Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация полномочий органов местного самоуправления






Органы местного самоуправления - это особый субъект права, поэтому органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения могут обладать административно-властными полномочиями, а при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий - государственно-властными полномочиями.

И административно-властные, и государственно-властные полномочия органов местного самоуправления можно классифицировать через призму управленческих функций: руководящих, регулирующих, расчетно-аналитических, организационных, контрольных.

Таким образом, можно говорить о том, что полномочия органов местного самоуправления могут быть сгруппированы следующим образом:

а) полномочия по управлению;

б) полномочия по организации;

в) полномочия по руководству;

г) полномочия по применению административно-правовых режимов;

д) полномочия по контролю.

К полномочиям по управлению относятся полномочия по сбору, обработке, анализу информации, передаче информации другим органам, по прогнозированию, по планированию, по учету.

К полномочиям по организации относятся полномочия по обеспечению и организации чего-либо, координации деятельности субъектов управления.

К полномочиям по руководству относятся полномочия по созданию, назначению, регулированию, непосредственному или опосредованному руководству и стимулированию (созданию условий).

К полномочиям по применению административно-правовых режимов относятся полномочия по участию органов местного самоуправления в разрешительной системе (квотирования, лицензирования, аттестации, выдачи разрешений и т.п.).

Полномочия по контролю могут рассматриваться и как осуществляемые ими самостоятельно, и осуществляемые совместно с органами государственной власти или иными властными структурами.

Функции органов местного самоуправления – это основные направления воздействия на общественные отношения в пределах территории муниципального образования, обусловленные социальным назначением управления в решении вопросов местного значения.

Анализируя функции местного самоуправления, следует помнить, что их рассмотрение в качестве функций, т.е. основных направлений муниципальной деятельности, отражает лишь основные стороны функционального содержания этого понятия. Поэтому с учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: общие; специальные; передаваемые и обеспечивающие.

Общая функция. Как и любой процесс, управление можно представить в виде набора повторяющихся в определенной последовательности функций, образующих управленческий цикл. К ним относятся сбор и анализ информации; выработка и принятие управленческого решения; организация; регулирование и координация; контроль и учет.

Этот набор одинаков и присущ всякой управленческой деятельности. Однако содержание каждой функции с учетом характера конкретной деятельности может иметь некоторые особенности. В полной мере все это можно отнести и к муниципальной деятельности.

Так, функция сбора и анализа информации лежит в основе любого управленческого процесса не только государственных, но и муниципальных органов. Для муниципального управления эта функция имеет особое значение, поскольку, решая вопросы местного значения, реализуя отдельные государственные полномочия, органы местного самоуправления исходят, прежде всего, из интересов населения. Необходимость постоянного изучения мнения населения по тем или иным вопросам местного значения открывает широкие возможности использования социологических методов сбора и анализа информации, предполагает организацию муниципальной информационной службы. От полноценности и объективности собранной социальной информации, глубины ее анализа зависят обоснованность принимаемых управленческих решений, эффективность их реализации.

Выработка и принятие управленческого решения по своему назначению является узловой функцией управленческой деятельности. Процедура выработки и принятия решений по вопросам, отнесенным к предметам ведения муниципального образования, может быть различной. Это управленческое решение в виде правового акта, принятого в результате местного референдума, собрания граждан, муниципальных выборов и иных форм прямого волеизъявления, либо принятым органом или должностным лицом местного самоуправления.

Следует отметить и функцию организации, которая, являясь функцией управления социальными процессами, прежде всего воздействует на сознание и поведение людей. Формы и методы организации, применяемые в муниципальной деятельности, весьма разнообразны. Во многом они совпадают с формами и методами, используемыми в государственном управлений.

Функция регулирование и координация, прежде всего, заключается в оперативном внесении изменении и дополнений в принятые управленческие решения, в устранении причин и условий, нарушающих нормальный ход процесса муниципального управления; координация обеспечивает согласование и взаимодействие между участниками управленческой деятельности.

21.

Государственная должность. Понятие, аспекты, признаки. - Административное право.

 

Государственная служба всегда проходит на государственных должностях. Понятие государственной должности: - это организационно-юридически обособленная часть государственного аппарата, в которой сосредоточены элементы компетенции государственного органа. Предназначение государственной должности: персонализация прав и обязанностей государственного органа. - элементарная и первичная часть любой государственной организации. Существуют следующие аспекты государственной должности: 1. правовой – должность представляет собой совокупность прав и обязанностей, возлагаемых на лицо, замещающее эту должность, которые являются частью компетенции ГО. ГД более стабильна, чем гос. служащий. 2. организационный – государственная должность представляет собой часть структуры государственного аппарата (как правило, органа), является первичной базовой ячейкой ГО. (например, департамент – отделы – должности) 3. средство управленческого воздействия – позволяет подчинить одно лицо другому. Государственная служба отличается от других должностей (в предприятиях…) тем, что: 1. Существует в структуре ГО или строевого подразделения 2. Связана с реализацией государственно-властных полномочий 3. Финансируется из средств бюджетов 4. Закрепляется в нормативных актах (от Конституции РФ до актов органов исполнительной власти субъектов РФ) Все государственные должности делятся на 2 вида: 1. «Государственные должности РФ и государственные должности субъекта РФ» - установленные Конституцией РФ или Уставами (Конституциями субъектов РФ), предназначены для непосредственного осуществления полномочий государственных органов РФ или субъекта РФ («судебно-политические»). Их деятельность не регулируется законодательством о государственной службе. К лицам, замещающим государственные должности РФ: (не государственные служащие) • Президент, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации • члены Центральной избирательной комиссии • аудиторы Счётной палаты • федеральные судьи • федеральные министры • Уполномоченные по правам человека - перечень утв. Указом от 11.01.95 г. «О государственных должностях РФ» Полномочия органа осуществляет должное лицо (районный судья), по идее, аппарат не нужен, создаётся для удобства. 2. Государственные должности государственной службы (должности государственной службы) 1) должности федеральной государственной гражданской службы (ФГГС), 2) государственной гражданской службы субъектов (ГГСС) 3) воинские должности 4) должности правоохранительной службы ст. 9 ФЗ «О системе гос. службы в РФ» регламентирует создание единого реестра должностей ФГС. Он должен состоять из 3х частей: 1) для федеральной государственной гражданской службы – единственный реестр, который существует реально, утвержден Указом Президента от 31.12.05 «Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы». 2) для военной службы 3) для правоохранительной В субъектах также имеется реестр должностей государственной гражданской службы. Признаки должностей государственной службы: 1. должность – это низовая элементарная часть в структуре государственного органа (в отличие от Государственной Думы РФ и субъекта – составляют орган – Правительство, центральный элемент - министр в министерстве) 2. представляет совокупность прав и обязанностей (должен быть принят Должностной регламент – акт, который утверждается руководителем органа, содержит исчерпывающее описание всех полномочий, закрепляемых за соответствующей должностью, мер ответственности и контроля, которые могут быть применены к лицам, замещающим соответствующую должность). 3. должность учреждается гос органом (смотри Указ Президента «О реестре должностей ГГС» - он закрепляет только типовые виды должностей, например – «начальник отдела в ТО ФС». Количество должностей закрепляет руководитель органа, но не может создать такие должности, которые предусмотрены в Указе). 4. Государственная должность предназначена для осуществления функций государственного – лица должны быть гос. служащими, а не работниками. 5. замещается одним лицом на основе правоприменительного акта (приказ о приёме на службу). На 1 государственную должность – 1 государственный служащий. 6. имеет определённое название и должна быть включена в структуру должностей, предусмотренную соотв. Реестром – федеральным либо субъектов. 7. финансируется из государственного бюджета. Количество должностей в ГО определяется исходя из утверждаемой штатной численности, определяется в штатном расписании, которое, в свою очередь, утверждаетсяся руководителем Органа. Физическое лицо, замещающее государственную должность, мы можем именовать должностным лицом. Признаки должностного лица: 1. возможность самостоятельно принимать юридически значимые решения, начиная от принятия нормативного акта до вынесения предписания физическому, юридическому лицу. 2. наличие организационно-распорядительных полномочий: распределяются обязанности между замами, подчинёнными, исполняются поручения руководителя. 3. есть возможность наличия полномочий по применению мер принуждения: по привлечению к ответственности (составление протоколов), по применению непосредственного, в т. ч. физического принуждения. Лица, не замещающие государственные должности, не имеют права этого делать (кондуктор МП Транспорта должен пригласить представителя милиции общественной безопасности).   Должность – низовой элемент структуры органа или организации, наделенной компетенцией в объеме, предназначенном для реализации одним лицом.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал