Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гендерная социализация молодежи - это актуально
2008 год объявлен в России Годом семьи. Безусловно, библиотеки имеют возможность использовать это обстоятельство для продолжения своей деятельности по привлечению к чтению, по повышению авторитета книги как средства просвещения и организации разумного досуга. Для нашего общества подобная деятельность чрезвычайно важна, так как социологи утверждают, что половина россиян за год не прочитывает ни одного художественного произведения. В этой связи можно назвать много актуальных аспектов библиотечного воздействия на семью. В частности – информационное содействие молодежи в самореализации в соответствии с семейным статусом. Для обозначения совокупной задачи всех направлений информационно-библиотечной работы с молодежью специалисты правомерно используют понятие «социализация». Действительно, овладение информацией, необходимой для полноценного личностного, гражданского развития - залог успешной учебы, общественной, профессиональной и досуговой деятельности, исполнения своих гражданских прав и обязанностей, основанных как на знании законодательных основ, так и морально-этических норм и традиций. Каждое время привносит свои представления в содержание социализации молодежи, в том числе - и в содержание ее библиотечного обслуживания. На наш взгляд, сегодня есть социальная необходимость включить в этот, безусловно, огромный комплекс нужных направлений, форм и методов работы тот, который мы назвали гендерной социализацией. В справочной литературе понятие «гендерная социализация» имеет еще одно синомичное звучание – «полоролевая социализация» в трактовке процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Иначе говоря, общество заинтересовано в воспроизводстве «типичных» мужчин и женщин, в овладении ими особенными «ролями», позволяющими выдерживать некий баланс между двумя разными по полу частями граждан. Безусловно, конкретная эпоха, социокультурная среда постоянно корректируют содержание этих ролей, однако, по принципиальным параметрам они малоизменны, так как базируются на веками сложившихся представлениях о мужском и женском предназначении. В этой связи интерес представляет Концепция развития библиотечного обслуживания молодежи Республики Коми (РК) в 2007-2010 годы. В документе отмечается: «Молодежь является главным субъектом образования семьи в РК. Три четверти невест и две трети женихов вступают в брак в возрасте до 29 лет. Наибольшая доля заключаемых браков приходится на возраст 20-24 года (около 40%). Соответственно и уровень рождаемости определяется возрастной группой женщин до 29 лет (около 80%). Наряду с этим молодежь не торопится с созданием семьи. Изменение взглядов на ценность брачных отношений привело к росту незарегистрированных браков (каждый 10 брак - гражданский)». Рассматривая эти факты относительно собственных задач, библиотеки Республики Коми определили для себя в числе направлений социальной адаптации молодежи такое как «формирование семейных ценностей». Безусловно, понятие это емкое. Книге и чтению в нем должно быть отведено почетное место. Радует, что подобное понимание есть сегодня на самом высоком уровне. Так, на V съезде Российского книжного союза С.В. Степашин, Председатель Счетной палаты РФ, Президент Российского книжного союза с горечью говорил о том, что «Уходит в прошлое традиционная большая семья, в которой старшее поколение прививало детям с младенчества любовь к книге. Редкостью стало семейное чтение, в 37% российских семей сегодня отсутствуют домашние библиотеки, и примерно такое же число семей имеют домашние библиотеки до 100 книг. Это означает, что три четверти наших детей лишены огромной радости встречи с книгой в начале своего жизненного пути». В данном случае обратимся к информационному содействию социализации молодых женщин в качестве матерей, т. е., прежде всего, к их просвещению по вопросам ухода за ребенком и его воспитания. Как правило, в библиотечной работе с молодежью молодые мамы являются неучитываемой категорией. Но сегодня в стране ситуация с поддержкой материнства приобрела столь важное значение, что резервы библиотечно-информационной поддержки этой категории населения должны быть выявлены в каждом регионе, возможно, и каждой библиотеке. Понятие «молодая мама» помимо возрастного, имеет и социальное значение, в котором молодой возраст не всегда является определяющим. В данном случае хотелось бы обратить внимание на эту категорию населения именно в ее буквальном понимании по всем параметрам, включая в нее молодых женщин, возраст которых «вписывается» в молодежный, соответственно, и их знания, опыт для исполнения новой «роли» следует оценить «молодыми», т.е. недостаточными. Ни один из имеющихся в печати примеров работы библиотек с этой категорией пользователей не акцентирует внимание на то, что она относится к числу молодежных. И это вряд ли всегда обосновано. Впрочем, исторически это можно обосновать «особыми» этическими представлениями в нашей стране в недалеком прошлом, которые выводили подобные вопросы из рамок просвещения молодежи вообще, в том числе - и в условиях библиотек. Как всегда в таких случаях – «обратимся к зарубежному опыту». Не так много подобных описаний есть в нашей печати, тем не менее, имеющиеся впечатляют. Приведем лишь один из них. В Питтсбурге (США) действует программа «Мамы-тинэйджеры» (девочки в возрасте 13 - 19 лет), которая включает занятия с тьюторами (добровольными помощниками), приходящими в школу из библиотеки два раза в неделю и обучающими юных мам искусству общения с детьми, консультирующими их по детскому чтению. После восьминедельного обучения матерей и детей приглашают в библиотеку для вручения читательских билетов и рекомендаций в отношении последующей читательской деятельности, связанной с воспитанием и просвещением ребенка. Трудно без специального изучения материалов сказать, в какой мере подобная проблема - очень юные матери - характерна для нашего общества в сравнении с американским. На уровне обывательского сознания хочется думать так: видимо, мам-тинэйджеров у них так много, что даже библиотеки этого не могут не заметить. Как профессионал, склонна к другому мнению: наши зарубежные коллеги умеют хорошо расставлять акценты и не боятся реагировать на проблемы даже такого тонкого характера. В этом они выступают не как сторона, поддерживающая раннее материнство как право и факт, а как социальное учреждение, призванное учитывать специфические информационные потребности самых разных групп, пусть и не очень многочисленных, особенно тех, в чьей просвещенности общество особенно заинтересовано. При этом под «просвещенностью» молодых матерей мы понимаем, прежде всего, их готовность к исполнению материнских обязанностей, т.е. обладание необходимым минимумом психолого-педагогических и элементарных медицинских и санитарно-гигиенических знаний по уходу за ребенком и его воспитанию - тем, что составляет основу культуры материнства. Безусловно, у всех молодых матерей нет педагогических навыков воспитания детей, а тем более - если мама достаточно юного возраста. Не случайно анкетирование женщин, проведенное в ряде библиотек страны, показывает, что матерям необходима помощь в решении многих проблем, связанных с воспитанием детей, в том, чтобы помочь разглядеть в своем ребенке заложенное природой, а не то, что им хотелось бы видеть. Определенная внебиблиотечная информационная поддержка подобной материнской деятельности осуществляется, прежде всего, в периодических изданиях для семьи и женщин, репертуар которых в последние годы многократно увеличился. Все они значительное внимание уделяют просвещению матерей в вопросах воспитания детей и организации ухода за ними, предлагая зачастую напрямую от авторитетных специалистов информацию на актуальные темы. Однако, как следует из результатов социологических исследований, обилие разнообразной современной женской и семейной прессы в продаже отнюдь не свидетельствует о ее массовом использовании читательницами: постоянно к ней обращаются не более 8% женщин, что свидетельствует о низкой возможности ее практического применения в материнской деятельности. Современное книгоиздание также предлагает огромный репертуар литературы для женщины-матери, при этом особенно развит справочный жанр. Тем не менее, идеализировать возможности поиска и приобретения матерями научно-популярной литературы в помощь материнству не следует, если учесть, что большая часть населения нашей страны проживает в небольших городах и сельской местности, а потому по определению ограничена в этой деятельности. А если учесть материальную несостоятельность многих молодых матерей на фоне значительной цены журналов и справочников для женщин, то вывод формулируется сам собою: в этой ситуации именно библиотека может и должна стать учреждением, помогающем юным мамам освоить азы материнской культуры, способствовать усилению роли семьи в воспитании и образовании детей. Для реализации этой задачи многие библиотеки имеют соответствующую информационно-документную базу, включающую фонд справочной и научно-популярной литературы по семейной педагогике, дошкольной и школьной педагогике, по детской психологии, по уходу за детьми и их образованию, организации детского досуга; фонд «материнской» периодики (журналы «Материнство», «Наш малыш», «Мой кроха и Я», «Няня», «Мой ребенок», «Аистенок», «Лиза», «Счастливые родители», «Игра и дети», журналы Издательского дома «Карапуз», газета «Семья» и др.).; фонд нетрадиционных носителей информации (видеокассеты «Детский массаж», «Домашний логопед», «Уроки рисования» и др., аудиокассеты «Антология колыбельных песен», «Мамины колыбельные», «Сказки» и др., CD-ROM «Здоровье и воспитание детей: беседы с доктором Споком», «77 детских песен», «Нежная и романтическая мелодия для малышей» и др.); документы и материалы по семейному законодательству, региональным льготам для родителей с детьми. Если же подобный документно-информационный фонд в библиотеке слабо развит, то следует обратить на это внимание. Его качественная организация требует выявления читательской группы «молодые женщины-матери» для определения потенциального количественного спроса на соответствующие издания, изучения «качества» этого спроса, непосредственного целенаправленного комплектования книгами данной проблематики, организации места просмотра литературы для матерей по уходу за ребенком.
Анализируя имеющуюся практику библиотечно-библиографического обслуживания молодых матерей и потенциальные возможности библиотек в этом направлении, следует признать, что основными формами содействия развитию культуры материнства являются: · целенаправленные тематические мероприятия с приглашением детских специалистов различного профиля; · информационно-библиографические списки по вопросам материнства и детства; буклеты (о развивающих играх, как организовать праздник для ребенка в семье, по уходу за ним и др.); · библиографические картотеки (например, «Досуг ребенка», «Здоровье ребенка»); · школы материнства. Программа подобной школы с названием «Здоровое поколение» в библиотеке № 53 г. Москвы охватывает проблемы прав и семейных обязанностей, здоровья, воспитания детей, психологии семейных отношений, семейного творчества и отдыха; · психолого-педагогическая программа, осуществляемая в продвинутых в этом вопросе библиотеках, предполагает проведение лекториев типа «Ребенок в семье», «Психологический климат в семье», «Ребенок идет в школу», предусматривающих лекции, занятия, консультации психолога, врачей (окулиста, педиатра, логопеда), опытных педагогов. В целом деятельность по эффективной организации информационно-библиотечного содействия материнской культуре обеспечивается следующими ведущими организационными факторами: 1. Сотрудничество с заинтересованными организациями и учреждениями (Союз многодетных матерей, центр социальной помощи, комитет по социальной защите семей и детства, центр по планированию семьи и репродукции человека, женсовет, женские организации, женские консультации, детские поликлиники, дошкольные и школьные учреждения, специалисты по делам семьи, материнства и демографической политики региональной администрации и т. п.); 2. Использование внебиблиотечных форм информирования (ТВ, радио, местная пресса, различные учреждения и организации); 3. Изучение читательских потребностей женщин в связи с реализацией ими материнского статуса; 4. Дифференцированный подход к женщинам в осуществлении ими материнского чтения (беременные, матери детей-инвалидов, юные матери и др.); 5. Целенаправленное комплектование фонда с соответствии с материнскими читательскими потребностями и интересами женщин; 6. Творческий и заинтересованный подход библиотекарей к работе с матерями, обеспечивающий их профессионально-корректное вхождение в практику воспитания в конкретной семье; 7. Осуществление координации действий между библиотеками для взрослых и детскими в направлении организации всестороннего обеспечения читательских материнских потребностей и интересов.
В настоящее время есть основания утверждать, что в общедоступных библиотеках следует активно развивать практику обеспечения читательских интересов женщины, мотивируемых необходимостью исполнения ею материнских обязанностей. В работе с молодыми мамами это направление работы является важным условием их социализации. Т.Р. Елисеева, зав. организационно-методическим отделом, ГУК ЧОЮБ
|