Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аргументы в подтверждение ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
- реальную силу законы получали после утверждения их императором: - император, как и прежде, назначал и смещал министров: - министры были ответственны перед императором, а не перед Думой: - прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики: - 87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона: - важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения Думы:
в Основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Аргументы в опровержение:
при выборе первой точки зрения может быть сказано, что Государственная Дума осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных органов, например:
- в Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах» декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной Думой: - Введен государственный бюджет: - имела право делать запрос различным должностным лицам: - могла выступать с законодательной инициативой: - утверждала штаты и сметы различных ведомств: - утверждала отчет Государственного контроля: 12. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
1) в подтверждение, например: - реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли); - Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины; - при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд; - реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу; - переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе; - столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель; - в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация; - выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств; - реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности;
2) в опровержение, например: - выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов; - многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися; - реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися; - разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.
13. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Проводимая в период " оттепели" внешняя политика способствовала снижению напряжённости в международных отношениях, была отмечена позитивными результатами». 1. В подтверждение, например:
- на XX съезде КПСС была сформулирована концепция мирного сосуществования государств с различными общественными системами, говорилось о возможности предотвращения войны; - восстановление отношений с Югославией; - установление дипломатических отношений с рядом стран (ФРГ, Японией и др); - вывод войск из Австрии; - первый визит руководителя СССР в США (1959 г.); - подписание договора (СССР, США, Великобритания) о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (1963 г.).
2. В опровержение, например:
- политические кризисы в социалистических странах (Венгрия, Польша), вызванные неоднозначным отношением к решениям XX съезда КПСС, ввод войск в Венгрию; - обострение отношений с Китаем, начало пограничных инцидентов; - Берлинский кризис 1961 г., возведение Берлинской стены; - Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, с трудом преодолённый в результате компромисса СССР и США.
14. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР». Аргументы в подтверждение: 1) в марте 1991г на референдуме о сохранении СССР 77% участников проголосовали " ЗА"; 2) единство экономических связей между республиками давало возможности для сохранения СССР; 3) общая 70-летняя история также сплачивала большинство народов СССР между собой. Возможные аргументы в опровержение: 1) националистические устремления в ряде республик Прибалтики и Закавказья делали невозможным сохранение СССР (события в Вильнюсе. Киргизии, Азербайджане, Нагорном Карабахе. Грузии); 2) сепаратистские устремления политической элиты в республиках тоже содействовали распаду СССР; 3) глубокий экономический кризис также подводил Союз к распаду. 15. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».
Аргументы в подтверждение1) Так в литературе стали подниматься вопросы, непосредственно затрагивающие проблемы взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. Почти одновременно о праве писателя быть искренним заговорили О.Ф. Берггольц; К.Г. Паустовский Л.К. Чуковская И. Эренбург, давшее характеристику целой эпохе - " Оттепель". 2) В общественное сознание возвращались вычеркнутые из него ранее герои, политические и культурные деятели. 3) Оживление началось во всех сферах художественной культуры: в театре, кинематографе, живописи (театр " Современник", фильмы М.К. Калатозова, Г. Н. Чухрая, Г. Н. Данелия, В. М. Шукшина, М.И. Ромма, И.Е. Хейфица, работы Э. Неизвестного). 4) Значительный резонанс в среде интеллигенции произвела публикация в журнале " Новый Мир" повести мало кому тогда известного учителя из Рязани А. И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича".
Аргументы в опровержение: 1) Дело Пастернака; 2) разгром выставки в Манеже; 3) отстранение Твардовского от руководства журналом " Новый мир". 16. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».
аргументы в подтверждение: 1) страна была ввергнута при нем в череду войн и революций, которые привели к краху царского режима 2) не умел правильно подбирать людей для управления страной, в годы Первой мировой войны министры правительства с калейдоскопической быстротой сменяли друг друга, многие из них были некомпетентными; 3) был довольно нерешительным и непоследовательным - не довел до конца преобразования Столыпина. 4) Неудачная политика привела к кровавому воскресению и, соответственно, к первой русской революции и ко второй, соответственно; | 5) Бюрократия чиновников, которые не боялись царского наказания 6) Поражение в русско - японской войне. 7) Отказ от реформаторской деятельности в период, когда в стране развивалась промышленность, отказ от улучшения положения рабочих...
Аргументы в опровержение: 1) первым из правителей предложил ограничить вооружения, был инициатором созыва Гаагской мирной конференции, выступал за мирное разрешение конфликтов между странами; 2) ввел в стране демократические права и свободы, дал население избирательное право, разрешил деятельность политических партий; 3) ввел в стране законодательный и представительный орган власти Государственную Думу 4) отменил выкупные платежи. 17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества». 1) в подтверждение, например: 1. Состояние экономики - Стагнация экономики - Усиление товарного дефицита 2. Политика - Кадровый застой 3. Общество - Рост смертности и алкоголизация населения - Массовые беспорядки в СССР - Теракты и угоны. 2) в опровержение, например: - СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. - Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. - Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. - Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. - Развитие нефтегазового комплекса
18. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Период второй половины 1970-х - начала 1980-х гг. характеризовался нараставшим кризисом социально-экономической системы в СССР». 1) в подтверждение, например: 1. Состояние экономики - Стагнация экономики - Усиление товарного дефицита 2. Политика - Кадровый застой 3. Общество - Рост смертности и алкоголизация населения - Массовые беспорядки в СССР - Теракты и угоны. 2) в опровержение, например: - СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. - Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. - Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. - Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. - Развитие нефтегазового комплекса 19. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Российская империя имела в конце XIX — начале XX в. процветающую экономику и быстро нагоняла развитые европейские страны». в подтверждение, например: - для России в конце XIX - начале XX в. были характерны высокие темпы экономического развития; - Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства; - развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.); - быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяженности железнодорожная сеть в мире); - интенсивный процесс акционирования предприятий; - стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшим природными ресурсами; - благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему; - в страну притекали иностранные инвестиции; - росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета; 2) в опровержение, например: - Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения; - низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что показал кризис 1900-1903 гг.); - рост внешней задолженности; - не был прёодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.); - высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики; - в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров. Могут быть приведены другие аргументы. 20. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути». 1) в подтверждение, например: - в ходе войны резко возросла инициативность людей, вынужденных часто принимать на войне решения, от которых зависела их жизнь: - в годы войны ослаб контроль со стороны центральной власти над местными руководителями, которые приучились к самостоятельному принятию решений: - в первые годы после войны проявились некоторые тенденции к демократизации: после длительного перерыва прошли выборы в Верховный Совет, выборы судей: - усилившиеся во время войны контакты с союзниками по войне — США и Великобританией - расширили у части советских людей представления о западной демократии. 2) в опровержение, например: - победа в войне была тесно связана в массовом сознании с заслугами И.В. Сталина, культ личности которого достиг апогея: - победа в войне считалась доказательством жизненности существующего режима, его «правильности»: - восстановление разрушенной страны можно было провести только при сохранении жёсткого политического режима, сильной централизованной власти: - война приучила людей к воинской дисциплине: - начавшаяся «холодная война» пресекла все возможные тенденции к демократизации. 21. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Введение нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму». 1) в подтверждение, например:
- нэп привел к возвращению частной собственности на средства производства; - при нэпе обострилось социальное неравенство; - введение нэпа не было запланированным шагом, а происходило под влиянием массового недовольства политикой «военного коммунизма»; - нэп как поражение или отступление оценивали многие большевики (в том числе и Ленин — «отступление завершено»);
2) в опровержение, например: - вся политическая власть оставалась в руках партии большевиков, которая не собиралась отказываться от идеи построения социализма: — в распоряжении государства оставались крупные предприятия, железнодорожный транспорт и недра («командные высоты социализма»); - сохранялась государственная монополия внешней торговли; - существовали серьёзные ограничения для частного предпринимательства; - не была восстановлена частная собственность на землю; - в годы нэпа развивались разные формы кооперации, считавшиеся проявлением социалистической экономики. Могут быть приведены другие аргументы. 22. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Царствование Петра III было чередой безумств и ошибок, крайне негативно сказавшихся на России». 1) в подтверждение, например: – Петр III восстановил против себя дворянство и гвардию пронемецкими симпатиями; – внешнеполитические шаги Петра III не отвечали национальным интересам России (выход из Семилетней войны, вывод войск из Пруссии и др.); – Петр III открыто показывал своё пренебрежение к православной церкви. 2) в опровержение, например: – при Петре III был принят Манифест о вольности дворянства (1762 г.), согласно которому дворяне освобождались от обязательной службы, что положило начало раскрепощению сословий; – Петр III ликвидировал Тайную канцелярию; – при Петре III было прекращено преследование старообрядцев; – в духе Эпохи Просвещения было принято решение о секуляризации церковных земель. 23. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Вторую половину царствования Александра I (1815—1825 гг.) можно считать периодом реакции».
1) в подтверждение, например: − в 1812 г. последовала отставка самого видного реформатора эпохи — М. М. Сперанского; − в стране фактически установилась диктатура А. А. Аракчеева, человека далеко не либеральных взглядов; − в армии насаждалась палочная дисциплина; − жестокими методами вводились военные поселения; − ужесточилась цензура; − Александр I стал инициатором создания Священного союза, который фактически боролся не только с революциями, но и с реформаторскими тенденциями в Европе; − Александр в итоге так и не реализовал конституционный проект и отмену крепостного права в России. 2) в опровержение, например. − и после 1812 г. Александр I поручал своим сотрудникам разработку проектов по освобождению крестьян; − именно Александр I настоял на конституционном устройстве Франции после 1814 г.; − Александр I даровал конституцию Польше; − император поручил Н.Н. Новосильцеву разработать конституционный проект для России; − Александр I отказался жестоко преследовать участников тайных обществ, признав, что их цели были близки его замыслам начала царствования.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Московское государство в середине XVI в. было централизованным государством». Аргументы в подтверждение:
1) Существовали единые центральные органы власти
2) В стране существовали единые деньги.
Аргументы в опровержение:
1) Существовали таможенные пошлины внутри государства
2) удельные князья сохраняли за собой право власти в своих землях Могут быть высказаны и иные аргументы, не искажающие смысла 25. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«К 1917 г. Россия была не в состоянии успешно продолжать войну».
Аргументы в подтверждение:
1) Экономика страны находилась в упадке и разорении, у армии не хватало всего необходимого
2) Солдаты не хотели проливать кровь в бессмысленной бойне
Аргументы в опровержение:
1) Через год началась Гражданская война и интервенция и Красная армия показала свою боеспособность
2) В 1916г Юго-Западный фронт провел блестящую военную операцию разгромив австрийцев 26. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции». Аргументы в подтверждение:
1) авторитет самодержавия у населения из-за поражений резко упал
2) бессмысленность войны поднимала народ на революцию
Аргументы в опровержение:
1) многие простые рабочие и крестьяне и не слышали о русско-японской войне, они выступали за улучшение своего положения
2) в стране созрели предпосылки для революции, просто война их ускорила, То есть она стала поводом, а не причиной 27. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Переход к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой Руси». Аргументы в подтверждение:
1) резко ослабла обороноспособность
2)усилилась междоусобица
Аргументы в опровержение:
1) меньшие княжествами было проще управлять, поэтому начинается их расцвет
2) в это время происходит рост населения и городов по всей территории Руси 28. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к культурному регрессу страны».
1) в подтверждение, например: − в результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или были изгнаны из страны многие представители старой интеллигенции, что привело к утрате культурных традиций; − были закрыты многие культурные учреждения, объединения, организации, что нанесло значительный урон культурному развитию страны; − в 1930-е гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях и утвердился единый метод социалистического реализма, был установлен партийный контроль над культурой; − гонения на церковь привели к уничтожению или забвению многих шедевров церковного искусства; − за границу были проданы многие художественные ценности;
2) в опровержение, например: − в результате «культурной революции» в стране была практически ликвидирована неграмотность; − было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих посёлках – обязательное семилетнее образование; − выходцы из рабочих и крестьян составили новую, советскую интеллигенцию; − культурные достижения страны благодаря общедоступности музеев, организации выставок, открытию библиотек и т.д. стали доступны широким народным массам; − созданные в 1930-е гг. творческие союзы обеспечивали материальные условия для творчества деятелей советской культуры; − в 1920–1930-е гг. были созданы многие шедевры советского искусства (фильмы С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова, скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», «Марш энтузиастов» И.О. Дунаевского и т.д.); − в 1930-е гг. советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов в развитии науки и техники
29. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Развитие России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы».
1) в подтверждение, например: − расширение и упрочение феодальной собственности на землю послужило основой юридического оформления крепостного права, что противоречило направлению социально- экономического развития Западной Европы в XVII в.; − использование крепостного труда в мануфактурном производстве, что противоречило направлению экономического развития стран Запада в этот период; − в отличии от Западной Европы, в России отсутствовала буржуазия; торговлей занималось купечество; − сохранение военной роли полурегулярных стрелецких полков и поместного (дворянского) войска в то время, когда на Западе создавались регулярные армии; − европеизация в культуре и быту затронула только часть высшего слоя российского общества; − оставалось господствующим религиозное мировоззрение;
2) в опровержение, например: − государство использовало опыт иностранных специалистов, в Москве для них построена новая Немецкая слобода; − реорганизация и совершенствование вооружённых сил (создание полков «иноземного строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам); − изготовление оружия с учётом западноевропейского опыта; − появляются первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, первая рукописная газета; создаётся первый театр; всё больше представителей верхних слоёв общества владеет иностранными языками (польским, латинским), носит европейскую одежду; знать всё чаще берёт на службу европейских врачей и учителей.
30. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформы Е. Гайдара оказали благотворное влияние на развитие экономики России».
Аргументы в подтверждение: 1) Россия быстро насытила полки магазинов необходимыми товарами 2) в стране в результате приватизации сложился класс собственников Аргументы в опровержение: 1) Резко упали объемы производства в абсолютном большинстве отраслей хозяйства 2) появилась безработица 3) снизился уровень жизни 31. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Период руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших для её населения».
1) в подтверждение, например: – этот период отличался высокой степенью социальной стабильности, максимальным обеспечением социальных благ; – период отличался отсутствием открытых политических и нацио- нальных конфликтов; – большую часть периода проводилась политика «разрядки», что снижало опасность ядерной войны при сохранении высокого международного авторитета и влияния СССР; 2) в опровержение, например: – в стране наметился идеологический кризис, связанный с растущим неверием людей в цели коммунистического строительства; – назревал кризис управления, связанный с установлением геронтократии («власти стариков»), отсутствием ротации руководящих кадров; – не были решены многие экономические проблемы, связанные с огромными военными расходами, слабой заинтересованностью людей в результатах своего труда и общими недостатками плановой экономики, установилась зависимость экономики от продажи нефти и газа за границу. 32. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как " шоковая терапия", способствовала преодолению кризисных явлений в экономике». 1) в подтверждение, например: – либерализация торговли и отпуск цен позволили насытить рынок товарами и продуктами первой необходимости и ликвидировать угрозу голода; – ваучерная приватизация государственной собственности, начатая в этот период, положила начало процессу формирования слоя собственников; – сокращение государственных расходов бюджета на закупки вооружения высвобождало средства для инвестиций в рыночные проекты; – «отпуск цен» в ходе «шоковой терапии» обеспечил ликвидацию «денежного навеса» (избытка денежной массы в сфере обращения) и баланс функционирования рынка; – либерализация торговли содействовала развитию российского рынка в сфере импортных операций; – ваучерная приватизация заложила основы для возникновения мелкого и среднего предпринимательства, что способствовало оживлению экономической деятельности, наполнению рынка товарами, снижению остроты проблемы занятости, увеличению доходов некоторых слоёв населения; 2) в опровержение, например: – отпуск цен привёл к беспрецедентному их росту в сфере потребительского рынка, оптового рынка на продукцию промышленных предприятий, к росту закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, росту тарифов на коммунальные и другие услуги; – политика «шоковой терапии», приведшая к резкому падению реальных доходов населения и обесценивание денежных накоплений в банке, сузила внутренний потребительский рынок, что обострило кризисные явления в экономике; – в результате либерализации внешнеэкономической деятельности импорт товаров стал основным источником формирования внутреннего рынка продовольствия и товаров, не выдерживавших конкуренции, наводнения его некачественной продукцией; – отсутствие правовой базы, таможенного контроля со стороны государства, чёткой системы налогообложения способствовали созданию спекулятивных капиталов; – отсутствие строгой регламентации приватизационной деятельности со стороны государства привело к формированию крупных капиталов в сырьевых отраслях страны и бесконтрольному вывозу их за рубеж, что резко сократило бюджетные доходы и обострило кризис производства; – часть ваучеров, вложенных в акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), стала объектом финансовых махинаций, породив неплатёжеспособных собственников, рост количества теневых сделок в финансовой и других сферах экономики; – политика «шоковой терапии» содействовала формированию «быстрых» капиталов в среднем и малом бизнесе в сфере услуг, пищевой промышленности, но не в наукоёмких отраслях промышленности. 33. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный характер».
1) в подтверждение, например: · разоблачение культа личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС (1956 г.); · началась реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных; · прекратилась политика массовых репрессий; · произошёл сдвиг в социальной политике в пользу простых людей (повышение пенсий в ходе пенсионной реформы; введение гарантированной денежной оплаты колхозникам; введение паспортов в деревне, право колхозников свободно переходить в другие колхозы и право уезжать в город, массовое жилищное строительство, обгонявшее по темпам прирост населения); · были предприняты меры по повышению материального благосостояния населения (значительно сокращены налоги на личные подсобные хозяйства колхозников); · началось оживление культурного обмена с зарубежными странами, расширение культурных и научных контактов; 2) в опровержение, например: · применялись методы репрессий к гражданам СССР (расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г.); · волюнтаристски решались вопросы развития культуры (разнос выставки авангардистов в Манеже в 1962 г.); · усилились гонения власти на Русскую Православную Церковь (массовое закрытие церквей и монастырей, усиление атеистической пропаганды в СМИ); · проводилась политика администрирования культуры и искусства (отстранение от руководства журналом «Новый мир» А.Т. Твардовского); · медленно ликвидировалась система ГУЛАГа; · в отношении инакомыслящих продолжала использоваться статья 58 Уголовного кодекса РСФСР (до 1961 г.), квалифицировавшая любые критические выступления в адрес власти как политические и грозившая множеством репрессивных мер подпадавшим под её действие людям.
|