирования, аттестации, выдачи разрешений и т.п.). Полномочия по контролю могут рассматриваться и как осуществляемые ими самостоятельно, и осуществляемые совместно с органами государственной власти или иными властными структурами. Функции органов местного самоуправления – это основные направления воздействия на общественные отношения в пределах территории муниципального образования, обусловленные социальным назначением управления в решении вопросов местного значения. Анализируя функции местного самоуправления, следует помнить, что их рассмотрение в качестве функций, т.е. основных направлений муниципальной деятельности, отражает лишь основные стороны функционального содержания этого понятия. Поэтому с учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: общие; специальные; передаваемые и обеспечивающие. Общая функция. Как и любой процесс, управление можно представить в виде набора повторяющихся в определенной последовательности функций, образующих управленческий цикл. К ним относятся сбор и анализ информации; выработка и принятие управленческого решения; организация; регулирование и координация; контроль и учет. Этот набор одинаков и присущ всякой управленческой деятельности. Однако содержание каждой функции с учетом характера конкретной деятельности может иметь некоторые особенности. В полной мере все это можно отнести и к муниципальной деятельности. Так, функция сбора и анализа информации лежит в основе любого управленческого процесса не только государственных, но и муниципальных органов. Для муниципального управления эта функция имеет особое значение, поскольку, решая вопросы местного значения, реализуя отдельные государственные полномочия, органы местного самоуправления исходят, прежде всего, из интересов населения. Необходимость постоянного изучения мнения населения по тем или иным вопросам местного значения открывает широкие возможности использования социологических методов сбора и анализа информации, предполагает организацию муниципальной информационной службы. От полноценности и объективности собранной социальной информации, глубины ее анализа зависят обоснованность принимаемых управленческих решений, эффективность их реализации. Выработка и принятие управленческого решения по своему назначению является узловой функцией управленческой деятельности. Процедура выработки и принятия решений по вопросам, отнесенным к предметам ведения муниципального образования, может быть различной. Это управленческое решение в виде правового акта, принятого в результате местного референдума, собрания граждан, муниципальных выборов и иных форм прямого волеизъявления, либо принятым органом или должностным лицом местного самоуправления. Следует отметить и функцию организации, которая, являясь функцией управления социальными процессами, прежде всего воздействует на сознание и поведение людей. Формы и методы организации, применяемые в муниципальной деятельности, весьма разнообразны. Во многом они совпадают с формами и методами, используемыми в государственном управлений. Функция регулирование и координация, прежде всего, заключается в оперативном внесении изменении и дополнений в принятые управленческие решения, в устранении причин и условий, нарушающих нормальный ход процесса муниципального управления; координация обеспечивает согласование и взаимодействие между участниками управленческой деятельности. 21.
|