Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания студентам
Дисциплина «Религиоведение» представляет собой философскую дисциплину с культурологическими аспектами и входит в блок общих гуманитарно-социальных дисциплин. При самостоятельной работе над темами дисциплины важно учитывать религиоведческую специфику изучаемого материала. Основным здесь является принцип идеологической нейтральности: личные религиозные либо идеологические настроения и предпочтения студента не должны влиять на изучаемый материал. Форма подачи материала носит философский, исторический и культурологический характер и не связана с пропагандой какого-либо вероучения, а также с утверждением превосходства одной или нескольких религий/конфессий относительно других. Работа по подготовке и освоению программы учебной дисциплины «Религиоведение» должна осуществляться студентом в соответствии с учебными вопросами, включёнными в каждую из 14 тем программы, и вне зависимости от того, были ли они подробно озвучены на лекциях. В связи с этим возникает насущная необходимость дополнить, систематизировать и расширить информацию по религиоведению, которую студенты могут почерпнуть из учебников и сети Интернет. Для этого предлагаются вспомогательные материалы (СХЕМЫ) по лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «Религиоведение». С учетом перехода на «болонскую систему», для получения допуска на зачёт (экзамен) студенту необходимо набрать определенное количество баллов, которые выставляются индивидуально каждому студенту в соответствие его работе на протяжении всего семестра. Для этого студент должен выполнять следующие требования: 1. Присутствовать на занятиях. В случае отсутствия по любой причине необходимо восстановить пропущенное занятие, предъявив преподавателю переписанный конспект и / или (по согласованию с преподавателем) сдать «отработку» пропущенной темы в соответствие с пройденными пунктами плана лекции, выполненную на отдельном подписанном листе по дополнительным источникам (учебник, монографии, энциклопедии, ресурсы сети Интернет). 2. Вести конспект всех лекций. Опыт показывает, что студент, только прослушавший лекцию, после неё не в состоянии воспроизвести содержание и чётко сформулировать понятия, определенные преподавателем. Особенно это касается первых тем, на которых формируется терминологический аппарат религиоведения. Проблем для ленивых ↓ Стр. 17. и невнимательных добавляет то, что многие религиоведческие термины в обыденной речи имеют иное содержание. Поэтому незнание и непонимание религиоведческой терминологии или попытка её трактовки, исходя из личных ощущений или же личного религиозного опыта, могут быть оценены преподавателем неудовлетворительной оценкой. 3. Ознакомится с программой дисциплины (предварительно взяв её в библиотеке) и усвоить требования к работе на лекциях и семинарах, а также к подготовке и ответу на зачёте/экзамене. 4. Подготовить сообщение хотя бы по одной теме для семинарского занятия. Студент, не выступавший ни на одном семинарском занятии, к зачёту/экзамену НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. В случае пропуска (по любой причине) своего выступления на семинаре, либо в случае отсутствия выступления на семинаре студент обязан принести текст сообщения, выполненного в письменном виде и оформленного по следующей форме: титульный лист, 5-7 листов доклада, включая иллюстрации, список использованных источников (не менее трёх). Студент должен знать содержание принесённого текста и использованных в нём терминов, а также уметь ответить на заданные вопросы по докладу. Текст «скаченный» из Интернета без личного переосмысления и правки считается НЕСДАННЫМ. 5. Подготовить дополнительно к общему списку вопросов для зачёта/экзамена «любимый вопрос», который предполагает более основательную проработку, нежели подготовка вопросов из общего списка. Опыт показывает, что часто общая подготовка по дисциплине оставляет желать лучшего, и студент не в состоянии быстро и правильно ориентироваться в вопросах билета. Здесь-то, особенно в случае спорной оценки, на помощь и приходит «любимый вопрос», по которому преподаватель задает ряд вопросов, чтобы проверить глубину знаний студента. Для подготовки «любимого вопроса» мало конспекта лекций и учебника. Необходимо использовать дополнительную литературу – специальные исследования, монографии или статьи. «Любимый вопрос» может быть сформулирован самостоятельно, взят из общего списка вопросов либо может рассматривать один из общих вопросов более узко, при этом общий вопрос знать обязательно (странно рассуждать об иконостасе, не понимая, что такое храм и не зная, что такое православие). Более точную формулировку «любимого вопроса» и источников для его подготовки стоит обсудить с преподавателем лично, желательно до середины семестра, чтобы начать его проработку заблаговременно. Структуру ответа см. в разделе 3.5.3. «Рекомендации для подготовки к ответу на зачёте/экзамене по религиоведению».
↓ Стр. 18. К теме 1. Основные понятия религиоведения Первая тема «Основные понятия религиоведения» раскрывает перед студентами основное содержание дисциплины «Религиоведение» и его основные понятия. Студенту необходимо понять, что религиоведение является комплексной наукой, не сводящейся только к «рассказам про религии», но изучающей сущностные особенности религии, её структуру, типы и функции на примере сравнения различных религиозных явлений. Неразличение предмета исследования религиоведения как философской дисциплины и предметов других наук, составной частью объекта которых также выступает религия, может привести к неверному пониманию студентом сущности религиоведения как истории религии либо аналога культурологии, этнографии и пр. Важно понять, что основным принципом сравнительного религиоведения является принцип религиозной и идеологической нейтральности. В первой теме рассматривается сущность религии через понятие сверхъестественного, её функции и соотношение религии с другими религиозными явлениями, такими как культ, ритуал, мифология, магия, мистика, эзотерика, вера, богословие. Особое внимание необходимо обратить на различные подходы к определению понятия «религия», для чего студентам обычно даётся задание ко второму занятию найти и выписать не мене трёх определений религии. При этом, исходя из принципов плюралистичности и антидогматичности, студент обязан осознавать наличие разнообразных подходов к определению религии. Если студент не усвоит сущностные и функциональные особенности религии, то дальнейшие рассуждения о разнообразных религиозных феноменах будут происходить лишь на уровне начальной школы, но не вуза.
Основные понятия темы 1: религиове́ дение, ве́ ра, религио́ зная ве́ ра, религио́ зный о́ пыт, сверхъесте́ ственное, дух/ду́ хи, душа́, бо́ ги, рели́ гия, фу́ нкции рели́ гии.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение религиоведения как науки. 2. Каковы особенности религии как предмета и объекта познания? 3. В чём специфика веры? 4. Какова связь веры и религиозного опыта? 5. Что такое «сверхъестественное» и каково его место в религиозной вере? 6. Каково общее определение религии? 7. Приведите различные примеры определений религии? 8. Какова роль религии в обществе?
Примеры сложных вопросов: 1. Объясните, почему религиоведение как наука появляется в мире лишь в конце 19 в., а в России – в 1990-х гг.? 2. В каких случаях сверхъестественное является, а в каких – не является основой религиозной веры? Ответ обоснуйте примерами. ↓ Стр. 19. 3. Почему некоторые определения религии могут исключать какие-либо из обязательных её компонентов?
|