Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание кредитной организации






Учредителями кредитной организации могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством, т.е. финансово самостоятельные юридические и дееспособные физические лица. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течении первых трех лет со дня его регистрации.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимает Банк России. Он же ведет книгу государственной регистрации кредитных организаций.

За государственную регистрацию кредит­ных организаций взимается государственная пошлина. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о созда­нии, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных, предусмотренных федеральными законами, сведений осуществ­ляется уполномоченными регистрирующими органами (налоговыми органами) на основании решения Банка России.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной ор­ганизации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном законодательством и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация име­ет право осуществлять банковские операции только с момента получе­ния лицензии. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Выделяют следующие этапы создания кредитной организации:

I. Предварительный этап.

Он предназначен для согласования с Банком России названия будущей кредитной организации. Предусматриваются следующие действия:

1) до подписания учредительного договора (договора о созда­нии) учредители кредитной организации направляют в Центральный банк Российской Федерации запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации;

2) Банк России в течение трех рабочих дней после получения за­проса направляет в адрес учредителей кредитной организации и в ад­рес территориального учреждения Банка России по предполагаемому месту нахождения кредитной организации телеграмму, подтверждаю­щую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации.

II. Этап подготовки и подписания учредительных документов.

На этой стадии происходит подписание учредительного догово­ра и (или) устава.

Кредитная организация должна иметь учредительные докумен­ты, предусмотренные гражданским законодательством для юридиче­ского лица соответствующей организационно-правовой формы.

Для акционерных обществ — это устав, для обществ с ограни­ченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственно­стью — учредительный договор и устав. Требования и примерные формы уставных документов кредитных организаций различных форм собственности разрабатываются и рекомендуются Банком России.

Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы.

Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные настоящим федеральным законом;

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполни­тельных органов и органов внутреннего контроля, о порядке их обра­зования и об их полномочиях;

7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Основные действия на данном этапе заключаются в том, что уч­редители (участники) разрабатывают и подписывают учредительный договор (договор о создании кредитной организации), разрабатывают и подписывают проект устава.

III. Государственная регистрация.

Не позднее чем через один месяц после подписания учредитель­ного договора учредители направляют в территориальное учреждение ЦБ РФ по предполагаемому местонахождению кредитной организации следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банков­ских операций (в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредит­ной организацией);

2) учредительный договор и устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия) (для кредитных организаций, создаваемых в орга­низационно-правовой форме акционерного общества, — только устав);

3) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участни­ков) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решение об утверждении устава кредитной организа­ции, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кре­дитной организации и главного бухгалтера кредитной организации.

Бизнес-план является документом на ближайшие два календар­ных года, содержащим предполагаемую программу действий кредит­ной организации, включая параметры (показатели) и ожидаемые ре­зультаты деятельности, и позволяющим Банку России оценить:

а) способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обя­зательные резервные требования, соблюдать требования законодатель­ства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;

б) способность кредитной организации к долговременному су­ществованию как прибыльной коммерческой организации;

в) адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам.

Банк России или его территориальное учреждение вправе отка­зать учредителю вновь создаваемой кредитной организации в государ­ственной регистрации, а также действующей кредитной организации в расширении ее деятельности, изменении вида, реорганизации только в случае установления:

• недостоверной, неполной или противоречивой информации в представленном бизнес-плане;

• несоответствия содержания бизнес-плана целям его представ­ления в Банк России.

Бизнес-план кредитной организации должен отражать следую­щую информацию:

• общая информация о кредитной организации;

• цели, задачи, рыночная политика кредитной организации;

• система управления кредитной организации;

• учредители (участники) кредитной организации и группы лиц;

• обеспечение деятельности кредитной организации;

• иные существенные показатели, которые, по мнению кредитной организации, необходимы для раскрытия основных целей бизнес-плана.

Кроме того, бизнес-план кредитной организации должен соот­ветствовать следующим требованиям по его оформлению и составу приложений:

• сведения об утверждении бизнес-плана (дата и номер соответ­ствующего протокола собрания учредителей (участников), утвердив­шего бизнес-план, приводятся на титульном листе бизнес-плана);

• общая информация о кредитной организации приводится на первом (следующим за титульным) листе бизнес-плана;

• расчетный баланс с расшифровкой отдельных его статей;

• план доходов, расходов и прибыли с расшифровкой отдельных его статей;

• прогноз выполнения отдельных обязательных нормативов;

• прогноз выполнения обязательных резервных требований;

• допущения, принятые в бизнес-плане.

Список документов для государственной регистрации продол­жают:

4) Документы об уплате государственной пошлины и лицензи­онного сбора.

5) Копии документов о государственной регистрации учредите­лей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждение налоговыми органами выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств пе­ред федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Феде­рации и местными бюджетами за последние три года.

6. Документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации составляется из ве­личины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных органи­заций устанавливается Банком России в соответствии с требованиями Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В на­стоящее время размер минимального уставного капитала для вновь создаваемого коммерческого банка составляет не менее 5 млн. евро (в рублевом эквиваленте).

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации. Устав­ный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Виды вкладов в уставный капитал кредитной организации:

• денежные средства в валюте Российской Федерации;

• материальные активы (например, здание (помещение), в кото­ром располагается кредитная организация, за исключением незавер­шенного строительства).

Материальные активы должны быть оценены и отражены в ба­лансе кредитной организации в валюте Российской Федерации. При наличии разрешения Совета директоров Банка России участники (ак­ционеры) кредитной организации вправе производить оплату уставно­го капитала создаваемой кредитной организации и увеличение устав­ного капитала действующей кредитной организации иными принадле­жащими им активами, не являющимися денежными средствами или банковским зданием (помещением). Предельный размер и состав та­ких активов определяются Советом директоров Банка России.

Предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала создаваемой кредитной организации не должен превышать 20%. В случае внесения в уставный капитал кредитной организации материальных активов должны быть представлены документы, под­тверждающие право учредителей (участников) на их внесение в устав­ный капитал кредитной организации.

Вклад в уставный капитал не может быть в виде:

• имущества, если право распоряжения им ограничено в соот­ветствии с федеральным законодательством или заключенными ранее договорами;

• средств федерального бюджета и государственных внебюд­жетных фондов;

• свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

• привлеченных денежных средств.

К документам, представляемым при государственной регистра­ции, прилагаются анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руково­дителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указан­ные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и долж­ны содержать сведения:

а) о наличии у этих лиц высшего юридического или экономиче­ского образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделени­ем кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального обра­зования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

б) о наличии (отсутствии) у них судимости.

Срок рассмотрения документов в территориальном учрежде­нии Банка России не может превышать четырех месяцев с даты их поступления.

При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент лицензирования и фи­нансового оздоровления кредитных организаций) положительное за­ключение с приложением документов, представленных учредителями кредитной организации. Банк России рассматривает полученные доку­менты и принимает решение о возможности государственной регист­рации кредитной организации.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредит­ной организации:

• ставит на титульном листе каждого из представленных уч­редительных документов кредитной организации оттиск штампа с ука­занием даты государственной регистрации кредитной организации и государственного регистрационного номера;

• вносит сведения о государственной регистрации кредитной ор­ганизации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

• направляет с почтовым подтверждением учредителям (упол­номоченному лицу) кредитной организации оригинал свидетельства уполномоченного регистрирующего органа о внесении в Единый госу­дарственный реестр юридических лиц записи о кредитной организа­ции;

• направляет в территориальное учреждение Банка России, осу­ществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, по два экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации по форме, установленной Банком России, и ее учреди­тельных документов.

Сообщение о государственной регистрации кредитной организа­ции публикуется в «Вестнике Банка России». Территориальное учреж­дение Банка России:

• направляет учредителям уведомление о государственной ре­гистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспон­дентского счета, открываемого для выполнения требования Федераль­ного закона «О банках и банковской деятельности», об оплате 100% уставного капитала в месячный срок с момента получения уведомле­ния;

• вносит сведения о регистрации новой кредитной организации в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;

• выдает один экземпляр анкет кандидатов на должности руко­водителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации с отметкой о согласова­нии, свидетельства о государственной регистрации кредитной органи­зации и по одному экземпляру ее учредительных документов предсе­дателю совета директоров или другому уполномоченному лицу кре­дитной организации, письменно подтверждающему получение указан­ных документов.

В течение одного месяца после получения уведомления о госу­дарственной регистрации кредитной организации учредители (участ­ники) кредитной организации должны оплатить 100% ее уставного капитала, указанного в уставе. Документы кредитной организации, подтверждающие оплату 100% уставного капитала, хранятся в терри­ториальном учреждении Банка России, осуществляющем надзор за деятельностью кредитной организации.

На основании полученных от кредитной организации, созданной в форме акционерного общества,

IV. Получение лицензии на осуществление банковской деятель­ности.

Право на осуществление банковской деятельности у вновь соз­данной кредитной организации возникнет только после получения ли­цензии на право осуществления банковских операций. Лицензии, выда­ваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Лицензия на осуществление банков­ских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в феде­ральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по ис­ку прокурора соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка Рос­сии. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвида­ции юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, не­сут в установленном законом порядке гражданско-правовую, админи­стративную или уголовную ответственность.

Выделяют следующие виды лицензий, выдаваемых кредитным организациям:

Лицензия первого типа - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц).

Лицензия второго типа - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц).

При наличии такой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом иностранных банков.

Телеграммой ЦБР от 5 января 1997 г. № 1-97 сообщено, что для получения лицензии, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, устанавливается минимальный размер собственных средств (капитала) для банков - 34, 5 миллиарда рублей, для небанковских кредитных организаций - 8, 5 миллиарда рублей

Лицензия третьего типа - лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Она выдаётся по согласованию с Минфином РФ и может быть выдана на этом этапе только одновременно с лицензией второго типа.

В дальнейшем банк вправе расширить круг операций путём получения дополнительных лицензий:

Лицензия второго типа (если до этого была только лицензия первого типа);

Лицензия третьего типа (если до этого банк не получил её, но она выдаётся только при наличии лицензии второго типа);

Лицензия четвёртого типа – лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях.

Она может быть выдана только, если с даты регистрации банка прошло не менее 2 лет.

Лицензия пятого типа - лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

Она также может быть выдана, если с даты регистрации банка прошло не менее 2 лет; выдаётся только при наличии или одновременно с лицензией второго типа.

Лицензия шестого типа – генеральная лицензия.

Она может быть выдана банку, с даты его регистрации которого прошло не менее 2 лет при наличии лицензий на осуществление всех банковских операций в рублях и иностранной валюте (кроме лицензии третьего типа, её наличие не является обязательным условием получения генеральной лицензии). Генеральная лицензия не расширяет круга банковских операций, но она даёт право создавать филиалы за границей и приобретать доли в УК иностранных банков. Для получения генеральной лицензии необходимо, чтобы кредитная организация обладала собственными средствами в размере, эквивалентному 5 млн. евро. При рассмотрении вопроса о выдаче генеральной лицензии в банке проводится комплексная инспекционная проверка.

Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии:

1. Несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности ру­ководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, ус­тановленным федеральными законами и принимаемыми в соответст­вии с ними нормативными актами Банка России. Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалифика­ционным требованиям понимаются:

• отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кре­дитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;

• наличие судимости за совершение преступлений в сфере эко­номики;

• совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в облас-ти торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях;

• наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового до­говора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, пре­дусмотренных Трудовым кодексом РФ;

• предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организа­ции, требования о замене его в качестве руководителя кредитной органи­зации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• несоответствие деловой репутации указанных кандидатов тре­бованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

• наличие иных оснований, установленных федеральными зако­нами.

2. Неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств пе­ред федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Феде­рации и местными бюджетами за последние три года.

3. Несоответствие документов, поданных в Банк России для го­сударственной регистрации кредитной организации и получения ли­цензии на осуществление банковских операций, требованиям феде­ральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.

4. Несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификацион­ным требованиям, установленным федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере эконо­мики.

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских опера­ций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ в государственной регист­рации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный Срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитраж­ный суд.

Никакие другие основания, кроме перечисленных, установлен­ных Законом, не могут служить поводом для отказа в регистрации и выдаче лицензии кредитной организации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал