![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базовые знания, навыки, необходимые для изучения темы.
(междисциплинарная интеграция)
План и организационная структура занятия
4.1. Перечень практических навыков по теме и степень их усвоения студентами:
4.2. Методическое обеспечение занятия. 1. Материалы контроля для подготовительного этапа занятия: вопросы, тестовые задания II уровня сложности, задачи III уровня сложности. 2. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия: ориентировочные карты для формирования практических умений и навыков, учебные задачи III уровня сложности, тесты III уровня сложности. 3. Материалы контроля для заключительного этапа: задания, тестовые задание III уровня сложности, тесты и ситуационные задачи III уровня сложности. 4. Материалы методического обеспечения самоподготовки студентов: ориентировочные карты для организации самостоятельной работы студентов с учебной литературой.
4.3. Ориентировочная карта для самостоятельной работы с литературой.
4.4. Инструктивные материалы для овладения указанными профессиональными умениями и навыками.
5. Методика организации учебного процесса на практическом / семинарском занятии. 5.1. Подготовительный этап. Подчеркнуть (раскрыть) значение темы занятия для дальнейшего изучения дисциплины и профессиональной деятельности врача с целью формирования мотивации для целенаправленной учебной деятельности. Ознакомить студентов с конкретными целями и планом занятия. Провести стандартизированный контроль начального уровня подготовки студентов.
5.2.Основной этап – должен быть структурированным и предусматривать проведение со студентами учебной деятельности в зависимости от видов учебных занятий (практических / семинарских); обеспечивать учебную деятельность студента с объектами или моделями, которые их заменяют с целью формирования новых знаний, умений, практических навыков, согласно конкретных целей занятия. Важным для усвоения новых знаний и умений на этом этапе является решение ситуационных задач, изображения графиков, рисунков, схем. Желательно, чтобы задания для студентов на этом этапе были точными и структурированными, выполнялись письменно и проверялись преподавателем во время занятия, обсуждались результаты.
5.3.Заключительный этап. Оценивается текущая деятельность каждого студента в течение занятия, стандартизированный конечный контроль, проводится анализ успеваемости студентов, объявляется оценка деятельности каждого студента и выставляется в журнал учёта посещений и успеваемости студентов. Староста группы одновременно заносит оценки в ведомость учёта успеваемости и посещаемости занятий студентами, преподаватель заверяет их своей подписью. Целесообразно кратко информировать студентов о теме следующего занятия и методических приёмах по подготовке к нему. 6. Заданния для самостоятельной работы при подготовке к занятию: 6.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию: Синдром ложного острого живота.
6.2.Теоретические вопросы к занятию: 1. Топографическая анатомия органов грудной и брюшной полости.
2. Назвать основные клинические проявления синдрома ложного острого живота.
3. Назвать существующие методы диагностики синдрома ложного острого живота.
6.3.Практические работы (задания), которые выполняются на занятии:
6.5. Синдром ложного острого живота Синдром ложного острого живота (Псевдоабдоминальний синдром, ложный " острый живот") представляет собой комплекс симптомов и патологических состояний, имитирующих острые хирургические заболевания брюшной полости, но в отличие от подобных заболеваний не требует экстренного оперативного вмешательства.
Причиной абдоминальной боли, внезапно появившейся в животе может быть одна из следующих нозологических групп заболеваний:
1. Заболевания, требующие оперативного или консервативного лечения и наблюдения в условиях специализированного стационара в связи с опасностью развития тяжёлых абдоминальных осложнений, в том числе и патология гениталий.
2. Острые и хронические гастроэнтерологические заболевания, требующие консервативного лечения в условиях специализированного стационара, после исключения острой хирургической патологии.
3. Экстраабдоминальная патология с псевдоабдоминальным синдромом, который включает как заболевания отдельных органов с иррадиирующей болью в область живота, так и системные заболевания, которые проявляются также и абдоминальным синдромом.
Каждая из представленных групп включает значительное число нозологических единиц, далеко не полный перечень которых представлен в табл. 1.
Клинически синдром ложного острого живота проявляется локализованными или разлитыми болями в животе, напряжением мышц передней брюшной стенки, симптомами раздражения брюшины, повышением температуры тела, снижением АД, уменьшением содержания в крови гемоглобина, симптомами желудочной и кишечной диспепсии в различных сочетаниях и разной выраженности. В формировании болевого синдрома определённую роль играют общность иннервации грудной клетки и её органов и органов брюшной полости, раздражение диафрагмальных, симпатических и блуждающих нервов, застойные явления в органах брюшной полости, спазм, растяжение, смещение внутренних органов. Для синдрома ложного острого живота характерна одновременная локализация боли как в брюшной полости, так и в различных отделах грудной клетки, поясничной области, промежности и т.д.
Следует учесть, что в ряде случаев причина абдоминальной боли остаётся неустановленной даже после обследования в специализированном стационаре с использованием возможностей лабораторной и инструментальной диагностики. Так, по данным Я. Григорьева и А. Яковенко (1997), у 41, 3% больных, поступивших в отделения неотложной помощи крупного медицинского центра, окончательный диагноз не был установлен. Синдром ложного острого живота при патологии лёгких, плевры и сердечно-сосудистой системы наблюдается нередко. В основе причин синдрома ложного острого живота при патологии органов грудной клетки лежит общность иннервации грудной клетки и брюшной полости симпатическими, блуждающими и диафрагмальными нервами, в результате чего зоны сегментарной иннервации сердца, лёгких и диафрагмы, с одной стороны, и верхних отделов желудочно-кишечного тракта - с другой, могут совпадать. Кроме этого, спинальные нервы (D10-L1), иннервирующие париетальную брюшину, проходят сначала в грудной стенке, а затем распространяются по передней брюшной стенке, а межреберные нервы, связанные с симпатическими нервами, иннервируют органы брюшной полости. Заболевания легких и плевры часто сопровождаются абдоминальной симптоматикой, особенно у детей. При нижнедолевой пневмонии или базальном плеврите может возникать боль в брюшной стенке, метеоризм, пальпаторно в этих случаях нередко определяется болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Описаны случаи, когда таких больных не только направляли в хирургические отделения, но и оперировали в связи с предполагаемой острой хирургической патологией. В этих случаях необходимо отметить ряд характерных признаков дыхательной патологии: - признаки нарушения функции внешнего дыхания (одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры) при отсутствии на начальных этапах развития аускультативных признаков патологии и перкуторных проявлений; - быстрое повышение до фебрильных цифр температуры тела, причём температура в подмышечной впадине не отличается от ректальной, а пульс соответствует температуре (т.е. отсутствует симптом «токсических ножниц»); - поверхностная пальпация живота более болезненна, чем глубокая, с уменьшением выраженности напряжения мышц передней брюшной стенки по мере углубления в брюшную полость, что связано с наличием гиперестезии кожи, а не собственно висцеральной или соматической абдоминальной боли; - зона гиперестезии при плевропульмональной патологии занимает большую площадь нижней части груди и половины живота, в отличие от хирургической патологии.
Заболевания сердечно-сосудистой системы могут симулировать «острый живот», особенно у лиц пожилого и старческого возраста. Особенно частые ошибки наблюдаются при так называемой абдоминальной форме инфаркта миокарда (чаще в области задней стенки левого желудочка). Помогают дифференциальной диагностике признаки тяжёлых нарушений сердечно-сосудистой системы (тахикардия, гипотония, до коллаптоидного состояния, одышка, цианоз, при этом болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки, как и при плевропульмональных заболеваниях, более выражены при поверхностной, а не при глубокой пальпации. Электрокардиографические изменения в начальных стадиях заболевания могут отсутствовать. Следует помнить и о другой ситуации: иррадиация боли в область сердца при остром холецистите (холецистокардиальний синдром С. П. Боткина).
|