Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НЕ в богатстве счастье






 

Когда человек поселился в глухой сибирской тайге, откуда сюда пришел, сказать сложно. Одно с уверенностью можно утверждать, что жители этого сурового края были очень выносливые, крепкие духом и по-своему мудрые люди. Они понимали: чтобы выжить в таких условиях, нужно жить в мире и согласии с природой, по ее законам. Жить так, чтобы не только к ним самим, но и к их детям и внукам, даже к правнукам этот край был милостив, чтобы на долгие времена на всех хватило земного тепла и пропитания. Но, как говорится, в семье не без урода.

 

***

Ох, и давно же это было! Так давно, что с тех пор не одно поколение кедров успело вырасти. Черная Ворона, которая сидит на самой верхушке дерева, так состарилась, что многие перья из ее крыльев выпали, а те, что остались, покрылись сединой, словно инеем. Глаза потеряли былую зоркость, клюв и когти притупились, и остается ей теперь только одно: сидеть на ветке, дремать и вспоминать годы своей далекой молодости.

Помнит Ворона, как свободно кружила она, полная сил и отваги, над лесами дремучими и реками быстрыми, высматривая добычу, чувствовала себя полновластной хозяйкой необозримых сибирских просторов. И вот однажды с высоты птичьего полета видит она: на лесной поляне среди деревьев не то птица диковинная появилась, не то зверь невиданный. Четыре конечности у него, как и у всех зверей, но ходит только на двух, как птица, а две другие на крылья не похожи, да и летать он совсем не умеет.

Известно, что Ворона – птица любознательная. Сядет на нижнюю ветку дерева недалеко от чума и наблюдает за незнакомцем.

И ханты птицу приметили. Прилетит Ворона к стойбищу, там ее уже встречают, радуются:

- Небесная Дева к нам пожаловала, весну и солнце на крыльях принесла!

С тех пор они живут дружно. Человек на охоту идет – и Ворона за ним летит. Человек на речку рыбу ловить – и птица туда же. По берегу ходит, с ноги на ногу переваливается, за каждым движением рыбака наблюдает, ждет, когда и ей что-нибудь от улова перепадет.

Места здесь богатые не только зверем и птицей. В реках рыбы столько, что вода от нее на поверхности, как в котле, закипает. А еще орехи и ягоды, травы да коренья кругом – всего сколько угодно. Не будешь лениться – с голоду не умрешь, мать-земля всех прокормит. Только лишнего не бери, чтобы другим людям, животным и птицам на пропитание оставалось, чтобы природа не истощалась.

Не один человек пришел в эти края, жену и сына привел с собой. Так и жили они. На охоту ходили, рыбу ловили, орехи и ягоды заготавливали. Все шло в дело. Мясо на еду, из шкур одежду и обувь шили, из внутренностей животных приваду для ловушек готовили, из сухожилий – нити, а из рыбьей чешуи клей вываривали, из костей муку (порсу) питательную готовили, из внутренностей рыбы - состав, которым гнус отпугивали. Изношенную одежду меховую не выбрасывали, из нее что-то другое, в хозяйстве нужное, изготавливали. Бережливыми были. Лишнего не брали, но им всего хватало. Сын вырос. Красивый стал, ловкий да умелый, быстрый да на подъем легкий. Не зря его Богатырем звали. От отца он охотничью да рыбацкую премудрость перенял. Все у него получалось. Пора Богатырю взрослую, самостоятельную жизнь налаживать. Только не нравилось ему, как отец с матерью живут, решил, что у него все по-другому будет.

Как не отговаривали его родители, присмотрел он место подальше от родных и поселился там, где зверь лесной облюбовал себе просторы, где всего в изобилии было. Соорудил жилье, изготовил лук и стрелы, снасти для ловли рыбы и животных, из бересты кузова да набирушники для сбора ягод смастерил. Только морошку стороной обходил, помнил слова стариков: кто эту ягоду съест, того моровая язва до смерти изведет. И грибами не соблазнялся. Как все ханты, нечистыми, погаными их считал. Но и без них в лесах всего много. Черники, голубики, клюквы, смородины и малины здесь было столько, что не на одну семью, не на одно стойбище, не на одно поколение людей хватит. Обрадовался молодой человек. Все это теперь мое, богатым буду, думает он. Жену хорошую себе найду, детей нарожаем. Настроил амбаров да лабазов разных, чтобы было где припасы свои хранить.

Каждый день Богатырь на охоту ходил, каждый день рыбу ловил. Много мяса насушил, много рыбы навялил, много мехов разных заготовил. Все амбары, все лабазы добром заполнил.

Удивлялись люди.

- Зачем так много зверя и птицы бьешь? – говорили ему. – Почему природу не бережешь? Что останется после тебя?

Но ему все мало было.

- Мне рубахи красивые нужны, пояс костяной, много одежды красивой для жены будущей и для детей наших, - отвечал он людям. – Я человек, сын божий. Я все могу, и все здесь мое. Хочу, чтобы моя семья в богатстве жила, ни в чем нужды не знала.

Заполнит до отказа одни лабазы, построит другие. А в прежних хранилищах пушнину моль источила, мясо и рыбу то зверь съест, то птица склюет, потому что окрестные леса оскудели. Там, где ягодники были, одни сорные травы теперь растут. Птицам и животным, которые еще остались, стало трудно пропитание добывать, в другое они место перекочевали. Да и сам Богатырь изменился. От былой его красоты и следа не осталось, под тяжестью забот он согнулся, на старика стал похож. Теперь ему уже не подруга сердечная, а помощница в делах хозяйственных понадобилась. Придет в селение свататься, невесты от него, как от чумы, шарахаются. Их родители посмотрят на жениха, обведут пальцем вокруг лица, словно сказать хотят: что-то у тебя здесь не все в порядке, парень.

Так и остался он один в своем большом чуме, окруженном лабазами, в которых все его припасы пришли в негодность. Ни зверя, ни птицы на сотни верст вокруг не осталось. Люди от него отвернулись, сторониться стали. Самому ему тоже уже никто не нужен. Сидит в одиночестве, слушает, как ветер завывает вокруг его чума, как мать-земля, поруганная им, стонет.

И вот однажды он слышит: под чьими-то тяжелыми шагами снег заскрипел, потом от резкого рывка дверь его жилища распахнулась, и в чум с грозным ревом ввалилось огромное чудовище, покрытое густой длинной шерстью.

- Я Выр Пупыг – злой дух! – прорычало чудовище. – За тобой Я пришел! Ты нарушил законы природы, тебе нет места на этой земле!

Опустел чум. Места, когда-то плодородные, постепенно заросли бурьяном, а само жилище ушло под землю. Так природа, как от проказы, избавилась от того, что мешало ей жить.

С тех пор вот уже много веков подряд люди слышат в непроходимой тайге вопли и стоны, наводящие ужас на все живое.

- Это стонет и воет тот, кто причинил много боли окружающему его миру. Кто не смог, живя на земле осознать, что является истинным богатством. Теперь он вечно будет страдать вместе с природой за свою жадность, за грехи человеческие, - говорят ханты.

Из поколения в поколение, от отца к сыну, передают они главную хантыйскую заповедь: не обижай птицу и зверя, не ломай деревьев. Живи в согласии с природой, бери от нее столько, сколько нужно для того, чтобы обеспечить себя и свою семью. С почтением, уважением и любовью ко всему живому относись.

 

Пояснения:

 

1. ВЫР ПУПЫГ – самый злой дух у хантов. Огромное свирепое существо под три метра ростом со звериной мордой. Тело покрыто длинной шерстью.

 

Ворона– символ жизни и наступления весны.

 

Пословицы:

«Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

«Берегущий тайгу человек – себя уважает»

«Счастье найдешь, хозяином будешь – край полюбишь, родным домом назовешь»

 

«Береги природу Торума. Она – твоё тело, твой дом, твоя пища, твоё продолжение в будущем. Бери от неё только необходимое для себя, только её прирост и никогда – лишнее и последнее…» - одна из собственно созданных заповедей народа

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал