Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В семейном воспитании юношества






Юношеские годы занимают особое место в жизни человека, являясь периодом его активной адаптации в социальной среде. Именно в это время происходит процесс выбора профессии, поиска своего места в жизни и своего «Я».

Многочисленные исследования, в том числе исследования Лаборатории семейного воспитания Национального института образования, по подготовке молодежи к браку показывают, что современные женихи и невесты имеют слабое представление о семейных обязанностях, а многим не хватает качеств, нужных для создания устойчивой, стабильной семьи.

Молодые люди во многих случаях неспособны взять на себя ответственность за материальное обеспечение семьи, у них нет установки на экономическую самостоятельность.

Семья стала менее прочным институтом, и поэтому сегодня государство направляет все усилия на укрепление семьи, на развитие положительного опыта межсемейных отношений, так как семья - та среда, где растет и воспитывается будущее поколение, от которого зависит и судьба страны.

Чтобы работа по подготовке юношества к семейной жизни была эффективной, следует знать, чем отличается этот возраст от всех других.

Краткая медицинская энциклопедия так определяет юношеский возраст: «от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года – у мужчин». Это возраст полового созревания, становления характера и личности человека. Основное в этом возрасте - самоутверждение как личности, ослабевающее влияние семьи и возрастание авторитета сверстников или более взрослых товарищей. Главная деятельность и главная потребность для подростка в это время жизни - общение. Общение как деятельность, в которой он может найти себя.

Что же может сделать библиотека по подготовке юношества к семейной жизни?

Библиотека сегодня – место психологической разгрузки. Современный метод общения с молодыми читателем – культурный диалог.

Больший эффект в подготовке юношества к семейной жизни дает система работы, а не разовые мероприятия. Эта работа должна проводиться в содружестве с образовательными учреждениями, социальными службами, центрами по вопросам семьи и брака на основе рекомендаций педагогов и психологов.

Одна из задач библиотеки - расширить круг общения подростков и юношества, помочь найти собеседников - взрослых, которые смогут дать правильные ответы на сложные вопросы.

В этом плане доказали свою эффективность клубные формы работы.

Примером может служить клуб «Знакомьтесь, профессионал», который несколько лет работает в Челябинской областной юношеской библиотеке.

На встречи с ребятами приходят люди, состоявшиеся в жизни: Елена Владимировна Брюхина – потомственный врач, доктор медицинских наук, профессор; Александр Афанасьевич Напримеров - генерал-майор, начальник военного автомобильного училища, кандидат психологических наук, доцент, профессор академии военных наук, председатель попечительского совета детского приюта города Челябинска; Татьяна Леонидовна Ишукова - профессиональный синоптик, талантливый журналист, писатель, увлеченный краевед, кандидат географических наук; Борис Николаевич Киршин - главный редактор газеты «Челябинский рабочий», декан факультета журналистики ЧелГУ и другие.

В ходе встреч с такими интересными людьми, замечательными собеседниками, молодые люди получают ориентиры в жизни, знания и бесценный опыт общения с людьми, имеющими не только богатый профессиональный, но и житейский опыт, который поможет подросткам строить свою жизнь не только в будущей профессии, но также в семье и обществе.

Необходимо использовать в работе библиотек и опыт ЗАГСов по подготовке юношества к семейной жизни, а также вести совместную работу в этом направлении.

Например, деловые игры и «круглые столы», цель которых - сформировать у подростков определённую модель поведения: «Порядок заключения и расторжения брака», «Регистрация рождения ребенка», «Права и ответственность супругов в браке», «Ранние браки: за и против» и другие.

Положительным опытом совместной работы библиотеки и отдела ЗАГС Калевальского национального района в Карелии является деловая игра со школьниками «Условия и порядок заключения брака».

Слушатели делятся на пары: ребятам предлагается разрезанные на две части сердечки, одна половинка которых вручается девочкам, а другая - мальчикам, таким образом, каждому нужно найти свою половинку, сложив сердечки в единое целое.

Затем каждая пара получает карточку с заданием по теме занятия с описанием жизненных ситуаций, где предусмотрены практически все вопросы по условиям и препятствиям к заключению брака, порядку его заключения.

Ребята совещаются между собой, зачитывают своё задание и предлагают свой вариант ответа. Прежде, чем правильный ответ прокомментирует специалист ЗАГСа, выслушиваются мнения других пар. Таким образом, ребята не просто получают определённые знания, но и проверяют и закрепляют их на конкретных жизненных примерах.

Интересный опыт работы по подготовке молодежи к семейной жизни предлагают тюменские коллеги -библиотекари.

Это молодежный передвижной клуб «Молодая семья». Во время выездов в районы области проводятся ролевые игры со старшеклассниками, а для молодых семей специалисты (юристы, медики, психологи) проводят бесплатные консультации.

Интересен опыт коллег Свердловской области, который можно применить и в работе по семейному воспитанию.

Это театры книги, которые успешно работают в библиотеках различных городов и районов области. Проигрывая различные ситуации или спектакли на тему семейной жизни, можно помочь ребятам определить свою линию поведения в семье, дать положительные ориентиры на будущее.

Заслуживает внимания опыт работы детской библиотеки истории и культуры Петербурга. Это акция-конкурс «Петербургское детство моих родных и знакомых», а также цикл выставок и бесед о творческих семьях Петербурга, где посетители могли познакомиться с традициями, творческими связями, кругом общения, архивами, документами, фотографиями известных семей города, например, семьи Е.И. Чарушина.

Жителям и гостям города была представлена история жизни династии художников, пятеро из которых окончили Академию художеств, а самой юной исполнилось тогда 9 лет. На выставке было представлено более 200 экспонатов из семейного архива. Это фотографии, книги, рисунки, офорты, эскизы костюмов и декораций, цинки и оттиски с них, коллекция фарфора. Многие предметы были выставлены впервые.

Кто-то возвращался в своё детство, а кто-то впервые встречался с подлинным искусством. Ведь прийти на выставку в библиотеку можно было с родителями или с друзьями, классом или творческим коллективом. Цель этой акции - сплотить семьи, вызвать интерес друг к другу у представителей разных поколений. Через воспоминания о детстве старших в семье возродить добрые традиции семейных отношений, поделиться ими с другими семьями.

Учитывая любовь подростков и юношества к своим кумирам, можно разработать цикл мероприятий «Семья в жизни и творчестве людей искусства». Материалы на эту тему часто публикуются в периодической печати.

В рамках«Школы будущей семьи» можно раскрыть следующие темы:

«Говорите о любви…» - своеобразный литературный турнир, на котором ребята состязаются в знании поэзии и прозы, афоризмов, пословиц и поговорок о любви и дружбе;

«Свадьба: традиции и обычаи в России и за рубежом» - урок, в котором рассказ сопровождается видеорядом, музыкой и завершается деловой игрой по теме;

«Венчание – дань моде или духовная основа семьи?» - час-размышление;

«Традиции семьи» - вечер встречи трех поколений, на котором будет уместен разговор и о традициях семейного чтения;

«Семейные уроки экономики» - ролевая игра, на которой ребята попытаются подсчитать семейные расходы, спланировать бюджет семьи на месяц и т.д.;

«Книга и семья» - итоговое мероприятие конкурсной или исследовательской деятельности слушателей Школы. Здесь важен аспект самостоятельной работы, например, по темам «Семья в произведениях любимого писателя» или «Книга жизни моей семьи».

Программу «Школы будущей семьи» можно наполнить целым рядом разнообразных мероприятий: обсуждениями, конференциями, встречами и т.д., а итоговое мероприятие провести в форме Дня будущей семьи, сделав его информативным, ярким, содержательным.

Можно использовать в библиотечных условиях такие формы как: «горячая линия», когда молодые люди по телефону могут задать любые вопросы, касающиеся семьи и брака, поделиться своими проблемами со специалистами; «почтовый ящик» с вопросами ребят, по которым составляются рекомендательные списки литературы, памятки и т.д.

Очень важно, чтобы, при необходимости, подростки могли самостоятельно ознакомиться с литературой по семейной тематике, найти в книгах ответ на интересующий их вопрос.

Можно предложить такие темы для информационных материалов: «Вы решили создать семью: советы юриста, экономиста, психолога, медика, повара и т.д.», «Супружеская жизнь - гармония и конфликты», «Тайны двоих. Медицинский аспект» и другие

Общедоступной должна быть информация о центрах, где подросток может получить квалифицированную помощь специалистов по волнующим их проблемам: телефоны и адреса центров, работающих с семьей, психологических и реабилитационных центров и т.д. Кроме того, адреса сайтов, Интернет-форумов, где они также могут получить советы специалистов.

Главное в мероприятиях по подготовке к семейной жизни ребят – не принцип «послушал - запомнил - повторил», а «сопоставил - решил - доказал», тем более, что у подростков и молодежи есть и свой опыт жизни в семье и собственные представления о том, какой бы он хотел видеть свою будущую семью.

Подготовка юношества к семейной жизни находит отражение в проектной и программной деятельности библиотек.

Темы программ или проектов различные:

· Экология будущей семьи

· Поэзия семейных отношений

· Семья – это не ты и я, это – мы

· Искусство быть семьей

· Подростки сегодня – супруги завтра

· Возрождение России через возрождение семьи

· Новая ветвь в родословной

· «Старые истины для молодой семьи» (фольклор о семье и детях)

· «Тот лишь дом и тверд и прочен, где семейный свят устав» (от «Домостроя» до современности)

· «Здоровая семья – здоровая Россия» и другие

Очень интересно проследить изменение семейных отношений в обществе за длительный период, от «Домостроя» до наших дней, сравнить, какие обычаи, обряды, традиции дошли к нам с тех пор и сохраняются в современных семьях.

Ведь «Домострой» - это не инструкция по закабалению женщин. «Домострой» – это основанный на тысячелетнем опыте наших предков учебник как строить дом, т.е. семейную жизнь.

С ранних лет детей готовили к семейной жизни, объясняли, кто и что должен делать в семье. С детства внушались правила и этикет семейной жизни. Конечно, какие-то советы сейчас не актуальны, но ведь «Домострой» - это не догма, которую надо выполнять дословно, а мудрость, которую нужно понимать и применять согласно изменившимся условиям жизни.

Молодежь любит активные формы общения. Поэтому в основу работы по программе «Искусство быть семьей» могут быть положены конкурсно-игровые элементы.

Тему «Поэзия семейных отношений» можно раскрыть с помощью литературных произведений, дополняя стихами и прозой рассказы молодых семей о проблемах первых месяцев брака.

В основе работы по программе «Семья крепка памятью предков» - исследовательская деятельность ребят по составлению генеалогического древа семьи, созданию летописи или книги жизни семьи.

Участие в различных конкурсах, например, «История моей семьи в истории родного края», также заставит молодых задуматься о роли семьи в жизни общества и в своей собственной жизни.

В последнее время все чаще в вопросах духовно-нравственного воспитания молодежи государственные структуры обращаются к положительному опыту церкви. Необходимость использования этого опыта признается сегодня на разных уровнях власти, в т.ч. и президентом России.

Несмотря на то, что в большинстве стран религия отделена от государства и от школы, религиозная мораль, культивирующая семейные и общественные ценности, оказывается едва ли не самой сильной.

В 2006 г. в журнале «Воспитание школьников» началась публикация цикла бесед священника из подмосковного города Талдома Илии Шугаева со старшеклассниками. Цикл называется «Брак, семья и дети», или «Этика и психология семейной жизни».

Очень вдумчиво и тактично, на интересных примерах, остроумно, доступным языком автор раскрывает такие сложные темы, как «Что такое брак по любви?», «Как вступать в брак?», «О мужественности и женственности», «Сколько должно быть детей?», «Аборт», «Зачатие» и другие. Читать беседы не только интересно, но и познавательно, многие очевидные понятия и мотивы поведения получают правильное толкование.

«Эти беседы возникли как крик отчаяния при виде того, что творится с современной семьей. Откуда молодые люди черпают свои познания о семье и браке? Из созерцания своих вечно скандалящих родителей и с голубого экрана. О том, что брак может быть вечным, что настоящая любовь и верность встречаются и сейчас, они могут только мечтать, ибо своими глазами этого не видят. Задача, которую я ставил себе, идя на лекции к выпускникам, была простой: свидетельствовать о том, что все это реально есть, что они смогут полюбить по-настоящему и их могут полюбить также», - говорится в предисловии к изданию.

«Я уверен, что на 90% простое человеческое счастье зависит от семьи. Согласие, мир - это все взращивается в семье. Глядя на современный упадок, понимаешь, что главная сила, на которую можно опереться - это семья. Возрождение начинается с семьи. Будет возрождена семья - возродится Россия», - с этими словами И. Шугаева трудно не согласиться.

Многие библиотеки страны уже используют опыт работы с церковью в своей практике.

Например, Смоленская юношеская библиотека позиционирует себя как центр духовного возрождения молодежи. На базе библиотеки работает православный видеолекторий, создана «Православная библиотека», поддерживается связь с православным молодежным движением, постоянно проводятся встречи, круглые столы.

Есть подобный положительный опыт работы и в Челябинской области. В центральной библиотеке г. Кыштыма заведующая отделом обслуживания Н.Б. Королевских работает с молодежью по программе «Свет православия».

Большая роль в формировании нравственных ценностей и идеалов молодежи, создании крепкой здоровой семьи отводится и литературе. В произведениях многих современных авторов трудно встретить положительного героя – семьянина. Для большинства произведений характерно раскрытие семейных проблем, трудностей взаимоотношений между детьми и родителями, сестрами и братьями и т.д. Это книги З. Прилепина, А. Мелихова, П. Санаева и других.

Помощь библиотекарю в работе с подростками по подготовке к семейной жизни могут оказать популярные книги по педагогике и психологии.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал