Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литургия верных






Литургией верных называется третья, самая важная часть Литургии, на которой Святые Дары, приготовляемые на проскомидии силою и действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, а затем преподаются верующим для причащения.

Важнейшие священнодействия этой части Литургии суть следующие:

1. Перенесение Святых Даров со святого жертвенника на святой престол и приготовление верующих к молитвенному участию в совершении бескровной жертвы.

2. Самое совершение Святого Таинства с молитвенным воспоминанием членов Церкви небесной и земной.

3. Приготовление к Святому Причастию и причащение священнослужителей и мирян.

4. Благодарение за Святое Причащение и благословение на выход храма (отпуст).

Ектения: «Елицы вернии, паки и паки…».

1. Во время произнесения диаконом прошения сугубой ектении «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе Верейском Евгении» священники развертывают илитон и антиминс с трех сторон (неразвернутый остается только верхняя сторона антиминса).

2. Развернув антиминс, священники делают молитвенный поклон пред святым престолом, а затем кланяются предстоятелю.

3. Предстоятель же после развертывания первых трех сторон антиминса целует его, а после развертывания четвертой стороны делает над ним крест губою и, приложившись к ней, кладет ее на правую сторону (на правом верхнем крае) антиминса.

4. Во время возгласа священника: «Яко да под державою Твоею…» отверзаются царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на нее благословение от предстоятеля, читает про себя пятидесятый псалом, кадит св. престол с четырех сторон, святой жертвенник, алтарь, затем царским вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит иконы и молящихся. Окончив каждение, диакон, по обычаю, становится рядом со священником, молящимся перед святым престолом.

5. Херувимская песнь священнослужителями произносится трижды, причём обыкновенно иерей произносит начало Херувимской песни до слов «Яко да Царя», а с этих слов произносит диакон, и каждый раз по окончании песни оба они однократно поклоняются. Во время чтения Херувимской песни священник держит руки воздетыми кверху, а диакон — орарь в поднятой руке, так же, как и при чтении им ектении. Затем священник целует антиминс, а диакон — святой престол и отходит к святому жертвеннику (по обычаю поклонившись в сторону молящихся); священник — непосредственно налево, а диакон — через горнее место.

6. Подойдя к святому жертвеннику, священнику и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, а священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор. Затем, взяв кадило, священник кадит Святые Дары, молясь тайно: «Боже, очисти мя, грешнаго» (трижды). Покадив Святые Дары, он отдает кадило диакону.

7. Диакон, приняв кадило, произносит: «Возьми, владыко». Священник, взяв воздух, которым покрыты дискос и потир, возлагает его на левое плечо диакона, говоря при этом: «Возьмите руки ваша во Святая и благословите Господа».

8. Диакон, держа кадило за кольцо одним пальцем правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.

9. Священник, взяв дискос и поцеловав через покровец находящуюся на нем звездицу, передаёт дискос диакону. Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает себе на голову и отходит на солею северными дверями.

10. Священник, поцеловав потир, также через покровец, берёт его и идёт за диаконом. Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Святым Дарам, в это время наклоняют головы.

11. После возглашения диакон отходит через царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны от святого престола, опускается на одно колено, держа дискос на голове.

12. Войдя в алтарь, священник поставляет потир на престол, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, ставит его на антиминс, в левой его стороне.

13. После передачи дискоса священнику диакон переходит к царским вратам, кадит свещеносца, закрывает царские врата, задергивает завесу и, возвращаясь, становится с правой стороны от престола.

14. По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дискоса и кладет их на верхней левой стороне святого престола. Далее он берет с плеча диакона воздух, обвивает им кадильницу (которою держит диакон) и покрывает воздухом дискос и потир. После этого, взяв у диакона кадильницу, он трижды кадит Святые Дары, говоря: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона …». Покадив диакона и отдав ему кадило, священник испрашивает молитв о себе «Помяни мя, брате и сослужителю». Происходит диалог согласно Служебнику, по окончании которого диакон берет благословение с целованием руки и идет на горнее место, откуда кадит священника трижды. Затем молится на горнее место, отдает кадило пономарю и вместе с ним делает поклон предстоятелю.

После великого входа Церковь начинает приготовлять молящихся к принесению Бескровной Жертвы.

15. Диакон произносит с амвона просительную ектению: «Исполним молитву нашу Господеви». После возглашения «Возлюбим друг друга…» диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». В это время открывается не спеша завеса царских врат. Во время пения хором «Отца и Сына и Святого Духа…» священник трижды читает тайно молитву «Возлюблю Тя, Господи, Крепости Моя…», и покланяясь святому престолу, целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой (по установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое). После целования священник делает крестное знамение.

Если сослужат сразу несколько священников, то они целуют дискос, потир, престол и друг друга в плечо. Старший при этом говорит: «Христос посреде нас». Младший же священник отвечает на это: «И есть, и будет». Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нём креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и священники (на практике диаконы совершают лобызание перед причащением Святых Тайн).

Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) торжественно произносит: «Христос воскресе», а младший отвечает: «Воистину воскресе».

16. Диакон, стоя на амвоне, совершает крестное знамение, кланяется, целует крест на ораре и возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!» В это время открывается завеса царских врат (и остается отдернутой до возглашения «Святая святым»). Священник, произнося тихо символ веры, колеблет воздухом над Святыми Дарами. При пении хора «Милость мира» священник берет воздух, целует его, складывает и полагает на святой жертвенник.

17. При возгласе «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами» священник, обращаясь лицом к молящимся, благословляет их. При возгласе «Горе имеем сердца» священник возносит «горе» руки.

18. При возгласе священника «Благодарим Господа» диакон переходит от южной стороны святого престола к северной его стороне, целует его, кланяется священнику и становится у престола вместе с ним.

19. Заключительные слова евхаристической молитвы священник произносит вслух: «Победную песнь поюще, вопиюще, взвывающе и глаголюще». Диакон во время произнесения священником этих слов поднимает звездицу с дискоса правой рукой (с орарем, который держит тремя пальцами) и делает ею над дискосом образ креста, касаясь дискоса каждой из четырех сторон звездицы:

при словах священника «поюще» — восточной стороны дискоса;

«вопиюще» — его западной стороны;

«взвывающе» — северной стороны;

«глаголюще» — южной стороны.

По окончании слов священника «Победную песнь…» диакон, сложив звездицу и поцеловав ее, кладет ее в верхнюю часть престола.

20. Во время произнесения возгласа «Примите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» священник правой рукой, обращенной ладонью вверх и держа пальцы вместе, показывает на Святой Хлеб, лежащий на дискосе; то же делает и диакон, держа орарь тремя пальцами правой руки.

21. Далее следует возглас священника «Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». При произнесении этих слов священнослужитель показывает на потир так же, как и перед этим на дискос.

22. Вслед за этим священник возглашает: «Твоя и Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». При произнесении этих слов диакон, а если его нет, то сам священник, крестообразно сложив руки, берёт правой рукой дискос, а левой — потир, возвышает их над св. престолом, а затем снова поставляет на место.

23. За возношение Святых Даров во время пения «Тебе поем…» следует их преложение. После тайной молитвы священник вместе с диаконом трижды поклоняются перед святым престолом, молясь о себе: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя». Затем священник, воздевая руки, молится Святому Духу: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». После возгласа диакона оба благоговейно поклоняются перед престолом.

Возгласы и священника, и диакона повторяются еще два раза, после чего также следует поклонение.

24. Когда священник благословляет Святой Хлеб со словами: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего», то следует произносить так: «И сотвори убо хлеб сей (показывать рукой) честное (при произнесении этого слова начинать благословением совершать движение рукой горе) Тело (низу) Христа (налево) Твоего (направо). Точно также и при преложении вина в Кровь (четыре слова, четыре движения рукой для благословения).

25. Слова диакона «Благослови, владыко, святой Хлеб» и «Благослови, владыко, Святую Чашу» сопровождаются показыванием орарем Святого Хлеба и Святой Чаши.

26. При обращении диакона к священнику «Благослови, владыко, обоя» диакон показывает орарем на Святые Дары. При благословении священником Святых Даров — «Преложив Духом Твоим Святым» (четыре слова, четыре указания рукой). После этого священник и диакон совершают земной поклон.

27. Перед возгласом священника «Изрядно о Пресвятой, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычица нашей Богородице и Приснодеве Марии» священник кадит трижды святой престол. Священник отдает кадильницу диакону, который, продолжая каждение, кадит престол с остальных трех сторон, горнее место, алтарные иконы и отлагает кадильницу.

28. Возглас: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» священник произносит, обратившись лицом на запад и благословляя верующих.

29. После пения молитвы Господней и возгласа священника «Благодатию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков» диакон, стоя перед царскими вратами, опоясывается орарем крестообразно.

30. При чтении тайно (трижды) молитвы «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» священник и диакон делают тройное поклонение. Далее священник закрывает царские врата завесой. После слов диакона «Вонмем», священник берет Святой Агнец и, вознося над дискосом, возглашает: «Святая святым!»

31. После слов диакона «Раздроби, владыко, Святой Хлеб» священник с благоговением разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части, произнося тихо: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда не иждиваемый, но причащающияся освящаяй». Четыре части Святого Хлеба полагаются на дискосе крестообразно:

частица с печатью ИС — в верхней стороне дискоса;

частица с печатью ХС — в его нижней стороне;

частица с печатью НИ — с северной стороне;

частица с печатью КА — с южной стороны дискоса.

Диакон, показывая орарем на святой потир, говорит священнику: «Исполни, владыко, Святой Потир». Священник, беря частицу ИС и, сделав ею знамение креста над потиром, опускает ее в святой потир со словами: «Исполнение Духа Святого». Диакон отвечает «Аминь» и подносит ковшик с теплотой, говоря: «Благослови, владыко, теплоту». После благословения священника диакон крестообразно вливает теплоту в количестве, необходимом для Святого Причастия. После этого священник берет часть Святого Агнца с печатью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей. Затем следует молитва, после которой священно-служители совершают земной поклон перед святым престолом, кланяются друг другу, находящимся в алтаре и в сторону верующих, находящихся в храме, со словами: «Простите мя, отцы и братие», — и снова творят земной поклон со словами «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу Моему».

32. Священник: «Диаконе, приступи». Диакон, подходя с северной стороны, произносит: «Преподаждь ми, владыко, честное и Святое Тело Господа и Спаса нашего Иисуса Христа». Священник дает диакону частицу с соответствующими словами. Диакон принимает Святой Хлеб в ладонь правой руки, лежащей на ладони левой; целует подающую руку священника о отходит к северной или восточной стороне св. престола, где, наклонив голову и держа руки над святым престолом, ожидает (одновременно со священником) чтения молитвы перед Святым Причастием. Далее, священник берет частицу Святого Хлеба левой рукой, полагает на ладонь правой, говоря: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), иерею, во оставление грехов моих и в жизнь вечную».

Причастившись Тела Христова, священник берет антиминсную губку, отирает ею ладонь правой руки над дискосом, а затем, взяв обеими руками потир, причащается трижды из него Божественной Крови. Чтобы ни одна капля не упала из потира, причащающиеся пользуются особым платом, один конец которого закладывается за верхний край фелони, а вторым концом плата берут в руки потир. По причащении священник отирает уста и край потира тем же платом и целует край потира, произнося: «Се прикоснулся устам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит». Целуя потир, священник говорит: «Слава Тебе, Боже» (трижды). Затем священник причащает диакона.

33. Один из священников разделяет части Святого Агнца с печатями НИи КА на столько частиц, чтобы было достаточно для всех причащающихся верующих, и опускает эти частицы в потир, тайно читая воскресные песнопения. Опустив в потир частицы, священник покрывает его покровцем или платом и полагает на него лжицу.

34. Диакон открывает завесу царских врат и принимает от священника Святую Чашу, целуя ее, выходит вместе со священником на солею через царские врата и, подняв Чашу вверх, произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите» и передает Святую Чашу священнику.

35. После причащения мирян священник с диаконом входит в алтарь. Священник ставит Святую Чашу на святой престол, а диакон, взяв святую дискос, читает воскресные песнопения.

36. Затем диакон опускает в потир частицы, вынутые из просфор, лежащих на дискосе, со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Антиминсной губкой он отирает дискос, чтобы не осталось на нем и самых мельчайших частичек. После опускания частиц в потир диакон покрывает Святую Чашу покровом, а на дискос полагает звездицу, копие, лжицу, второй покров и плат.

37. Во время пения «Видехом свет истинный…» священник трижды кадит Святые Дары, говоря тайно: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; потом отдает диакону кадильницу и дискос, и диакон несет дискос на святой жертвенник.

38. Священник, поклонившись Святым Дарам, берет Святую Чашу, говоря тихо: «Благословен Бог Наш» и, обратившись лицом к народу со Святой Чашей, произносит вслух: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священник несет Святую Чашу на святой жертвенник, тихо говоря: «Вознесися на небеса, Боже…».

39. Священника, несущего Святую Чашу на святой жертвенник, диакон обычно встречает с кадильницей, кадя Святые Дары, и передает кадило священнику, который, поставив Святые Дары на святой жертвенник, кадит, поклоняясь Святым Дарам.

40. Вернувшись к святому престолу, священник, начертав антиминсной губкой знак креста над антиминсом и положив губку в средину его, закрывает антиминс: сначала верхнюю часть его, потом нижнюю, за ней левую и, наконец, правую.

41. После малой ектении священник, сложив антиминс и держа вертикально Святое Евангелие, делает им знак креста над антиминсом и произносит: «Яко Ты еси освещение наше и Тебе славу воссылает, Отцу и сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». После этого он полагает Святое Евангелие на антиминс. После диаконского возгласа «Господу помолимся» священник выходит со Служебником из алтаря через царские врата за амвон и читает заамвонную молитву. По окончании заамвонной молитвы священник царскими вратами входит в святой алтарь и читает молитву на потребление Святых Даров. Диакон (тогда же) входит северными вратами в святой алтарь, подходит к святому престолу и, склонив голову, выслушивает сие молитву. По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует престол и отходит к святому жертвеннику для потребления Святых Даров.

42. Для потребления Святых Даров берется плат, один конец которого закладывается за верхний край фелони или стихаря; другим его концом священнослужитель берет Святую Чашу левой рукой, а правой при помощи лжицы с благоговением потребляет из Святой Чаши все содержимое в ней. Затем, ополоснув Святую Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках Святой Чаши малейшей частицы Святого Хлеба, он испивает и эту воду, вытирает Святую Чашу губкой досуха, затем — лжицу (платом) и убирает сосуды в надлежащее место.

43. Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по Святому Причащении, разоблачается и убирает в надлежащее место облачения.

44. Окончив Божественную службу и разоблачившись, священно-служители моют руки и после поклонения святому престолу уходят из святого храма, благодаря Бога за то, что Он удостоил их совершить службу.

 

 


[1] Согласно Типикону по окончании великой ектении читается рядовая кафизма.

[2] При передаче кадила диакон всегда целует руку священника. То же самое он делает, когда принимает кадило.

[3] На утрене в составе всенощного бдения вся предшествующая часть отсутствует. По окончании вечерни закрываются царские врата. Священник и диакон совершают поклонение перед престолом, затем кланяются друг другу. Священник снимает головной убор и начинает читать утренние молитвы (перед престолом). На утрене в составе всенощного бдения вся предшествующая часть отсутствует. По окончании вечерни закрываются царские врата. Священник и диакон совершают поклонение перед престолом, затем кланяются друг другу. Священник снимает головной убор и начинает читать утренние молитвы (перед престолом).

[4] Таким же образом совершаются поклоны перед выходом из алтаря и во всех других случаях.

[5] То же самое он делает и при произнесении прокимнов и любых других возгласов, например: «Премудрость», «Вонмем», «Главы наши Господеви приклоним» и т.д.

[6] Таким же образом совершаются поклоны после возвращения в алтарь и во всех других случаях.

[7] В воскресные дни сразу после раздачи свечей, когда два старших диакона станут со свечами за аналоем, предстоятель кланяется сослужащим ему священникам и идет к аналою с иконой праздника для каждения.

[8] В воскресные дни, когда нет величания, предстоятель, пройдя на свое место (после каждения всего храма), сразу кадит священнослужителей.

[9] В воскресные дни на малую ектению диакон выходит только после окончания тропарей по Непорочных.

[10] В воскресные дни Евангелие по прочтении не уносится в алтарь. Диакон идет с ним на амвон, поворачивается лицом к народу и возвысив Евангелие (как на прокимне), держит его, пока не пропоют «Воскресение Христово видевшее». Затем он идет к аналою, полагает на него Евангелие, крестится один раз, целует Евангелие, крестится еще один раз, кланяется предстоятелю и идет на свое место (справа или слева от предстоятеля). Вместе с диаконом крестится и кланяются два священника, читающие канон. Поклонившись, они уходят в алтарь).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал