Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сценарий Наурыз - мейрамы
Звучит гимн. 1 Ведущий: Армасындар халайық Бармасындар халайық Келді наурыз сағ ынтып Қ ыздарғ а алқ а тағ ынтып Наурыз келсе қ ұ т келгені халайық Есік ашып шашу шашып қ ол соғ ып Ұ лысты қ арсы алайық 2 ведущий: В марте весенний ветерок проказник, Ласково гуляет по ветвям У нас большой великий праздник, Новый год, Наурыз-мейрам!
1 ведущий: Для всех сегодня вход открыт Для всех гостей раздолье С утра веселый кюй звучит На степном приволье.
2 ведущий: Счастье, здоровья вам желаю, Шлю привет всем селам, городам. С праздником великим поздравляю, Мы встречаем Наурыз-мейрам!
Девушки в национальных костюмах заносят шашу.
Казахский танец.
1 ведущий: Наурыз великий праздник нашего народа, уходящий корнями в глубину веков, возвещающий о начале нового года, праздник единства и благополучия. В этот день считалось обязательным получить благословение от высокоуважаемого человека. Слово предоставляется директору.
2 ведущий: Праздник Наурыз – древнейший праздник народов Востока, который начинается в ночь с 21 на 22 марта, в день весеннего равноденствия.
1 ведущий: Об этом светлом празднике мы долгое время ничего не знали. Его как старый ковер свернули и запрятали подальше. А когда его достали и развернули, все просто ахнули. Настолько этот праздник оказался ярким, красивым, веселым и вечно молодым.
2 ведущий: С приходом Наурыза встречают Новый год, весну и солнце. И конечно к такому празднику тщательно готовятся. Таджики называют этот праздник «Гульнавруз», татары «Нардуган», украинцы «Сороки», греки «Патрик».
1 ведущий: Так что праздник Наурыз празднуют все народы Казахстана – представители 126 национальностей, которые живут в едином стремлении жить в мире и согласии друг с другом, построить процветающее государство.
2 ведущий: В весенний праздник Наурыз Борьба идет меж сил природы Играет громко колкобыз, Зовет он к дружбе все народы.
Песня «Наурыз»
Звучит казахская музыка, в зал входит девушка в казахском народном костюме, на руках поднос с угощением.
Дорогие наши гости, наставники, друзья! С праздником весны и радости! Пусть весенний день Наурыз принесет вам благо и изобилие! По восточному календарю – 22 марта первый день Нового года. Наурыз – праздник добра. весны и чистоты. Праздник Наурыз символизирует равенство людей, свободу, демократию, праздник уважения к старшему, любви к младшему. В этот день любого гостя встречали с радушием. Казахи издавна славятся гостеприимством. Угощали гостя самым вкусным, что имелось в доме. А в Наурыз в любом доме готовилось блюдо, которое называлось «Наурыз – коже» - специальную праздничную пищу из семи продуктов. Смешивают в нем – свежую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, добавив свеженадоенное молоко. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом. Огромный котел для «Наурыз коже» также символ единства. И вот я сегодня принесла вам Наурыз коже.
С поклоном вручает поднос. А ещё в этот день приятно ходить с пожеланиями радости и счастья. Вот и мы сегодня будем встречать дорогих нам гостей.
Раздается звук бубенцов, под русскую народную песню входит девушка в русском народном костюме, на руках поднос с блинами. С праздником Вас! Счастья Вам и радости. Пусть в вашем доме будет мир и достаток. Есть у казахского народа обычай приходит на большой праздник с праздником в виде шашу. Вот и я пришла к вам не с пустыми руками. В начале марта весь православный народ отмечал всеми любимый народный праздник – Масленицу, который знаменует собой встречу Весны и Зимы. Масленые праздничные обряды длятся неделю. Широка Масленица! Мы с тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся Примите же традиционное блюдо маслиничной недели – русские блины. (с поклоном вручает блины)
Звучит украинская музыка, в зал входит девушка в украинском народном костюме С праздником Вас, люди добрые! Принесла я вам подарок чудо птичку – невеличку. 22марта у нас «Сороки». В этот день весеннего равноденствия вторая встреча весны. На «Сороки» день с ночью мерится, равняется. К этому дню приурочивается много примет и изречений: «Зима кончается – весна начинается», «Если в день Сорока мучеников тает так, что вол может досыта напиться, то будет хорошая весна» Девушки, Женщины, дети выходят на улицу с «жаворонками», подбрасывают вверх, натыкают на полочки, чтобы жаворонки колыхались, как бы летели. Жаворонушки, прилетите. Тепло, лето принесите! Нам зима надоела Весь хлеб у нас поела Руки, ноги познобила, Вся скотина померла. (вручает жаворонков)
Звучит узбекская народная музыка, в зал входит девушка в узбекском национальном костюме.
С праздником Навруз, дорогие гости! Навруз с узбекского означает «Новый день». Этот праздник празднуют во многих странах. Он означает наступление нового года. Узбеки называют этот день «Днем Великого Улуса» и считают его священным. Если в этот день идет дождь, то считается, что год будет удачным. В этот день люди поздравляют друг друга с праздником, желают здоровья, счастья, долгих лет жизни и должны простить все обиды. По старинному обычаю мужчины выходят на улицу, расчищают арыки и сажают деревья, женщины окропляют родники маслом, а деревня опрыскивают молоком. Люди в этот день веселятся, поют песни, танцуют и проводят айтысы акынов. Ну какой же Наурыз без национального узбекского блюда – плов. Примите традиционное блюдо узбекского народа – плов. (вручает плов)
1 ведущий: Спасибо, гости дорогие, что пришли к нам на праздник, рассказали о том, как вы празднуете свои народные праздники. Ведь в обычаях живет душа народа, а в традициях его сила и неизменная красота. А мы продолжаем наш праздник и хотим познакомить вас с казахским обрядом, который называется «Тусау кесу». 2 ведущий: «Тусау кесу» - это символическое обрезание пут на ногах малыш пошел по жизни легко и свободно, обрезать путы родители приносят уважаемого человека на которого хотели бы, чтобы был похож их малыш. 1 ведущий: Многие воспитанники – наши выпускники создали семьи, в которых появились маленькие дети, которых по праву можно считать внуками Дома Юношества и которые делают первые шаги в своей жизни. И сегодня мы просим нашего директора произвести этот обряд.
Обряд «Тусау кесу» Музыкальный номер. 2 ведущий: Какой же праздник без наших национальных и сказочных героев. Встречаем! Сценка. 1 ведущий: С приходом Наурыза казахский народ связывал свои самые лучшие надежды. Ведь как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому этот день празднуется особенно шумно, весело и богато.
2ведущий: Приглашаем вас принять участие в конкурсах.
Конкурсы для мальчиков 1 Перетягивание каната. 2 Кто быстрее всех добежит до финиша со связанными ногами.
Конкурсы для девочек: 1. Раскатывание самого тонкого теста для бешбармака. 2.Исполнение казахского танца 1 ведущий: Вот мы и посмотрели, какие наши джигиты ловкие, смелые и сильные, а наши девушки уже готовые хозяйки, которые станут украшением любого дома. 2 ведущий: И сейчас нашей звонкой юности прочитает стихотворение наставление ---------- Стихотворение.
1 ведущий: Вовек не станет пеплом и золой Всё то, что красотой земной зовётся, Пусть мирным будет небо над землей Пусть вечно юность звонкая смеётся!
Песня «Мой Казахстан»
1 ведущий: Наш праздник, к сожалению заканчивается. Мы были рады встрече с вами, ведь мы нашли здесь много друзей.
2ведущий: Народная мудрость гласит: «Сила птицы – в крыльях, сила человека в дружбе»
1 ведущий: Ищешь мира – ищи друзей! 2ведущий: С праздником весны вас, друзья!

Игры - состязания для проведения праздника Наурыз
Состязание Наурыз-коже Даны: вода, мясо, соль, жир, мука, рис, молоко, айран, сыр, картофель, яйца, имбирь. Ваша цель: выбрать ингредиенты, которые используются для приготовления этого праздничного блюда.
Закончено. А знаете ли вы что символизируют данные ингредиенты? Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Игра " Кокпар" Для данного состязания требуются несколько настоящих джигитов(3-4). Вы должны отвечать на вопросы по очереди, кто ответит на большее количество вопросов, тот джигит является победителем состязания. Готовы?
Вопросы совсем несложные:
1. Когда отмечаем Наурыз? 2. Что означает слово " Наурыз”? 3. Какое блюдо готовят на праздник? 4. Первая столица Казахстана. 5. Переведите на казахский слова: праздник, новый, радость. 6. Из скольки ингредиентов состоит " Наурыз коже”? 7. Какие вы знаете национальные казахские игры? 8. Какие знаете традиции? 9. Как поздравляют друг друга люди в этот праздник? 10. В каких странах еще отмечают этот светлый праздник? 11. Какое число у казахов считается магическим и удачным? 12. Священная книга мусульман. 13. Из каких составных частей состоит юрта? 14. Как называется генеалогическое древо у казахов? 15. Бий Среднего жуза. 16. Как называется древнейший закон казахов, составленный Тауке-ханом и 3-мя известными биями?
Ответы:
1. 22 марта. 2. " Новый день”. 3. Наурыз коже. 4. Оренбург. 5. Мереке(мейрам, думан, той), жаң а, қ уаныш. 6. Состоит из 7 ингредиентов. 7. Алтыбакан, Кыз куу, Кокпар, Аударыспак, Байга, Куме алу, Ак каскыр — байланган каскыр, Балапандар, Такия тастамак! 8. Тусаукесер, кыркыдан шыгару, «жеты ата», бесике салу, атка отыргызу и другие. 9. Поздравляющий говорит: «Наурыз мейрамы кұ тты болсын!» («Пусть праздник Наурыза будет счастливым!»), принимающий поздравления отвечает «Бірге болсын!» («Да будет вместе!»). 10. В настоящее время Наурыз отмечается, как государственный праздник: 21 марта в Иране, а также в Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Киргизии, Македонии, Турции, Туркменистане и в Узбекистане — а также в Казахстане — 21—23 марта и в Таджикистане (4 дня). Наурыз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане. 11. Число – 7. 12. Коран. 13. Юрта (уй, кииз уй) состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг). 14. Шежире. 15. Казыбек би. 16. " Жеты жаргы”.
****************************************
Дальше пошло все удивительно и захватывающе. По каждому створу расход реки был больше, чем давали источники. Но источники стали меньше, чем летом. Они «похудели» и ослабли. Крайние иссякли, перемерзли или высохли — очевидно, талик по окраинам сузился от мороза. И несмотря на это, драгоценной подмерзлотной воды в реке стало больше раза в два, чем летом... Значит, есть трещины в дне реки, и по ним поднимаются глубинные воды! Больше всего воды на нижних створах — против полуцирка, «медвежьей террасы» и в кривуне. Но как узнать, где именно в русле выходят родники? Очевидно, по температуре. Чем ближе к выводящей трещине, тем теплее должна быть вода. Наша резиновая лодчонка, зеленая черепашка, как ее мы называем, то влезает на льдину, то соскальзывает в воду. Замеряем температуру поперек реки — составляем температурные поперечники — два, четыре, семь. Вдоль реки продольник — на несколько километров. К местам сокровенным, где выходят источники субаквально, то есть подводно, подбираемся с термометром, как к редкостным птицам. Крадемся постепенно — ближе, еще ближе, еще... не упустить, поймать... Есть! Наибольшая температура. А по обе стороны ее спады. Потом где-то новый подъем температуры, еще одна «птица» поймана. Столько наловили невидимых «птиц»! Замельтешило на нашей карте — целые гнездовья нанесли на нее: у островов, под берегом, по стрежню. Неожиданно рьяно стал помогать Марченко. Ревностно, не жалея сил. Лодчонка не очень устойчива, но держит на своих надутых боках здоровенных ребят — все они подобрались у меня ростом под сто девяносто и с соответствующим такому росту весом. Недаром в Чульмане называют их моей гвардией. Еще осталось место на реке, особенно для меня притягательное, —это тихий омут у верхних гранитов. Выше уже река во льдах. Вертушка в омуте не вращается. Каким-то старым способом «масляных пятен» замерил Марченко невидимые глазу движения воды в омуте. — Леша, Леша, вы чувствуете, что мы стоим с вами перед заветной дверью? Но «Сезам, отворись» здесь не поможет, слов заветных мало! — Будем делать заветное дело, — весело говорит Лешка и таращит глаза. Теперь надо узнать, нет ли с верховьев реки подледного течения. Надо пройти линию шурфов поперек реки во льду выше всех полыней. — Нереальная задача, — говорит Марченко мрачно. Лицо его делается сердитым и жестким. У Марченко два лика внешних, и внутренних, видимо, тоже. Один — лицо разглаженное, чистейшее, почти без морщин, доброе, и сам он всем — друг. Все тогда хорошие люди, прекрасные специалисты. Лик второй — хмурый, злой, лицо старое, в обвисших тяжелых складках, даже устрашающее. И тогда все лодыри, профаны и как специалисты ничего не стоят. Смена ликов может произойти мгновенно. — Представляете, сколько шурфов? — продолжает он.— Глубина не известна, хлынет весенняя вода, вся работа насмарку, только время потеряем, лучше проехать на новую разведку куда-либо. Три-четыре шурфа ничего не дадут. — Но тогда задача остается невыясненной до конца! — говорю я. Лешка смотрит на Марченко потемневшими глазами и выразительно переводит их на меня. — А мы попробуем, — говорит Лешка и ждет от меня поддержки. — Обязательно пройдем шурфы, Леша, это же будет главной нашей проверкой, у нас все есть — рабочие, кайлы, пешни. Марченко возмущенно выскакивает из палатки. А почему три-четыре шурфа ничего не дадут? Начнем со среднего или одновременно и с боковых. Если на середине реки сплошной лед до дна, то у берегов русло может промерзать, когда у берега нет течения. Промежуточные шурфы тогда можно ставить реже. Глаза Лешки горят, возбуждение его растет. Наметили створ, места шурфов, расставили рабочих. На шурфах лучшие наши рабочие — Семен и Федот, оба местные, громадные, тридцатилетние, расторопные, покладистые. Смеясь говорят: «Кайлы, пешни в зубы, ноги на плечо»... Иначе и в самом деле не дойдешь — от лагеря до верхнего ледяного створа ходим по нескольку раз в день. Но, конечно, не все так уж гладко у меня. Неурядиц достаточно. Якутам-рабочим из колхоза не полагается спецодежда—- с рейкой в снег они поэтому не идут, на резиновой лодке плавать отказываются. В работе не заинтересованы — деньги получает за них колхоз, им же засчитывают трудодни. Дюканов, придя с источников, подсчеты, как полагается, сразу не делает, а, пообедав, залезает в спальный мешок и спит. Если попросишь все же их сделать, не откладывая, истерично кричит: - Я устал, я промок, понимаете или нет? Я могу воспаление легких получить, черт возьми! Никто здесь, однако, не простуживается.
|