Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление и развитие банковского дела в России
Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (XII-XVвb.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д. До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые — промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи. После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды. Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка (Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный), 10 акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернскиеи особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости. Развитие кредитной кооперации в России было тесно связанос появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. действовало 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская. В1917 г. в результате национализации акционерные капиталы частных банков были конфискованы и стали государственной собственностью, образовалась государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, запрещены операции с ценнымибумагами. Не была национализирована только кредитная кооперация.Исключение составил обслуживающий ее Московский Народный(кооперативный) банк, который был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР. До Октябрьской революции кредитная система России складывалась из четырех уровней: центральный банк, система коммерческих и земельных банков, страховые компании, ряд специализированных институтов. В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежат государству); слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк; сосредоточение в банках всего денежного оборота страны. Впериод нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынкапроизошло частичное возрождение разрушенной в годыреволюции и Гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанкав качестве центрального банка; довольно разветвленная сеть акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, а также обществами взаимного кредита, сберегательными кассами. В 1930-е гг. произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система «подгонялась» под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы. Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и прежде всего у министра финансов. Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки банковской системы была вынесена система страхования. Такие преобразования стали следствием ликвидации рыночных отношений в широком смысле слова и перехода на административную систему управления. Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были: - отсутствие вексельного обращения; - выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета; - списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве; - операции по перекредитованию всех сфер хозяйства; - потеря банковской специализации; - монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита; - низкий уровень процентных ставок; - слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики; - неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег. Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками. Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов: - банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности — государственной; - монополизм сохранился, увеличилось лишь число монополистов; - реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов; - не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками; - продолжалось вертикальное распределение кредитных ресурсов между клиентами; - банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность; - не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; - увеличились издержки на содержание банковского аппарата; - возникла «банковская война» за разделение текущих и судных счетов; - реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений — важных кредитных источников.
Рис. 7. Организационная структура кредитной системы в послереволюционной России Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран. Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Формирование такого рынка означало замену административно-командных отношений, гибкими экономическими методами перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения. Банки становились опорными пунктами развития и регулирования рыночных отношений в России. В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил таким образом необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой, был создан Центральный банк Российской Федерации. За минувшие 20 лет банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов.
|