Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие банковского дела в России






Корни российских банков уходят в эпоху Великого Нов­города (XII-XVвb.). Уже в то время осуществлялись банков­ские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирма­ми. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые — промышленность и торговлю. Процветало ростов­щичество, функционировали фондовые биржи.

После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, город­ские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кре­дитование средней и мелкой торгово-промышленной бур­жуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка (Крестьянский позе­мельный и Дворянский поземельный), 10 акционерных зе­мельных банков, 36 губернских и городских кредитных об­ществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернскиеи особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.

Развитие кредитной кооперации в России было тесно связанос появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. действовало 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская.

В1917 г. в результате национализации акционерные капиталы частных банков были конфискованы и стали государственной собственностью, образовалась государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, запрещены операции с ценнымибумагами.

Не была национализирована только кредитная кооперация.Исключение составил обслуживающий ее Московский Народный(кооперативный) банк, который был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.

До Октябрьской революции кредитная система России складывалась из четырех уровней: центральный банк, система коммерческих и земельных банков, страховые компа­нии, ряд специализированных институтов. В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежат государству); слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк; сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.

Впериод нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынкапроизошло частичное возрождение разрушенной в годыреволюции и Гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанкав качестве центрального банка; довольно разветвленная сеть акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной коопера­ции, а также обществами взаимного кредита, сберегатель­ными кассами.

В 1930-е гг. произошла реорганизация кредитной систе­мы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внеш­ней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народ­ного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразив­шуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система «подгонялась» под по­литические амбициозные установки, лишенные в ряде слу­чаев экономической основы.

Результатом подобной реорганизации стало выхолащи­вание самого понятия кредитной системы (оно было заме­нено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в команд­но-административную модель управления, находилась в пол­ном политическом и административном подчинении у пра­вительства и прежде всего у министра финансов.

Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки банковской системы была вынесена система страхования. Такие преобразования ста­ли следствием ликвидации рыночных отношений в широ­ком смысле слова и перехода на административную систему управления.

Основными недостатками банковской системы, суще­ствовавшей до реформы 1987 г., были:

- отсутствие вексельного обращения;

- выполнение банками, по существу, роли второго гос­бюджета;

- списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

- операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

- потеря банковской специализации;

- монополизм, обусловленный отсутствием у предприя­тий альтернативных источников кредита;

- низкий уровень процентных ставок;

- слабый контроль банков (на базе кредита) за деятель­ностью в различных сферах экономики;

- неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила преж­ний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В но­вую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жил­соцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

- банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности — государственной;

- монополизм сохранился, увеличилось лишь число мо­нополистов;

- реформа проводилась в отсутствие новых экономиче­ских механизмов;

- не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

- продолжалось вертикальное распределение кредитных ресурсов между клиентами;

- банки по-прежнему субсидировали предприятия и от­расли, скрывая низкую ликвидность;

- не были созданы денежный рынок и торговля кредит­ными ресурсами;

- увеличились издержки на содержание банковского ап­парата;

- возникла «банковская война» за разделение текущих и судных счетов;

- реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений — важных кредитных источников.

 

Рис. 7. Организационная структура кредитной системы в послереволюционной России

Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

Объективно был необходим второй этап банковской рефор­мы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Формирование такого рынка означало замену административно-командных отношений, гиб­кими экономическими методами перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения.

Банки становились опорными пунктами развития и ре­гулирования рыночных отношений в России.

В целях создания системы денежно-кредитного регули­рования, адекватной складывающимся рыночным отноше­ниям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил таким образом необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суве­ренитета на базе Госбанка на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой, был создан Цен­тральный банк Российской Федерации.

За минувшие 20 лет банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал