Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. ВведениеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Можно с уверенностью сказать, что ничто не воспитывает так душу ребенка как пение. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства обусловлено начальным обучением детей, так как на начальном образовательном уровне существует возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач эстетического развития. Активному распространению русского церковного пения способствовали когда-то сами властители Руси. В современной науке существует предположение, что в первых школах, организованных князем Владимиром, а позднее и Ярославом Мудрым наряду с чтением и письмом детей обучали и основам церковного пения. О таких школах упоминается и в «Повести временных лет». И хотя летопись умалчивает о системе обучения церковного пения в этих школах, однако, имеющиеся богослужебно - певческие источники этого времени, указывают на то, что обучение такое велось. Осознание важности обучения детей церковному пению уже отчетливо проявляется в XVI веке. Эта проблема обсуждалась на Стоглавом Соборе в 1551 году, где был принят проект, одобренный Иваном Васильевичем Грозным о создании книжных училищ на дому у священнослужителей, для обучения чтению, письму и пению. Предложенный проект гласил следующее: «…мы в том царском совету соборне уложили, во царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и диаконы, и все православные христиане в коемждо граде, предавали им своих детей на учение грамоте, и на учение книжнаго письма, и церковного петьясалтычного, и чтенианалойного и те бы священники и диаконы и диакиизбранныя учили своих учеников и страху Божию, и грамоте и писати и пети… Да учеников же бы есте своих во святых церквах наказывали и поучали страху Божию, и всякому благочинию псалмопению, и чтению и пению, и конарханию по церковному чину».
Активное распространение церковно-певческое обучение получает и со времени правления Петра I. Создание Петром Придворного хора в Санкт-Петербурге повлекло за собой необходимость систематического обучения певчих. В связи с этим уже при Анне Иоанновне в 1738 году в городе Глухове была основана школа для подготовки малолетних певчих. А два года спустя в 1740 году такая же школа была организована и в Санкт-Петербурге. Наряду со специализированными заведениями такими как: вышеназванные школы, Синодальное училище в Москве и др., которые имели целью воспитывать будущих церковных певцов и регентов, в России XVIII-XIX веков практически каждое учебное заведение имело в своей программе часы хорового пения. Конечно, в условиях нарастающей секуляризации русской культуры, начавшейся в период правления Петра Алексеевича, наибольшей популярностью пользовались светские хоровые сочинения итальянских, немецких композиторов, однако, серьезное внимание уделялось и русской духовной музыке. Тем более что в этот период практически каждое учебное заведение имело свою домовую церковь, и в связи с этим в богослужении принимали участие хоры, набранные из его учеников. Наибольшей известностью в этот период пользовались хоры Сухопутного кадетского корпуса и Смольного института. Их певческое мастерство находилось, по отзывам современников, на достаточно высоком уровне, и это не случайно, так как руководителем названных коллективов был замечательный русский музыкант, композитор, автор большого количества произведений для русской Православной церкви Д.С. Бортнянский. Таким образом, осознавая глубокое воздействие русской духовной музыки, уже с раннего детского возраста активно в хоровой репертуар входили православные песнопения. Благодаря русской духовной музыки дети познают национальное богатство России, справедливо сказать, что в ее мелодии выразился «художественный гений народа»{3}.
|