Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высказывается следующая оценка состояния России до начала её модернизации Петром I.
«Россия XVII в. была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в экономической и культурной жизни страны, и только гением Петра она смогла начать подтягиваться до уровня развитых стран западной Европы»
1) в подтверждение, например - экономика страны была в основном сельскохозяйственная, основанная на труде крепостных крестьян; - в производстве товаров господствовало ремесленное производство; - мировоззрение большинства населения было пронизано религиозными догмами и основывалось на средневековых традициях; - образование основной части населения было преимущественно религиозного характера; - быт основной части населения носил архаичный характер; - светская культура и наука практически не развивались 2) в опровержение, например - в экономической жизни страны активно проявлялись, новые, более прогрессивные черты: формировалась экономическая специализация районов страны на производстве отдельных видов продукции, развивался внутренний товарообмен и внешняя торговля, шло становление ярмарочных центров торговли, активно развивался Всероссийский рынок; - XVII в. ознаменовался появлением в России мануфактур в металлургии качестве крупного производства, основанного на разделении труда и ручном изготовлении продукции; - в русской культуре XVII в. начинает развиваться процесс её обмирщения, охвативший литературу, живопись, архитектуру; - активизировался процесс выпуска печатной продукции; - в конце XVII в. в России появляется первое высшее учебное заведение: Славяно-греко-латинская академия (1687); - появляются новые виды художественного творчества европейского типа, в частности театр
8. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества -подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
1) в подтверждение, например: - Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала; - под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность; - через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;
2) в опровержение, например: - в результате постоянных набегов разорялись русские земли; - русские земли были обложены тяжёлой данью; - зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.
9. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».
1) в подтверждение, например: - была прекращена феодальная усобица; - окончательно подавлено боярское сопротивление; - подавлены сепаратистские настроения в Новгороде. 2) в опровержение, например: - был нанес сильнейший удар по экономике, который в дальнейшем привел к кризису; - Русское государство подверглось нападениям крымских татар; в ходе Ливонской войны Россия начинает терпеть поражения
10. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII в. можно считать прогрессом в развитии средневековой Руси, её расцветом».
1) в подтверждение, например: - рост городов. по сравнению с Древнерусским государством; - успехи в развитии ремесла, торговли и образования. 2) в опровержение, например: - феодальные усобицы замедляли развитие; - резко упала обороноспособность Руси
11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы». 1) в подтверждение, например: - в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. — 80; в Амстердам — сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада; - московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией); - до 1710-х гг. Россия не смогла освоить производство современного вооружения, которым владели страны Запада (оружие покупали за границей). Это свидетельствует об отсутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование производственных технологий; 2) в опровержение, например: - крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран; - началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому образцу; - в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы; - происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые – светские – сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры. 12. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Древнерусское общество XI–XII вв. нельзя считать феодальным, феодальные отношения в нём практически не были развиты».
1) в подтверждение, например: – подавляющая часть населения представляла собой свободных крестьян, не находившихся в зависимости от частных лиц; в XII в. им продолжала принадлежать и большая часть земли; – на Руси практически отсутствовало правовое закрепление вассально-ленных отношений, характерное для Западной Европы; – большое значение сохраняли пережитки родо-племенного строя (взгляд на государство как на родовое владение Рюриковичей, родовые порядки в общине, большая роль племенной знати, вече). 2) в опровержение, например: – существование вотчин, формирование княжеских доменов свидетельствовало о развитии феодального землевладения; – отношения великого князя и удельных, князей и бояр носили характер вассально-ленных отношений, отношений сюзерена и вассалов (обязанность военной помощи или службы); – произошло расслоение общества, появилось зависимое население (рядовичи, закупы и др.). 13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Отставание в развитии русских земель от западных стран было прежде всего вызвано длительным ордынским владычеством».
1) в подтверждение, например:
– серьезно пострадали города
должны были выплачивать дань;
– 240 лет продолжалось;
2) в опровержение, например:
– феодальная раздробленность и междоусобицы навредили больше чем ордынское иго;
– оказались в стороне от мировых торговых путей;
– монархическое правление сковывало инициативу и предприимчивость.
14. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Поражение России в Первой мировой войне было прежде всего вызвано недостатками и пороками существовавшего в ней политического режима».
1) в подтверждение, например:
– во время войны выявились серьёзные недостатки в подготовке
армии, за что несёт ответственность царский режим (так, назначенный царём и пользующийся его покровительством военный министр Сухомлинов мало сделал для подготовки к войне тяжёлой артиллерии; командные должности занимали генералы, приверженные устаревшей военной тактике);
– неготовность к войне экономики России была связана с тормозящей её развитие политикой самодержавия, направленной на сохранение прежней социальной системы (трата больших средств на поддержание помещичьих хозяйств);
– неспособность государственного аппарата решить проблемы, вставшие во время войны перед страной, была связана с отсутствием общественного контроля, нежеланием императора предоставить Государственной Думе контроль за исполнительной властью;
– некоторые действия царя подрывали авторитет самодержавной власти и препятствовали единению нации перед лицом царя («распутинщина» и связанная с ней «министерская чехарда»);
– принятие императором верховного главнокомандования, невозможное при ином режиме, ухудшило управляемость как войсками, так и тылом (император был вынужден одновременно управлять и армией, и тылом, что было нереально);
2) в опровержение, например:
– неспособность экономики России удовлетворить нужды фронта была вызвана не ошибками режима, а её отставанием от западных экономик, определённым независимыми от режима факторами исторического развития (например, затормозившим на столетия развитие русских земель ордынским владычеством, отсутствием
удобных морских коммуникаций и т. п.);
– поражение России было вызвано стремлением революционных сил и либеральной оппозиции воспользоваться войной для свержения существовавшего режима: игнорировалась демонстрируемая властью готовность к компромиссам, преувеличивались пороки режима (например, преувеличено было влияние Распутина для
дискредитации царского режима);
– России, выполнявшей свой союзнический долг, пришлось нести основное бремя войны, сражаясь на три фронта: против Германии, Австро-Венгрии и Турции, союзники же мало помогали ей (например, во время Брусиловского прорыва не было организовано соответствующего наступления на западном фронте).
15. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В результате судебной реформы Александра II в России была создана судебная система, соответствовавшая принципам демократического судопроизводства».
1) в подтверждение, например:
- новые судебные уставы предусматривали бессословность суда, равенство всех сословий перед законом;
- суд отделялся от администрации, гарантией независимости судей была их несменяемость;
- был введён институт присяжных заседателей, в котором могли участвовать представители всех сословий;
- была введена обязательная состязательность судебного процесса;
- при невозможности оплатить услуги адвоката обвиняемым суд назначал бесплатного защитника;
2) в опровержение, например:
- сохранялся особый волостной суд для крестьян, что было отступлением от бессословности суда;
- сохранялись военные суды для военных, что ставило их в особое положение;
- сохранилась особая подсудность дел высших должностных лиц (особый Верховный уголовный суд);
- сохранялись телесные наказания для крестьян, для штрафных нижних чинов, для ссыльных и каторжных;
- сохранилась система поощрений судей местной администрацией, которая представляла их к очередным чинам и орденам и т. п., что создавало условия для оказания давления на суд органов власти и управления.
16. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Вмешательство государства отрицательно сказывалось на развитии экономики России на рубеже XIX–XX вв.».
1) в подтверждение, например:
- отечественная промышленность зависела от казённых заказов и мало ориентировалась на рынок, что делало её функционирование менее эффективным;
- расходы государства на промышленность и железные дороги приводили к повышению налогов, что отрицательно сказывалось на уровне потребления и покупательной способности населения;
- в результате займов, к которым прибегало государство, росла внешняя задолженность России;
2) в опровержение, например:
- государство предоставляло промышленным предприятиям необходимые для развития кредиты;
- отечественная промышленность обеспечивалась казёнными заказами, что позволяло многим предприятиям стабильно функционировать независимо от рыночной конъюнктуры;
- государство обеспечивало быстрые темпы железнодорожного строительства;
- государство проводило протекционистскую политику, защищая отечественную промышленность от иностранной конкуренции;
- денежная реформа 1897 г. способствовала стабилизации финансовой системы;
- государство обеспечивало приток иностранных инвестиций, что положительно влияло на развитие промышленности.
17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«России следовало избежать военного конфликта с Турцией в 1877 г., так как война привела к негативным последствиям для России».
1) в подтверждение, например: – война привела к многочисленным жертвам и большим материальным затратам для России (погибли тысячи русских воинов и офицеров, упал курс рубля, возросла задолженность внутренняя и внешняя); – Россия была не готова к войне, не завершена была модернизация русской армии, что привело к неудачам и падению престижа русской армии (осада Плевны показала неспособность русского командования и проблемы с уровнем вооружения армии, это дало повод вновь заговорить о России как о " колоссе с глиняными ногами"); – хотя война закончилась победой России, но итоги войны были пересмотрены на Берлинском конгрессе, на котором Россия оказалась в состоянии международной изоляции (что подорвало международный авторитет России и авторитет правительства внутри страны); – освобождённые от турецкого ига балканские народы не пожелали в дальнейшем следовать в фарватере политики России (самостоятельные действия этих стран в период т. н. Балканских войн, конфликт с Болгарией, которая впоследствии дважды участвовала в войне против России). 2) в опровержение, например: – русское вмешательство спасло народы Балкан от развязанного турками геноцида (зверствами турок были возмущены не только в России, но и в Европе, слово " башибузуки" стало нарицательным); – отказ России помочь балканским народам мог привести к полному крушению международного авторитета России и потере надежд на решение Восточного вопроса (итоги войны позволили в дальнейшем России в ходе Первой мировой войны вновь поставить вопрос о проливах); – отказ правительства от войны мог спровоцировать политический кризис внутри страны с ещё более серьезными последствиями, чем кризис 1880–1881 гг. (в революционной и либеральной среде было сильное сочувствие к национально-освободительной борьбе балканских народов, отказ властей от войны спровоцировал бы рост критики правительства). Могут быть приведены другие аргументы. 18. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Внешняя политика Николая I не соответствовала национальным интересам России». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
1) в подтверждение, например:
– приверженность идеям Священного союза привела Россию к ситуации международной изоляции (набирающее влияние в Европе общественное мнение было настроено против России, которую называли " жандармом Европы", отказ Николая признавать результаты революций в Европе привел Россию к конфликту с рядом стран, в том числе с Францией);
– отказ Николая I поддержать греческую независимость повредил авторитету России на Блканах;
– помощь Австрийской империи в 1849 г. спасла от краха главного противника в решении Восточного вопроса (Австрия в будущей Крымской войне займет позицию недружественного нейтралитета
– будет угрожать вторжением и оттягивать на себя часть русских сил);
– самоуверенное стремление Николая I одним ударом разрешить Восточный вопрос привело к катастрофичной для
международного престижа России Крымской войне (ведение переговоров по проблеме " ключей от Святых мест" с подачи императора шло таким образом, что становилась очевидной заинтересованность России в войне, последствия которой Николай I не предвидел).
2) в опровержение, например:
– при Николае I был достигнут ряд впечатляющих успехов на Востоке (заключение Туркманчайского мира с Ираном, утвердившего господство России в Каспии и в Закавказье);
– борьба с революционным движением, которую вёл Николай I, способствовала сохранению стабильности на границах Российской империи.
Могут быть приведены другие аргументы. 19. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«К 1917 г. проигрыш России в Первой мировой войне стал очевиден».
1) в подтверждение, например: - в России наступал транспортный кризис, что осложняло доставку на фронт оружия и боеприпасов; - массовое дезертирство с фронта, «братание» с немцами свидетельствовали о разложении армии; - после «Великого отступления» 1915 г. были потеряны значительные территории в Прибалтике, Белоруссии и Украине; - было мало надежд на активизацию действий союзников, которые предпочитали решать свои задачи за счёт России (в период «Великого отступления» союзники не оказали значительной помощи России); - низкий авторитет царской власти и надвигающиеся революционные события не способствовали успешному завершению войны; 2) в опровержение, например: - к 1917 г. русская промышленность в целом решила проблему недостатка боеприпасов и вооружений; - силы противников России (особенно Австро-Венгрии после Брусиловского прорыва) были на исходе; - людские ресурсы России превосходили силы её противников; - природные ресурсы России превосходили ресурсы её противников; - к 1917 г. возросла надежда на вступление США в войну на стороне Антанты, что ослабило бы давление противников на Россию.
20. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Социалистическое соревнование в сфере производства в СССР способствовало прогрессивному развитию экономической и социальной сфер жизни общества».
1) в подтверждение, например: - передовики социалистического соревнования перевыполняли плановые нормы в десятки (а иногда и сотни) раз; - появилась возможность добиваться роста выпуска продукции без дополнительных материально-финансовых вложений; - пример передовиков оказывал положительное влияние на остальных трудящихся, способствуя увеличению производительности их труда; 2) в опровержение, например: - следствием погони за высокими количественными результатами стали снижение качества продукции, повышенный травматизм работников и аварии на производстве; - многократное перевыполнение плана на одном из участков производства нередко приводило к дезорганизации всего производственного цикла; «добавочная» продукция часто оказывалась, по существу, ненужной; - социалистическое соревнование приводило к увеличению норм выработки, продолжительности рабочего дня всех рабочих, существенной разнице в уровне жизни рабочих, это способствовало росту напряжённости в отношениях между передовиками и простыми тружениками, расколу рабочего класса.
|