Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание кредитной организации
Учредителями кредитной организации могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством, т.е. финансово самостоятельные юридические и дееспособные физические лица. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течении первых трех лет со дня его регистрации. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимает Банк России. Он же ведет книгу государственной регистрации кредитных организаций. За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных, предусмотренных федеральными законами, сведений осуществляется уполномоченными регистрирующими органами (налоговыми органами) на основании решения Банка России. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном законодательством и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции только с момента получения лицензии. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета. Выделяют следующие этапы создания кредитной организации: I. Предварительный этап. Он предназначен для согласования с Банком России названия будущей кредитной организации. Предусматриваются следующие действия: 1) до подписания учредительного договора (договора о создании) учредители кредитной организации направляют в Центральный банк Российской Федерации запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации; 2) Банк России в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации и в адрес территориального учреждения Банка России по предполагаемому месту нахождения кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации. II. Этап подготовки и подписания учредительных документов. На этой стадии происходит подписание учредительного договора и (или) устава. Кредитная организация должна иметь учредительные документы, предусмотренные гражданским законодательством для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. Для акционерных обществ — это устав, для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью — учредительный договор и устав. Требования и примерные формы уставных документов кредитных организаций различных форм собственности разрабатываются и рекомендуются Банком России. Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Устав кредитной организации должен содержать: 1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные настоящим федеральным законом; 2) указание на организационно-правовую форму; 3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений; 4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок; 5) сведения о размере уставного капитала; 6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях; 7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы. Основные действия на данном этапе заключаются в том, что учредители (участники) разрабатывают и подписывают учредительный договор (договор о создании кредитной организации), разрабатывают и подписывают проект устава. III. Государственная регистрация. Не позднее чем через один месяц после подписания учредительного договора учредители направляют в территориальное учреждение ЦБ РФ по предполагаемому местонахождению кредитной организации следующие документы: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией); 2) учредительный договор и устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия) (для кредитных организаций, создаваемых в организационно-правовой форме акционерного общества, — только устав); 3) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решение об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Бизнес-план является документом на ближайшие два календарных года, содержащим предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели) и ожидаемые результаты деятельности, и позволяющим Банку России оценить: а) способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков; б) способность кредитной организации к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации; в) адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам. Банк России или его территориальное учреждение вправе отказать учредителю вновь создаваемой кредитной организации в государственной регистрации, а также действующей кредитной организации в расширении ее деятельности, изменении вида, реорганизации только в случае установления: • недостоверной, неполной или противоречивой информации в представленном бизнес-плане; • несоответствия содержания бизнес-плана целям его представления в Банк России. Бизнес-план кредитной организации должен отражать следующую информацию: • общая информация о кредитной организации; • цели, задачи, рыночная политика кредитной организации; • система управления кредитной организации; • учредители (участники) кредитной организации и группы лиц; • обеспечение деятельности кредитной организации; • иные существенные показатели, которые, по мнению кредитной организации, необходимы для раскрытия основных целей бизнес-плана. Кроме того, бизнес-план кредитной организации должен соответствовать следующим требованиям по его оформлению и составу приложений: • сведения об утверждении бизнес-плана (дата и номер соответствующего протокола собрания учредителей (участников), утвердившего бизнес-план, приводятся на титульном листе бизнес-плана); • общая информация о кредитной организации приводится на первом (следующим за титульным) листе бизнес-плана; • расчетный баланс с расшифровкой отдельных его статей; • план доходов, расходов и прибыли с расшифровкой отдельных его статей; • прогноз выполнения отдельных обязательных нормативов; • прогноз выполнения обязательных резервных требований; • допущения, принятые в бизнес-плане. Список документов для государственной регистрации продолжают: 4) Документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора. 5) Копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждение налоговыми органами выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. 6. Документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации. Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций устанавливается Банком России в соответствии с требованиями Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В настоящее время размер минимального уставного капитала для вновь создаваемого коммерческого банка составляет не менее 5 млн. евро (в рублевом эквиваленте). Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей. Виды вкладов в уставный капитал кредитной организации: • денежные средства в валюте Российской Федерации; • материальные активы (например, здание (помещение), в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации. При наличии разрешения Совета директоров Банка России участники (акционеры) кредитной организации вправе производить оплату уставного капитала создаваемой кредитной организации и увеличение уставного капитала действующей кредитной организации иными принадлежащими им активами, не являющимися денежными средствами или банковским зданием (помещением). Предельный размер и состав таких активов определяются Советом директоров Банка России. Предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала создаваемой кредитной организации не должен превышать 20%. В случае внесения в уставный капитал кредитной организации материальных активов должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей (участников) на их внесение в уставный капитал кредитной организации. Вклад в уставный капитал не может быть в виде: • имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами; • средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; • свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; • привлеченных денежных средств. К документам, представляемым при государственной регистрации, прилагаются анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения: а) о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; б) о наличии (отсутствии) у них судимости. Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России не может превышать четырех месяцев с даты их поступления. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций) положительное заключение с приложением документов, представленных учредителями кредитной организации. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации. Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации: • ставит на титульном листе каждого из представленных учредительных документов кредитной организации оттиск штампа с указанием даты государственной регистрации кредитной организации и государственного регистрационного номера; • вносит сведения о государственной регистрации кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций; • направляет с почтовым подтверждением учредителям (уполномоченному лицу) кредитной организации оригинал свидетельства уполномоченного регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации; • направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, по два экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации по форме, установленной Банком России, и ее учредительных документов. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». Территориальное учреждение Банка России: • направляет учредителям уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для выполнения требования Федерального закона «О банках и банковской деятельности», об оплате 100% уставного капитала в месячный срок с момента получения уведомления; • вносит сведения о регистрации новой кредитной организации в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории; • выдает один экземпляр анкет кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации с отметкой о согласовании, свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и по одному экземпляру ее учредительных документов председателю совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации, письменно подтверждающему получение указанных документов. В течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации учредители (участники) кредитной организации должны оплатить 100% ее уставного капитала, указанного в уставе. Документы кредитной организации, подтверждающие оплату 100% уставного капитала, хранятся в территориальном учреждении Банка России, осуществляющем надзор за деятельностью кредитной организации. На основании полученных от кредитной организации, созданной в форме акционерного общества, IV. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности. Право на осуществление банковской деятельности у вновь созданной кредитной организации возникнет только после получения лицензии на право осуществления банковских операций. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Выделяют следующие виды лицензий, выдаваемых кредитным организациям: Лицензия первого типа - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц). Лицензия второго типа - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц). При наличии такой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом иностранных банков. Телеграммой ЦБР от 5 января 1997 г. № 1-97 сообщено, что для получения лицензии, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, устанавливается минимальный размер собственных средств (капитала) для банков - 34, 5 миллиарда рублей, для небанковских кредитных организаций - 8, 5 миллиарда рублей Лицензия третьего типа - лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Она выдаётся по согласованию с Минфином РФ и может быть выдана на этом этапе только одновременно с лицензией второго типа. В дальнейшем банк вправе расширить круг операций путём получения дополнительных лицензий: Лицензия второго типа (если до этого была только лицензия первого типа); Лицензия третьего типа (если до этого банк не получил её, но она выдаётся только при наличии лицензии второго типа); Лицензия четвёртого типа – лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Она может быть выдана только, если с даты регистрации банка прошло не менее 2 лет. Лицензия пятого типа - лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Она также может быть выдана, если с даты регистрации банка прошло не менее 2 лет; выдаётся только при наличии или одновременно с лицензией второго типа. Лицензия шестого типа – генеральная лицензия. Она может быть выдана банку, с даты его регистрации которого прошло не менее 2 лет при наличии лицензий на осуществление всех банковских операций в рублях и иностранной валюте (кроме лицензии третьего типа, её наличие не является обязательным условием получения генеральной лицензии). Генеральная лицензия не расширяет круга банковских операций, но она даёт право создавать филиалы за границей и приобретать доли в УК иностранных банков. Для получения генеральной лицензии необходимо, чтобы кредитная организация обладала собственными средствами в размере, эквивалентному 5 млн. евро. При рассмотрении вопроса о выдаче генеральной лицензии в банке проводится комплексная инспекционная проверка. Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии: 1. Несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям понимаются: • отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением; • наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики; • совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в облас-ти торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; • наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ; • предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; • несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России; • наличие иных оснований, установленных федеральными законами. 2. Неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. 3. Несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России. 4. Несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики. Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный Срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд. Никакие другие основания, кроме перечисленных, установленных Законом, не могут служить поводом для отказа в регистрации и выдаче лицензии кредитной организации.
|