Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II.Основная часть
1. Духовная музыка в России Русская духовная музыка занимает особое место в истории русской культуры. Если профессиональная светская музыка появилась в России лишь в конце XVII века, то церковное пение имеет за собой десяти вековую историю. Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была настолько глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси народным. О высоком достоинстве русской духовной музыки говорят не только музыканты и философы. Это искусство не только расширяет круг наших познаний и область нашего бытия, раскрывает перед нами прекрасный и гармоничный мир звуков, развивает, облагораживает наши чувства, возвышает наши желания надобыденными и является наилучшим средством для выражения подобных чувств. Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее. Русская духовная музыка по своей форме, содержанию и мировоззрению является образом русской культуры. Она неотделима от православия и является его духовно-художественным символом, важным компонентом, выражает его духовные идеалы, является хранителем и выразителем патриотической идеи, хранит в себе народные представления об истории России, её национальных героях.
1.1Истоки духовной музыки в России В 988 году Русь приняла христианство, и князь Владимир привёз в Киев, вместе с духовенством, певцов из Болгарии и полный клир (хор) из Греции. Таким образом, начальное формирование русской церковной музыки основано на смешении болгарского и греческого стилей. Первое упоминание о многоголосии относится к началу XVI века. Его называли ещё " строчным пением". Чем многообразнее была горизонталь (мелодия) такого пения, тем сложнее становилась его вертикаль (ну, если попросту - это аккорд - несколько звуков, разных по высоте, которые взяты одновременно несколькими голосами), на которую вообще не обращали внимания. Многоголосие складывалось из наложения нескольких знаменных распевов один на другой. В настоящее время русская духовная музыка переживает этап своего «золотого» расцвета, каждый профессиональный коллектив включает в свой репертуар произведения православных песнопений.
1.2 Основные жанры духовной музыки Все песнопения русской духовной музыки заимствованы из богослужений Православной Церкви. По жанрам они делятся на литургические и песнопения всенощного бдения.
Литургия (Обедня)
Всенощное бдение Вечерня Утреня Тропарь – от слова «тропа», «путь» - духовная песнь, связанная с каким-либо церковным праздником, посвященным Господу, Богородице или библейскому святому. В словах тропаря раскрывается возвышенный смысл праздника, его небесная, божественная сущность. Кондак – в переводе с греческого «домик» - это тоже праздничная духовная песнь, но в отличие от тропаря в кондаке праздник прославляется как бы с «земной точки зрения», так как слова его повествуют о событиях, которые имели место на земле. Таким образом, можно сказать, что тропарь содержит в себе вероучительный смысл, а кондак – исторический. Стихира – это хвалебная песнь в честь праздника святого. По сути своей это тоже праздничная песнь, как и тропарь или кондак, но более пространно и подробно описывающая события. Исполнение стихир предваряется возглашением и пением стиха из псалмов или пророчеств, что называется «запевами к стихирам». Прокимен – от греческого «предлежу» или «предшествую» - это стих из псалмов или пророчеств, который предваряет чтение библейского текста из Ветхого Завета. Прокимен возглашается священнослужителем или чтецом с указанием номера гласа и затем повторяется хором на соответствующий гласу напев. Ирмос – от греческого «связь» - песнопение, в котором вспоминается об одном из девяти библейских событий. Поэтому в мелодическую систему каждого гласа входит девять ирмосов. При этом напевы ирмосов для каждого гласа свои, а тематика соответствующих песен одинаковая, то есть одни и те же события могут быть описаны разными словами. Ирмосы исполняются во время чтения канона, который является центральной частью всенощной службы. Внебогослужебные песнопения: Колядки - песни, исполняемые в Святочный период (после Рождества Христова), которые прославляют Рождение Иисуса.
1.3 Исполнение духовной музыки Исполнение духовной музыки - особая область хорового пения.
Глава 2.Духовная музыка в репертуаре детского хора Безусловно, главное свойство духовной музыки – молитвенность, поэтому следует отметить, что основной ее особенностью является связь с Божественным словом. Функционально духовная музыка делится на предназначенную строго для богослужения и внебогослужебную. Любому исполнителю, необходимо понимать особенности и значение этих двух направлений.
2.1Репертуар для младшего хора Детям младшей группы хора (7- 10 лет) изучение духовной музыки лучше всего начинать с Рождественских колядок и гимничных кантов. Желательно подбирать одноголосные мелодии с эпизодическим двухголосием. Колядка «Небо и земля» - одноголосная мелодия, a cappella, обычно не вызывает сложности в интонировании. Особое внимание следует уделить ритмическим особенностям произведения. Пасхальный кант «Иерусалиме светлый» - одноголосная мелодия, a cappella, посвященная празднику Пасхи. Выбирая этот кант в репертуар, следует объяснить детям смысл отдельных церковно-славянских слов, например таких, как «Се бо Царь твой спас днесь от ада вся люди» - «вот Царь твой спас сегодня от ада всех людей». Колядка «Рождество» - одноголосное, с элементами двухголосия, сочинение a cappella. Эту колядку следует использовать в репертуаре, когда в хоре достаточно хорошо звучит унисон. Духовный стих «Песня о преподобном Сергии» - ст.И.Языковой, музыка прот. Игоря Лешинского, одноголосная мелодия с аккомпанементом, в которой повествуется о русском подвижнике Сергии Радонежском. Духовный стих «Молитва» - написан на ст. Лермонтова, одноголосная мелодия с гармоничным аккомпанементом, детям будет очень интересно исполнять это произведение. Песенка «Маленькой елочке холодно зимой» - известная песенка на ст.З.Александровой, муз. М.Карасева, стихи которой написаны о Рождестве. Ее можно исполнять как Рождественское песнопение, а красочный аккомпанемент фортепиано поможет детям еще больше полюбить исполняемое произведение. 2.2 Репертуар для среднего хора Детям средней группы хора (10 – 13 лет) наряду с колядками и духовными кантами уже можно исполнять и произведения богослужебного чина с развитыми музыкальными линиями в обеих партиях, также произведения с несложными трехголосными линиями. Тропарь Рождеству Христову (византийского распева) – текст песнопения написан на греческом языке русскими буквами, поэтому перед началом необходимо поработать над произношением текста. В данном распеве использован несложный вид двухголосия параллельными терциями. Колядка «Месяц ясный» - колядка представляет собой куплетную форму с двумя развитыми голосами и вступающим в кульминации третьим голосом. «Достойно есть» (византийского напева) – песнопение из Литургического цикла, написанное на греческом языке, простой тип двухголосия. Первый голос ведет основную мелодию, а второй голос служит гармонической опорой. «О Тебе радуется» (валаамский распев) – тропарь в честь Богоматери Иоанна Дамаскина. В православном богомлужении используется на литургии Василия Великого вместо «Достойно есть» на литургии Иоанна Златоуста. Второй голос здесь также является гармонической опорой. «Радуйтеся людие» - духовный пасхальный концерт композитора Д. Сарти в двухголосном переложении. Музыка имеет торжественный, праздничный характер.
2.3 Репертуар для старшего хора У детей старшей группы (13 – 16 лет) репертуар становится более разнообразным. В репертуаре могут использоваться любые песнопения, которые адресованы женскому хору. В случае, если в хоре есть мальчики постмутационного возраста, в репертуар могут включаться партитуры с мужской партией в басовом ключе. Колядка «Ночь Рождества» - написана в куплетной форме, она будет удобна для быстрого разучивания, поскольку имеет простую гармоническую фактуру. Колядка «Взошла звезда ясная» - разучивая эту колядку, необходимо поработать над тем, чтобы все мелкие длительности (шестнадцатые) звучали в общем характере музыки – распевно. Также нужно поработать над переходом ко второму предложению, которое сразу начинается отклонением в доминантовую тональность. Колядка «О, Вифлеем, Вифлеем...» - особое внимание в этой колядке следует уделить альтовой партии. С альтами необходимо поработать над выравниванием звучания, т.к. имеются широкие скачки в мелодии. Колядка «Ночь тиха, ночь свята» - известная рождественская колядка имеет созерцательный, умиротворенный характер. Необходимо поработать над с художественной стороной произведения. Тропарь Пасхи (греко-латино-славянский) – пасхальное песнопение, излагающее смысл празднования Воскресения Христова. Прежде всего, песнопение требует четкости произношения текста и ритмической пульсации. В этом произведении уже появляется мужская партия в басовом ключе, поэтому ей нужно уделить особое внимание, т.к. она представляет собой гармоническую поддержку хора. Тропарь пасхи (А.Д.Кастальский) – произведение для женского хора охватывает довольно широкий диапазон звучания, требует работы над ритмическими особенностями и гармоническим строем. «Единородный Сыне» (М. Речкунов) – произведение из Литургического цикла, повествует о воплощении Христовом. Требует работы над гармоническим строем, динамическим и темповым ансамблем (встречаются отклонения от начального темпа, которые нужно проработать). Очень богатый динамический план.В партии сопрано выделяются солисты. Литургия и Всенощное бдение П.Г. Чеснокова – наиболее известные произведения композитора. В них проявились такие характерные черты, как красота гармонизации, новизна фактурных, полифонических решений и, конечно, яркий национальный колорит. Стихира «Приидите, ублажим Иосифа» - поется при целовании Плащаницы в во время Великого поста, повествующая об Иосифе Аримафейском, который, по преданию, попросил у Пилата изволения снять тело Христа и похоронить его. Музыкальный язык необычайно экспрессивный и обостренный. Произведение сложно своей эмоциональной насыщенностью, меру которой необходимо точно определить. Музыкальный материал должен быть превращен в непрерывное драматическое развитие. «Херувимская песнь» (Софрониевская) – песнопение Литургического цикла, гармонизация широко известного старинного напева, высочайший образец в создании духовной музыки. Четыре голоса, составляющие аккордовую основу сочинения, настолько выразительны и развиты интонационно, что можно говорить об их полифоническом равноправии. Этому же способствуют и многочисленные подголосочные ходы, звучащие во всех голосах и придающие хору безмерную «текучесть». Кондак «Взбранной воеводе» - песнопение, посвященное Деве Марии. Развитые голоса в партиях требуют работы над точным звучанием. Произведение должно исполнятся легким звуком. «Достойно есть» - Произведение является гимном, посвященным Деве Марии. Отличительные черты этого сочинения: Прокимен «Да исправится молитва моя» - наиболее известное сочинение П.Г.Чеснокова. Молитва поётся с аккомпанирующим хором, который не просто сопровождает мелодию, а поддерживая её, как бы является эмоциональным откликом на партию солиста. Поэтому хор должен чутко следовать за основным напевом, петь «вторым планом», сохраняя при этом выразительность хоровой партии. Наиболее сложны для хора 2 и 4 строфы: хроматические последования звуков и целых аккордов, широкое их расположение, высокие звуки у сопрано на нюансе piano и pianissimo. Партия солиста тоже непроста: большой диапазон (от ля малой октавы до ре второй октавы), на протяжении которого голос должен звучать наполненно, мягко, красиво и ровно; длинные фразы и медленный темп; интонационные сложности (движение мелодии по звукам септаккорда, хроматизм). В связи со всем сказанным сольную партию не редко поёт взрослый профессиональный певец. В духовной музыке П.И. Чайковского ясно выделяется стремление к восстановлению «первобытного характера и строя церковной музыки», чтобы она гармонировала «с византийским стилем православной службы». Прокимен «Да исправится молитва моя» - трио для женских голосов с хором, одно из последних духовных сочинений Чайковского. По сложившийся традиции стихи исполняет один или три солиста, а хор лишь повторяет после каждой строфы главные слова молитвы. При концертном исполнении логично петь рефрен по-разному, «соединяя» стихи в общую форму. «Блажен муж»(переложение для однородного хора Чеснокова) –одна из частей Всенощного бдения. Динамичное, аскетично-лучистое произведение, напоминающее переливающиеся мозаики древних храмов. Это песнопение требует от хора хорошего владения вокально-хоровой техникой (качественным звуковедением, хорошим певческим дыханием и др.) Литургия и Всенощное бдение Кастальского – выразительные и проникновенные произведения русской духовной музыки. По возможности композитор стремился придать песнопениям художественный интерес и музыкальное разнообразие. «Тебе поем» - одно из лучших в Литургическом цикле, прозрачное, тонкое, овеянное дыханием смирения и чистоты, с элементами полифонии. Следует поработать над мягким, плавным звуковедением и уделить внимание каждому голосу отдельно. «Ныне отпущаеши» - песнопение из Всенощного бдения, отличается спокойным мирным характером, что должно отразиться в исполнении произведения. Необходимо уделить внимание работе над динамическим ансамблем. Пасхальный концерт «Днесь всяка тварь» (Дегтярев в переложении Е.Субботкиной) –гимничное содержание текста должно отразиться в характере исполнения произведения. Очень разнообразен динамический ансамбль в целом трех частей концерта, которые отличаются между собой по характеру. Очень много распевов во второй части концерта («Тебе воскресшаго») в каждой партии требуют отдельной проработки. В целом также сложен и ритмический ансамбль произведения, поэтому требуется уделить ему особое внимание, сохраняя при его разнообразии мелодическую точность.
|